МЕНТАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Касается способности оказывать
конкретному человеку ментальную поддержку
СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Касается
способности
идентифицировать
себя с группой
ДУХОВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Касается восприятия
глобальной или локальной
ответственности
Рис. 2.2. Мыслительное поле бренда
Духовное измерение— восприятие глобальной или локальной ответственности. Например, производитель пылесосов может сформировать у целевой аудитории четкое представление о том, что его продукция — это развитие самых передовых технологий и потребление его продукции ни что иное, как поддержка инвестиций в развитие новых технологий. Отметим, что это представление может не иметь никакого отношения к действительности и конкуренты нашего производителя могут обладать такими же передовыми, если не лучшими технологиями (хотя желательнее, если бы это все же соответствовало заявленной в бренде идее). Здесь более важно, что думают по этому поводу представители целевой аудитории. Возвращаясь к рассматриваемому примеру можно предположить, что покупка такого пылесоса «на духовном уровне» (в терминологии Т. Гэда) будет восприниматься как инвестиции в развитие новых технологий.
Ментальное измерение— способность поддерживать человека. В хорошем бренде всегда есть место теме — «как вас осчастливит товар...» или «что он в вас изменит...». В рекламе нашего пылесоса мы можем прочитать о том, как товар покажет нам, что можно легко справиться с самыми сложными ситуациями, например, как легко и эффективно вычистить полы и освободиться от грязи. В рекламном тексте нам предложат метафору — пылесос как тип нового человека, легко справляющегося со всеми трудностями. Поэтому на ментальном уровне пользование товаром может, как бы это не звучало цинично, поддержать человека, показав ему пример метафорического решения различных затруднительных ситуаций.
Кроме названных выше качественных измерений бренда можно выделить еще одно, имеющее денежное выражение. Это брендовая капитализация или брендовая премия. Анализ стоимостной оценки бренда (brand value) сравнительно новый подход в теории менеджмента.
Практика бизнеса показала, что бренд имеет цену на рынке, т. е. является важным активом компании, следовательно, нуждается в управлении подобно любым другим активам [8]. Управление брендом как академическая концепция формируется в США в 30-е гг. XX в. Пройдя в своем развитии несколько этапов, организационно-функциональное воплощение этой концепции — принцип управления брендом (brand management) — стало признанным принципом западного менеджмента.
Впервые стоимость бренда была оценена как и другие активы и, соответственно, включена в балансовый отчет в 1988 г. [6]. Британская продуктовая компания КНМ (Rank Hovis McDougall) стала первой компанией, включившей в свои активы собственный бренд. В последние десятилетия репутационный (брендовый) капитал — самый быстрорастущий капитал в мире. Бренд становится доминантой финансовой оценки любого предприятия.
Таким образом, классическая причина создания брендов — это уникальная для производителей возможность увеличить разницу между себестоимостью и продажной ценой или между ценой небрендированного товара и его брендированным аналогом (брендовая премия). Как отмечает Т. Гэд, владельцы мегабренда Intel сегодня получают с каждого компьютера на 40% больше, чем каждый из остальных 18 производителей микропроцессоров, владельцев менее успешных брендов [6]. Автор также добавляет, что технические технологии последних ничем не уступают, а иногда существенно превосходят технологии Intel. Проигрыш есть лишь в одном — в технологиях брендирования.
Определяющие брендовую премию и брендовую стоимость механизмы сложны и имеют психологическую природу. По мнению Т. Гэда, сильные бренды «вступают в дружескую связь» с потребителем, а как известно, люди склонны дорожить своими друзьями и прощать им недостатки [6].
Отечественный исследователь В. Ю. Иевлев выделил несколько основных аспектов в развитии представлений об управлении брендом [8].
Эти аспекты отражают доминирующие на каждом этапе представления о предназначении брендов:
По мнению Р. Батра, бренд не является физической сущностью, за исключением того, что покупатель думает, чувствует и отчетливо представляет себе, видя символ или наименование марки [2].
Итак, бренд— это феномен массового сознания, специфический образ, социальное представление, имеющее сложную структуру и содержание. Одно из главных генетических качеств данного феномена — это его глобальность. Т. Гэд указывает на то, что бренд охватывает все внутри и за пределами организации [6]. Он затрагивает все виды деловой активности. Бренд— это своеобразная упаковочная машина, которая сконцентрированно представляет видение бизнеса, бизнес-план, корпоративную культуру, имидж и многое другое, которые до этого концептуально разносились по разным подразделениям [5].
