Кончилась масленица- семь недель великого поста. Запрещены увеселения, даже петь нельзя. Посиделки только с рукоделием.
Чтобы весна пришла, ее нужно позвать,выкликнуть. Это был своеобразный речитатив,наполненный внутренним ритмом.. под вечер девушки забирались на крыши сараев и оттуда закликали весну.
Закликали в разных регионах в разные дни марта.
Птицы возвращались, по поверьям они приносили весну. Ускоряли: пекли фигурки птиц,подбрасывали их в воздух.
Прикрепляли к деревьям,засовывали под сараи.остаток- скоту. Чтобы живительные силы природы коснулись и детей,и животных
На благовещение выпускали на волю живых птиц. 25 марта.
7 апреля- день сорока мучеников.
Семантика: участники. Бабушки и женщины пекут. Дети бегают. Девушки закликают: звонкий голос и могут залезть высоко.
Пропп. Тесто. Продуцирующий обряд в том числе.
Закликание-магия подобия, подражание звукам весны
Егорьев день. 23 апреля. День св Георгия Победоносца. Егорий вешний, зеленый Юрий. Покровитель скота. Первый выгон скота. Мужской праздник, в первую очередь праздник пастухов. В ночь группа парней во главе с пастухом обходила деревни и окликала Егория. У окликальщиков,как и у колядовщиков был свой мехоноша..
Утром скотину выгоняли вербочкой: передача живительной силы. Магическое значение.
Пастух и обходчик. В руках: решето, в которое насыпали зерно,ставили иконку св.георгия и свечу,крашенные яйца,замок. Обходчик, обходя, произносил заговор
Окуривали скот. Корове вымя, например.
«наряжается как баба на юрья»
На егорьевской росе катались,чтобы взять ее силу
1 мая-чествование святого Макария,им заканчивалась егорьевская неделя.
Вербное воскресенье. Вербная неделя-последняя неделя перед пасхой. «Без вербы- не весна»
Лазоревская сб-канун вербного вс- освещали вербу в церкви. Целительная сила сережек- от лихорадки. Дети бегали и хлестались вербой. Пропп: магия соприкосновения.
Пасха. И пробуждение сил природы, и окончание поста. Крестный ход. Утром христосование и обмен крашеными яйцами.
Обход дворов молодежью- волочебные песни.
Введение
2.обращение к хозяину, чтобы тот пригласил или одарил.
3 величание хозяину.
В колядках же наоборот:2 и 3 в ином порядке
Волочебные- от волочиться=ходить.
Красная горка. (первое вс после пасхи) молодежь катала яйца. Величание молодоженов этого года. «Вьюнишные песни»
Билет 12. похороны кукушки. Обряды семика и троицы. Русальная неделя.
От пасхи до троицы молодежь водила хороводы. 7 и 8 недели были особенными. Их называли зеленые святки.
Это второй цикл весенних обрядов,приветствование зелени деревьев. Цикл из ряда обрядов:
1.внесение в село березки
Завивание венков
Кумление
Похороны кукушки, Костромы,русалки
Две недели: семикская и троецкая.
В центре обрядов- березка. Обладает особенной силой роста.
Похороны- явления одного плана. Назначение: проводить весну и обеспечить урожай.
В семик,чт перед троицей, девушки собирали продукты, тайно шли со снедью в лес. Там завивали венки. Снимали кресты- кумление.
Яичница- ритуальная еда. Яйцо-символ плодородия.
Кукушка закапывалась с песней. Бросали в воду венки.
В троицу на кладбище поминали родных
Хороводы вокруг березок. Иногда срубали и приносили в деревню.
Пропп. Сила роста в верхушках---кольцо как способ сохранения этой силы сила из леса земле,людям. Девушки забирают силу,женщины отдают(жнивные катания по полям)
Березу уничтожали,чтобы силу передать посевам. Прощание с березкой, бросали в реку
Яйцо-знак воскресения из мертвых.
Восьмая неделя, вторая половина зеленых святок- Троицкая, русальная или гряной. В эту неделю из воды выходят русалки, если заманить их и прогнать на поля, то они обеспечат влагой на все лето. Русалка в виде куклы, страшного чучела. С ней ходили по полям, потом уничтожали. Похороны русалки часто сочетались с похоронами Костромы:сноп рядили, потом уничтожали.