Привлекательность сказок для коррекционной работы с детьми. Директивный и недирективный подход к использованию сказок. Возможности работы со сказкой. Виды сказок. Особенности использования в коррекционной работе терапевтических, психокоррекционных, дидактических, медитативных сказок. Приемы работы со сказкой. Сказочные функции. Основные приемы сочинения сказок. Использование сказок в коррекционной работе с детьми.
РАЗДЕЛ III ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАЗНОГО ВОЗРАСТА.
Тема 1. Психокоррекционные технологии в работе с детьми дошкольного возраста.
Отличия развивающей и коррекционной работы. Принципы развивающей работы. Учет возрастных особенностей в процессе развивающей работы. Учет зоны ближайшего развития. Направления развивающей работы психолога. Игра как основное средство развивающей работы. Требования к отбору развивающих игр. Развивающие игры для детей раннего, младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Трудности развития детей дошкольного возраста. Нарушения поведения: агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность (синдром дефицита внимания). Причины отклонений в поведении. Основные направления в коррекции отклоняющегося поведения. Нарушения эмоциональной сферы: страхи (возрастные и невротические), повышенная тревожность. Причины нарушений эмоциональной сферы. Основные направления в коррекции нарушений эмоциональной сферы. Приемы коррекции поведения. Приемы коррекции эмоциональных отклонений в дошкольном возрасте. Основные методы практической коррекции, применяемые в коррекционной работе с дошкольниками. Ориентиры нормального развития ребенка. Отставание в психическом развитии. Приемы коррекции отставания в психическом развитии.
Основные понятия.
Детские страхи, тревожность, синдром дефицита внимания, синдром дефицита внимания с гиперактивностью,
Тема 2. Психокоррекционные технологии в работе с детьми младшего школьного возраста.
Особенности адаптации детей к обучению в школе. Причины школьной дезадаптации. Основные направления в коррекции дезадаптации младших школьников. Формирование мотивации к учению. Развитие познавательных интересов. Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте: страхи, школьная тревожность. Причины нарушений эмоциональной сферы. Средства коррекции нарушений эмоциональной сферы. Методы диагностики дезадаптации, тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста.
Тема 3. Психокоррекционные технологии в работе с детьми подросткового возраста.
Задачи психолога в работе с подростками. Направления деятельности психолога с подростками. Направления психолого-педагогической коррекции акцентуаций характера. Особенности коррекционной работы с различными типами акцентуированных личностей. Психопрофилактика отклоняющегося поведения подростков. Методы диагностики дезадаптации, тревожности и страхов у детей среднего школьного возраста.
Основные понятия.
Девиантное поведение, аддиктивное поведение, кризис подросткового возраста
Тема 4. Психокоррекционные технологии в работе со старшеклассниками.
Задачи психологической помощи детям старшего школьного возраста. Развитие временной перспективы и способности к целеполаганию. Профессиональная ориентация старшеклассников. Отклонения в поведении: девиации, аддикции. Основные направления коррекции и профилактики отклоняющегося поведения старшеклассников. Методы диагностики и психолого-педагогической коррекции тревожности и страхов, отклонений в поведении у детей старшего школьного возраста.