Одним из главных содержательных компонентов любого бренда является его априорная атрибуция качества, определенный залог качества — для брендового производителя репутация превыше всего. Бренд— это обещание продавца постоянно предоставлять покупателю специфический набор качества, ценностей и услуг. В этом контексте он является рыночным инструментом воздействия на сознание потребителей и на покупательский выбор [2].
Тезис в целом верный, однако современный потребительский мир существенно трансформировал категорию качества. Качество как безопасность продукта, как наличие определенных объективных потребительских свойств, удовлетворяющих потребителей — это, скорее, минимально необходимые требования для всех товаров, вне зависимости от силы их брендов. Остальное — это удел рекламы и других средств маркетинговой коммуникации, которые системно формируют четкие представления, что те или иные качества товара (истинные или виртуальные) являются критериями его качества. В сознании потребителей «паста для всей полости рта» более качественна, нежели просто зубная паста, даже при отсутствии серьезных объективных отличий этих двух продуктов. Очевидно, что за такое ценностное расширение продукта потребитель готов заплатить большие деньги, нежели за «обычную» зубную пасту.
Сравните мегабренд «Coca-Cola» и марку «Квас». Сравнение можно провести по потребительским качествам, соответствующим товарной категории «тонизирующие напитки» (способность утолять жажду, тонизировать и т. д.). Такое сравнение, очевидно, будет не в пользу американского напитка. Сравнение уровня потребления этих продуктов покажет прямо противоположную тенденцию.
Или другой пример. В объективных дегустационных тестах (так называемая «слепая» дегустация, когда участники эксперимента не знают марки предлагаемых им для пробы напитков) люди предпочитают «Пепси» значительно чаще, нежели «Колу». Вероятно, это связано с тем, что первый напиток слаще. Однако, статистические показатели потребления с точностью до наоборот — «Колу» потребляют больше и чаще, нежели «Пепси».
Все дело в силе бренда, в его большей целостности, позитивности и других важных параметрах, характеризующих его воздействующий потенциал. Вкус «Coca-Cola» не просто вкус прохладительного напитка, это определенный имидж, корпоративная идентичность. Не случайно, независимые исследования показывают, что товарный знак компании является одним из самых известных и узнаваемых в мире.
Приведем еще один характерный пример из американской практики [6]. В середине 80-х гг. XX в. две автомобильные компании — американская Chrysler и японская Mitsubishi создали совместное предприятие в Калифорнии для выпуска спортивного автомобиля. Машины собирались на одном конвейере и были идентичными близнецами, отличным было лишь название. Одна брендировалась как «Mitsubishi Eclipse», другая как «Plymouth Laser». Первоначально машины были предложены потребителям практически по одинаковой цене и практически по одинаковой дилерской схеме. Однако уже в первый год существования совместного предприятия машин «Mitsubishi Eclipse» было продано на 52% больше, чем аналогичных «Plymouth Laser». В 1994 г. последний раз проводилась рекламная кампания этих машин и Mitsubishi выставляла цену на 24% выше, чем цена Plymouth. Почти невероятными оказались результаты исследования независимой исследовательской фирмы, которые свидетельствовали о том, что от владельцев Plymouth поступало в 6 раз больше жалоб и нареканий на качество машин, нежели от владельцев Mitsubishi. Сегодня бренд «Plymouth Laser» уже не существует, а «Mitsubishi Eclipse» занимает ведущие позиции, а машины под этим брендом прекрасно продаются в разных странах.
Как верно указывает А. С. Филюрин, по существу, на современном рынке идет борьба рекламных образов за место в сознании покупателей [18]. Результатом является присутствие в поведении индивидуальных потребителей эмоциональных мотивов, которые зачастую преобладают над рациональными. Вследствие этого, факторы успеха потребительских товаров и услуг базируются не на объективно заданных, а на субъективно воспринимаемых потребителями преимуществах. Эти преимущества заключаются в уникальности брендов, способности покупателей идентифицировать марки при совершении покупок. Чисто функциональная ценность изделия может при этом уходить на второй план [18].
