Опубликовано: 29.11.2009 | Рубрика: Юриспруденция » Гражданский процесс »
К федеральным судам относятся:
a. Конституционный Суд РФ;
b. суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные суды и специализированные суды);
c. арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ).
К судам субъектов РФ отнесены:
· конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
· мировые судьи.
Подведомственность — относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных органов и третейских судов. Несмотря на множество органов и организаций — три формы защиты:
d. Судебная защита (подведомственность судебная — суд общей юрисдикции или арбитражный суд),
e. Административная защита (подведомственность административная),
f. Общественная защита (подведомственность дел общественным организациям)
Выделяют несколько видов судебной подведомственности:
· исключительную (дело м.б. рассмотрено только судом),
· альтернативную (спор может быть рассмотрен по выбору заинтересованного лица, как в суде, так и в ином государственном органе или общественной организации),
· договорную (возможность выбора органа, но по взаимному согласию сторон),
· императивную (когда дело становится безусловно подведомственным судам лишь после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора).
В качестве критериев отнесения отдельных категорий юридических дел к ведению определенных органов можно выделить:
· характер спорного правоотношения (имея в виду его содержание — связано ли оно с предпринимательской и иной экономической деятельностью или нет);
· субъектный состав (состав участников спора);
· спорность либо бесспорность права;
· наличие договора между сторонами спора;
· характер правового акта (носит ли он нормативный или ненормативный характер);
· орган, которым принят нормативный акт (имея в виду всю иерархию и структуру органов государственной власти и органов МСУ).
Подведомственность исковых дел судам общей юрисдикции определяется методом исключения, т.е. они рассматривают все дела, кроме тех, которые прямо отнесены к ведению арбитражных судов.
По общему правилу отнесение к подведомственности арбитражных судов — два признака в совокупности:
· по характеру спор экономический, связан с осуществлением предпринимательской деятельности,
· по субъектам — юридические лица и граждане-предприниматели (эти правила действуют и для споров с участием иностранных субъектов).
Статья 33 Арбитражного ПК предусматривает специальную подведомственность: арбитражные суды рассматривают дела независимо от того, кто участники спорных отношений (т.е. достаточно одного признака — характера спора). К подведомственности арбитражных судов относятся:
· дела по спорам между акционером и АО, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ независимо от характера спорящих субъектов (производственные и потребительские кооперативы не являются хозяйственными обществами — дела в суды общей юрисдикции, как и дела по трудовым спорам);
· дела о защите деловой репутации в области предпринимательской или иной экономической деятельности (в любом случае).
Суды общей юрисдикции согласно статье 22 ГПК рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, МСУ, должностных лиц, иностранных лиц, М/н организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод, законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, которые не носят по общему правилу экономический характер, за изъятиями, установленными ФЗ. Кроме того, суды рассматривают и разрешают:
· дела по указанным в статье122 ГПК требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;
· дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в статье245 ГПК (по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено ФЗ к компетенции иных судов;по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов МСУ, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ);
· дела особого производства, указанные в статье262 ГПК (об установлении фактов, имеющих юридическое значение; об усыновлении (удочерении) ребенка; о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим; об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации); о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь; о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство); о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании; о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния; по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении; по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства);
· дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (гл.46 и 47 ГПК);
· дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (гл.45 ГПК).
Таким образом, определяя подведомственность того или иного юридического дела, необходимо исходить из содержания и характера правоотношения (имеет ли спор экономический характер либо нет), состава сторон, наличия или отсутствия спора либо договора о подведомственности между сторонами, а также иметь в виду и исключения, установленные законом в изъятие из изложенных выше правил, а также иные дополнительные критерии.
Подсудность — относимость подведомственного судам дела к ведению определенного суда.
Подсудность можно классифицировать по следующим видам:
1) функциональная подсудность — распределение компетенции между судами общей юрисдикции, рассматривающими дела по первой инстанции, в апелляционном, кассационном, надзорном порядке и при пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;
2) родовая (предметная) подсудность — распределение компетенции по рассмотрению дела по первой инстанции между судами, относящимися к различным звеньям системы судов общей юрисдикции;
3) территориальная (пространственная, местная) подсудность — распределение компетенции по рассмотрению дела по первой инстанции между судами общей юрисдикции, относящимися к одному звену.
Подсудность — средство разграничения компетенции внутри каждой судебной системы;
Подведомственность — отграничение компетенции судов общей юрисдикции в целом как системы от иных судов и иных юрисдикционных органов.
Разграничение компетенции осуществляется, с одной стороны, по роду (характеру) дел, а с другой, — в соответствии с территориальной юрисдикцией однородных судов (одного уровня). По этим признакам различают два вида подсудности:
1) родовую (предметную) — деление дел между судами по вертикали;
2) территориальную — деление дел между судами по горизонтали.