Действительно, в большинстве отраслей различия между конкурентами практически отсутствуют. Поэтому необходимое условие существования бренда — это его уникальность, пусть даже виртуальная [6]. Иногда единственное отличие заложено не в товаре, а в том, как его представлять. В противном случае (отсутствие уникальности бренда) производитель вынужден снижать цены вплоть до отрицательной рентабельности бизнеса.
Для эффективного формирования брендов необходимо руководствоваться рядом методологических принципов. К таковым мы относим следующие: целостность создаваемого образа, непротиворечивость его отдельных компонентов (как во внешнем контексте, так и что касается внутрифирменной целостности, непротиворечивости с корпоративной культурой и другими организационными феноменами), позитивность (для целевой аудитории), таргетизированность (от лат. target — мишень) — адресность знакового послания (четкое определение целевой аудитории), принцип выделения отдельных брендов в самостоятельные объекты маркетинга, охраноспособность соответствующих элементов бренда, рекламоспособость составляющих бренда (рекламоспособность концепции, фирменного стиля в целом и его элементов), необходимость выстраивать любой бренд на конкурентном преимуществе (истинном или виртуальном, но обязательно однозначно представленном в представлениях целевой аудитории), соответственность (соответствие потребностям целевой аудитории).
Таким образом, товарный знак, фирменный стиль и бренд являются, с одной стороны, различными феноменами, как по происхождению, так и по выполняемым функциям, с другой стороны — включены в общий процесс функционирования современного производства, когда бренд выстраивается на основе товарного знака и фирменного стиля и является наивысшей целью любого производителя. В табл. 2.2 представлены некоторые обобщения относительно содержания феноменов товарный знак, фирменный стиль и бренд.
Эффективный рекламный образ строится на базе архетипа. Категория «архетип» до сих пор остается сложной и трудно операционализированной. По мнению некоторых исследователей, скорее являющейся метафорой для обозначения различных феноменов индивидуального и коллективного бессознательного, специфического психического материала, в котором содержатся образы, чувства, ассоциации, телесные ощущения, либо выступающей как проявление общечеловеческой памяти.
Архетипы в концепции К. Юнга имеют изначальное, архаическое происхождение и несут в себе общечеловеческий смысл [21]. Кроме эротических и танатических архетипических фигур в бессознательном представлены и иные архетипы: архетип Воды (Космические Воды, Космический Океан, Мировая Река), архетип Тени, архетип Движения, Времени и др.
Существование и развитие брендов и имиджей достаточно сложно объяснить без архетипической привязки. Категория «архетип» достаточно полно восполняет понимание механизма интериоризации рекламных образов, понимание того, как образ товара, производителя, человека становится достоянием целевой аудитории, как формируется сначала узнаваемость, а затем и лояльность к определенной марке. В сильных брендах и имиджах на определенном этапе их развития происходит открепление образа от его прототипа. Образ начинает жить своей собственной жизнью, переселяясь в поле массового сознания и теряя «энергетическую» подпитку своего объекта. А заложенный в рекламный образ архетип является лучшей силовой установкой, обеспечивающей более или менее длительное его существование.
Таблица 2.2
Феномены
Критерии
Товарный знак
Фирменный стиль
Бренд
Природа
Юридический феномен
Рекламный феномен
Маркетингово-психологический феномен
Структура
Изобразительные, словесные, объемные, звуковые обозначения или их комбинации
Развитие (удовлетворение функциональных, ментальных, социальных и духовных потребностей)
Локализация
Товар, упаковка
Рекламные обращения
Массовое сознание
Механизмы функционирования
Правовое регулирование
Частота экспликации, использование всего комплекса маркетинговой коммуникации
В случае мегабрендов — саморазвивающаяся сущность
Механизмы такой поддержки хорошо известны в психологии. Каждый человек взаимодействует с внешним миром и внутренним психическим материалом посредством двух основных способов, а именно — идентификации и проекции.
Под идентификацией понимается отождествление человеческого сознания с какими-либо внутренними образами в бессознательной сфере или с внешними феноменами (например, имидж политика). Идентифицируясь с внутренним образом, человек на какое-то время, а иногда и на всю жизнь, как бы перевоплощается в обобщенные фигуры типа мудреца, служителя или воина и ведет себя соответственно скрытым переживаниям, не осознавая, откуда исходит подобное влияние [3]. С другой стороны, идентификация с внешним имиджем приводит, например, в случае с политическими выборами, к решению голосовать за того или иного кандидата или за ту или иную партию. Аналогичный процесс имеет место и в сфере потребительских предпочтений.
Рекламные образы, функционирующие по идентификационному типу, широко распространены. Использование типизированных героев, типичных ситуаций, стратегий резонанса и другие способы позволяют запустить процессы идентификации у целевой аудитории.
Второй механизм — это проекция. Проекция предполагает процесс, при котором, наоборот, окружающая действительность (ее объекты, предметы, люди) наделяются чертами и признаками скрытых внутренних образов. Происходит как бы внутренняя достройка, перенос на внешний мир внутреннего содержания.
Проекционные рекламные образы с точностью до наоборот задают идеальную планку, некий эталон, который также становится частью личности, но по типу идеального образа.
Таким образом, архетипический фундамент рекламного образа создает заряженность для социальных групп, запускает и обеспечивает процессы идентификации и проекции. Следует отметить, что в различные исторические эпохи и периоды общественного развития сознание актуализирует различные архетипы, востребует различные образы для заполнения ниш в символическом пространстве. Так, например, по мнению Э. Н. Ожиганова, общественное сознание в последнее десятилетие развития России актуализирует архетип Спасителя.
Шведский экономист Т. Гэд называет архетипический план бренда ментальным измерением, также подчеркивая его определяющее влияние на процессы построения и дальнейшее функционирование образа [6].
По мнению американского исследователя Ч. Петтиса, архетипы - это самый эффективный язык для создания фундамента прочного бренда. Автор приводит варианты использования архетипов в построении рекламных образов крупнейших мировых брендов. Соса-Соlа - Невинный герой (чистый, здоровый, счастливый, оптимистичный, любящий простые удовольствия), Microsoft — Правитель, IВМ — Мудрец (но с элементами Шутника, сознательная борьба IВМ собыденностью, стремление повысить интерес — старая реклама с Чарли Чаплином и т. д.), Nokia — Исследователь, Intel — Мудрец и др.
Без понимания сложной структуры рекламного образа невозможно описать процессы его восприятия. На наш взгляд, перцептивные процессы (процессы восприятия) целесообразно рассматривать в качестве основополагающих для определения эффективности рекламы, поскольку именно в формате перцепции запускается воздействующий механизм рекламы: фигура структурируется из фона, понимаются и усваиваются смыслы, инициируются процессы идентификации и проекции, — или, другими словами, запускается рекламная коммуникация.
По мнению отечественного психолога Д. А. Леонтьева, рекламу можно отнести к практикам направленной трансляции смыслов [12]. Рекламный текст представляет собой сложный феномен. В нем возможно выделить различные типы структур: логическую, синтаксическую, семантическую, временную и др.
Специфика восприятия рекламных образов опосредована существенной и универсальной характеристикой любой рекламы, а именно имплицитным характером рекламного текста. Реклама объективно в целях оптимизации затрат вынуждена использовать малые формы свернутой, фрагментарной и подчас скрытой организации текста. Другими словами, авторы рекламных текстов используют специальные техники упаковки и архивации рекламных смыслов и образов.
На наш взгляд, рекламный слоган можно рассматривать как типичный рекламный упаковщик смыслов. В данном контексте приобретает значимость проблема адекватного декодирования и восприятия рекламного образа.
Рис. 2.3
В гештальт-психологии хорошо изучены «визуальные упаковщики», так называемые двусмысленные картинки, когда один и тот же образ можно воспринимать двояко. Данный феномен представлен на рис. 2.3, названный авторами «жена или теща». Смотрящий может увидеть в этой картинке как изображение привлекательной молодой особы, так и образ пожилой женщины.
Данное изображение иллюстрирует ситуацию альтернативы между двумя конкурирующими организациями зрительного поля. А процесс изменения образа являет собой процесс смены фигуры, когда часть фона одной фигуры становится частью новой (второй фигуры) и наоборот. Стимульные факторы таких конструкций соревнуются между собой относительно того, что будет воспринято, а восприятие как таковое организуется исключительно благодаря приданию хаотическому визуальному полю определенного контекста.
Полисемантичность рекламного образа — это способ повысить его продающий момент, повысить эффективность рекламных коммуникаций в целом. А достичь полисемантичности образа в жестко ограниченном рекламном формате возможно только посредством использования специальных техник упаковки и архивации.