Действующее процессуальное законодательство позволяет выделить четыре звена, составляющие систему судов общей юрисдикции:
1) Мировые судьи (Компетенция ч. 1 ст. 23 ГПК РФ).
2) Районные суды(Компетенция определена по остаточному принципу: в соответствии со статьей 24 ГПК РФ — рассматривают по первой инстанции все гражданские дела, за исключением тех, которые специальными нормами отнесены к компетенции мировых судей, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономного округа, Верховного Суда РФ, а также военных и иных специализированных судов).
3) Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа(Компетенция ч. 1 ст. 26 ГПК РФ) — рассматривают дела, связанные с связанные с государственной тайной; об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций и другие.
4) Верховный Суд РФ (Компетенция ч. 1 ст. 27 ГПК РФ).
ФКЗ «О военных судах РФ» установлена трехзвенная система военных судов:
1) гарнизонные военные суды (компетенция определяется по остаточному принципу — рассматривают по первой инстанции все гражданские и административные дела, за исключением дел, отнесенных к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда);
2) окружные (флотские) военные суды (рассматривают по первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной);
3) Военная коллегия Верховного Суда РФ (рассмотрение по первой инстанции дел об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых ФЗ предусмотрена военная служба, в тех случаях, когда указанные акты затрагивают права, свободы и охраняемые законом интересы военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы).
Родовая подсудностьпозволяет определить, суд какого уровня (какого вида) системы судов общей юрисдикции должен принять гражданское дело к производству по первой инстанции. По родовой подсудности разграничение какпо уровню судов (между мировыми и федеральными судьями и между федеральными судьями трех уровней), так и по виду судов (общегражданские и военные). Родовая подсудность определяется по роду самого дела и зависит от его материально-правовой характеристики (характер дела, стороны, иногда — цена иска).
Согласно статье 23 ФЗ «О мировых судьях» мировой судья рассматривает дела:
a. о выдаче судебного приказа,
b. о расторжении брака (если отсутствует спор о детях),
c. о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска,
d. иные дела из семейно-правовых отношений (кроме дел об оспаривании отцовства/материнство, установлении отцовства, о лишении родительских прав, об установлении усыновления ребенка), по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 МРОТ,
e. иные дела из трудовых отношений (кроме дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров),
f. об определении порядка пользования имуществом.
Родовая подсудность гражданских дел районным судам: все дела, подведомственные судам общей юрисдикции, кроме тех, которые отнесены законом к судам общей юрисдикции иного уровня.
Родовая подсудность судов субъектов РФ, в соответствии со статьей 26 ГПК РФ, включает:
g. дела, связанные с государственной тайной;
h. дела об оспаривании НПА субъектов РФ, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан и организаций;
i. дела о приостановлении деятельности или ликвидации структурного подразделения политической партии, межрегиональных или региональных общественных объединений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций СМИ и других;
j. дела об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий (кроме решений избирательных комиссий, которые оставляют в силе решения нижестоящих комиссий — такие рассматриваются районными судами);
k. дела об усыновлении ребенка — гражданина РФ лицами без гражданства, иностранными гражданами или гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами РФ;
l. дела о признании забастовки незаконной;
m. дела об обеспечении прав граждан избирать и быть избранными в органы МСУ, а также по жалобам граждан, права которых нарушены в связи с роспуском представительного органа МСУ, отрешением главы муниципального образования от должности.
Верховный суд РФ рассматривает отдельные категории гражданских дел, связанных со значимостью предмета защиты; дела в первой инстанцией рассматриваются Судебной коллегией по гражданским делам:
· дела об оспаривании НПА Президента РФ, Правительства РФ, палат ФС РФ, НПА Президента, Правительства и других органов;
· об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки;
· о приостановлении деятельности или ликвидации полит партий, общероссийских или м/н общественных объединений и организаций;
· об обжаловании решений ЦИК (кроме решений, оставляющих в силе решения нижестоящих комиссий);
· по разрешению споров между государственными органами.
ГПК отдельно закрепляет подсудность гражданских дел военным судам и иным специализированным судам:
· гражданские дела с участием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и федеральных органов исполнительной власти, в которых ФЗ предусматривает военную службу;
· граждан, проходящих военные сборы, а также связанные с защитой их нарушенных или оспариваемых прав, свобод или охраняемых законом интересов в результате действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.
· рассмотрение жалоб граждан, уволенных с военной службы, граждан, прошедших военные сборы на факты нарушений в период службы/сборов.
Окружные (флотские) и гарнизонные суды приравниваются к областному и районному судам. Гарнизонные рассматривают дела, отнесенные к военным судам все, кроме тех, которые прямо отнесены к подсудности Военной коллегии Верховного Суда РФ; окружные — дела связанные с государственной тайной.
Военная коллегия ВС РФ — дела об оспаривании ненормативных актов Президента, Правительства, Министерства образования, других органов, касающиеся прав, свобод, законных интересов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.