Описанная выше ситуация, на наш взгляд, является наиболее эффективной с точки зрения оптимальной организации рекламных текстов. На макроуровне смыслообразующие функции рекламного образа выполняет рекламируемый товар или услуга. Именно товар придает смысл (оформляет фигуру из фона в терминологии гештальт-психологии) клипированному видео-, аудиоряду в случае с теле-, радио- или текстовой рекламой.
На микроуровне (уровень структуры рекламного сообщения) одним из самых лучших механизмов упаковки смыслов и образов в жестком имплицитном формате рекламы является метафора. Восприятие метафоры, как отмечает Д. Чендлер, всегда требует от реципиента «прыжка воображения», иначе — интеллектуальной (активной) обработки, осмысливания [22].
Метафора создает у воспринимающего четкую фигуру, очерчивает исходный образ. Поэтому понятна притягательная сила метафоры для рекламистов. В рекламных текстах используются как визуальные, так и вербальные и музыкальные метафоры.
Одним из классических примеров использования визуальной метафоры в рекламе является рекламная кампания сигарет «Silk Cut» (в переводе на русский — отрез шелка). Производитель дал массированную наружную рекламу, когда по дорогам США с частотой в несколько миль были установлены щиты с фотографическим изображением отреза слегка колеблющегося фиолетового шелка, в котором имелся разрез, как будто материал рассекли бритвой [22]. Кроме правительственного предупреждения о вреде курения рекламный щит не содержал никакой вербальной информации.
Очевидно что данный образ не просто иллюстрирует название марки сигарет, но также направлен на смягчение представлений о сигаретах, использование которых может привести к воспаленному горлу, кашлю и другим негативным последствиям.
Однако, данный рекламный образ в семиотической литературе по рекламе был проинтерпретирован и как метафора. Мерцающий шелк с чувственными кривыми должен символизировать женское начало. Очевидны из такого понимания и маркетинговые цели рекламистов (целевая аудитория, позиционирование товара и т. д.).
Возможно представить и более сложные конструкции, такие как совмещение метафоры и метонимии. Относительно вербальной части рекламы варианты такого совмещения будут рассмотрены ниже. В качестве образной метонимии можно рассматривать рекламный образ сигарет «Marlboro» (одинокий ковбой как составная часть образа жизни сильного и свободного человека).
Вербальная часть рекламного текста обладает определенной спецификой. Восприятие в данном случае имеет сукцессивный характер, или, другими словами, текст может восприниматься и зрением, и слухом. Однако и в данном случае возможно моделировать ситуацию двусмысленной организации, ситуацию полисемантичности рекламного образа.
Принципиальное значение такая модель имеет относительно конструирования слоганов. Мы уже говорили, что слоган представляется нам упаковщиком смыслов. Основная задача рекламного слогана состоит в организации фигуры, образа, смысла рекламируемого объекта. В случае с корпоративной рекламой в слогане очевидно локализована имиджформирующая информация.
По мнению отечественного исследователя Л. В. Матвеевой, имиджформирующая информация должна содержать в себе два разнонаправленных вектора: заостренность эмоциональной составляющей и неопределенность, размытость по когнитивной компоненте [14].
Другими словами, хороший слоган должен совмещать в себе четкую образную фигуру, несущую смысловое многообразие на дозированной информационной основе. Проиллюстрируем этот тезис следующим примером.
В слоган компании Tefal «Ты всегда думаешь о нас» задано четкое эмоциональное состояние (позитивное чувство приятных отношений — контекст задается звуком и цветом рекламы) при неопределенности субъекта и объекта действия (непонятно, кто и о ком думает).
Субъектом действия может выступать как реципиент, думающий о компании Tefal (в данном случае суггестивная формула), так и компания Tefal, думающая о нас — потребителях. Фигура и фон меняются местами, а потребители рекламы получают слоган с большим идентификационным потенциалом (каждый осмысливает текст исходя из центральных факторов: установки, личного опыта, личных смыслов и т. д.).
Следующий пример иллюстрирует вариант совмещения в слогане метафоры и метонимии (предыдущий слоган также можно рассматривать как такое совмещение). Компания Stanley предложила своим потребителям слоган «Stanley — в порядке вещей».
С одной стороны, это метафора — иметь стенные шкафы «Stanley» в порядке вещей (все равно, что иметь телевизор), с другой, — метонимия (стенные шкафы представлены посредством части предмета — вещи будут в порядке). Совмещение данных тропов является, на наш взгляд, аналогом рассмотренной выше двусмысленной картинки, когда фигура и фон поочередно меняются местами.
Слоган рекламной кампании Южно-Российского гуманитарного института — «ЮРГИ — образование нового поколения!» — также является примером полисемантического рекламного образа.1 Первый смысл конструкции — образование как творческий процесс, буквально творение нового поколения. Второй смысл — образование нового поколения как родовая функция любого вуза — обучение. Третий смысл — обучение именно нового поколения. И четвертый смысл — поколение как слово, отражающее качественное состояние объекта (например, телевизоры четвертого поколения).
Ценность подобных конструкций состоит, во-первых, в большем смысловом диапазоне, инициирующем интеллектуальную переработку информации, во-вторых, в развертывании имиджформирующей информации (заостренность аффекта при диффузной когниции), в-третьих, — слоган обладает большим идентификационным и проекционным потенциалом (включает в рекламную коммуникацию максимальное количество потребителей рекламы).
Важно отметить, что восприятие таких конструкций очевидно разворачивается в активном режиме, с подключением смысловых образований реципиента, а значит более эффективными будут процессы запоминания и воспроизведения рекламной информации.
Конструирование полисемантичных рекламных образов предполагает построение нескольких фигур и запускает коммуникативный про-
1 Данный слоган создан профессором МГУ Д. А. Леонтьевым и любезно подарен институту, за что авторы книги выражают Дмитрию Алексеевичу признательность и благодарность. цесс как активное интеллектуальное овладение значениями, что, в конечном счете, определяет те или иные реакции потребителя рекламы (покупки, обращения, обсуждение с референтными лидерами полученной информации и т. д.).
В заключение стоит отметить, что как в теоретическом плане, так и в многочисленных практиках создания рекламного образа, требуются сложные гуманитарные технологии, включающие диагностические и проекционные этапы и являющиеся по своей методологической сути технологиями междисциплинарными, маркетингово-психологически-ми. Определение архетипа образа, придание рекламному образу поли-семантичности — все это процессы, подобные закладке фундамента, от которого зависит, насколько построенное здание сможет быть устойчивым, а его владельцы — достигать поставленных целей.
Используемая литература
1. Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Анн X. Маркетинг. М: Экономика, 1999.С. 286.
2. Батра Р., Майерс Дж., Аакер Д. Рекламный менеджмент. М., СПб., К.:Вильяме, 1999. С. 313.
3. Выгонский С. И. Практика экзистенциальной психотерапии. Ростов-на-Дону: Изд-во: «Личный интерес», 1993.
4. Голубков Е. П. Основы маркетинга. М.: Финпресс, 1999. С. 287.
5. Гузеев Г., Челенков А. Marketing in English // Маркетинг. 1997. № 3. С. 110.
6. Гэд Т. 4D брэндинг: взламывая корпоративный код сетевой экономики.Изд-во: Bookhouse Publishing, 2000.
7. Диксон П. Управление маркетингом. М.: Бином, 1998. С. 308.
8. Иевлев В. Ю. Товарный знак и продвижение товара на российском рынке // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1997. № 3 (9).С. 35.
9. Индустрия рекламы. 2001. №. 2. С. 8.
10. Крылов И. В. Теория и практика рекламы в России. М.: Изд-во «Центр»,1996. С. 164.
12. ЛеонтьевД.А.,КонареваЛ. В. Восприятие образа персонажа и образа товара в телевизионных рекламных роликах//Ежегодник «Методыпсихологии». 1997. Вып. 2. Ростов-п/Д. С. 166-167.
13. Маркетинг/Под ред. А. Н. Романова. М.: ЮНИГИ, 1995. С. 127.
14. Матвеева Л. В. Рекламный имидж в бизнесе и политике//Реклама.1994. №5. С. 40.
15.Минакова Е. В. Интеллектуальная собственность. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮРГИ. 2001.
16.Овруцкий А. В. Маркировка как вид рекламной коммуникации // Маркетолог. 2002. № 11.
17.Россшпер Дж. Р., ПерсиЛ. Реклама и продвижение товаров. СПб: Питер,2000. С. 355-365.
18.Филюрин А. С. Управление торговыми марками российских фирм-производителей. Дис. ... канд. эконом, наук. Новосибирск, 2000.
19.Шредер В. Л. Визуальный облик торговой марки // Мир упаковки. 2001.№4(18). С. 51.
20.Элвуд И. Торговая марка и ее правовая защита // Креатив. 2002. № 4.С. 72-73.
21.Юнг К. Г. Архетипы коллективного бессознательного//Психология бессознательного. М.: Фаир Пресс, 2000.
22.Chandler D. Semiotics for Beginners Routledge. London, 2002.
[1] Piesman D. The Lonely Crowd. N.Y., 1953. P. 38. См. также: Соловьев Э.Ю. Предисловие к сборнику «Массовая культура — иллюзии и действительность». М., 1975. С. 20
[2] Кинорежиссер А. Митта, размышляя над природой комикса сегодня, при- водит такой пример: «В скромной гостинице, где я живу, на стене туалета выве- шен листок, где в картинках последовательно показано, как грамотно пользовать-ся услугами туалета. Кто знает, из каких только стран не приезжают гости в Токио? Какие обычаи они привозят с собой? Смешно? Наверное, у администра- ции были проблемы, комикс помог их решить». (Митта А Ужасный комикс // Иностранная литература. 1985. № 4. С 200.)
[3] Noelle-Neumann E The Spiral of Silence. A Theory of Public Opinion // Journal of Communication. 1974. Vol. 24, № 2. P. 43—51
[4] Вопросы философии. 1989. № 3. С. 131.
[5] Ю. Лотман говорил об этом так: «Если бы не было множества, то есть не было бы искушений, то в чем была бы заслуга нашей добродетели? Если бы не было многообразия путей, то какая же заслуга была бы в том, что мы можем выбрать именно этот путь? А выбор есть мысль и ответственность, и несчастье, и счастье. Жить нам надо в человеческом мире, который накладывает на нас муки выбора, неизбежность ошибок, величайшую ответственность, но зато дает и совесть, и гениальность. И все то, что делает человека человеком» (Интервью с Ю. Лотманом// Известия. 1993. 1 дек ).
[6] Массовая информация в советском промышленном городе. Опыт комплексного социологического исследования / Под ред. Б.А. Грушина и Л.А. Оникова. М., 1980. С. 33
[7] См : Stephenson W The Play Theory of Mass Communication. Chicago; L., 1967. P. 2.
[8] Представляется, что в отечественной профессиональной литературе об этой составной части коммуникации размышляют не очень часто
[9] Грушин Б Л. Массовое сознание. М., 1987. С. 187—188.
[10] Там же С. 146—166
[11] Не будем, однако, забывать, что в истории первыми предметами рекламы были чудодейственные лекарства, знахарские снадобья и тому подобные штуки; то есть информация информацией, но в высшей степени тенденциозная
[12] Больным-психосоматикам врачи прописывают «плацебо» — биологически нейтральные вещества. И нередко бывает, что от такого вещества, не обладающего никаким действием, больные поправляются не хуже, чем от настоящего лекарства. Что же принимают, что усваивают они через эти «плацебо»? Идею медицины + присутствие врача. Одновременно мать и отца. В этом случае вера также помогает вновь обрести детское состояние и регрессивным путем изжить психосоматический конфликт.
[13] Следовало бы распространить данный анализ на массовые коммуникации в целом, но здесь не место это делать.
[14] Но для действенного присутствия ей вовсе не обязательно быть выраженной прямо: она заявляет о себе и в любом рекламном образе
[15] Так, в радиопередачах, спонсируемых той или иной фирмой, непосредственно рекламный призыв играет минимальную роль по сравнению с аффективным соучастием: «Вам дарит это фирма «Суниль».
[16] Сходным образом жители американских пригородов протестуют не против объективных недостатков муниципальных служб, а против несовершенства службы психологической: власти не принимают всех психологических мер к тому, чтобы они примирились со своим положением (Рисмен, с. 260).
[17] Так же и с выбором (см. главу «Модели и серии»): сама вещь вам продается, зато вся «гамма» вещей как таковая вам «предоставляется».
[18] Для того чтобы этот выбор и реклама «предоставлялись» вам бесплатно, приходится выделять все большие средства на «персонализацию» моделей и на распространение рекламы — больше, чем на фундаментальные технические разработки; то, что вам «дарят» в плане психологическом, возникает за счет технического качества того, что вам продают. Не следует недооценивать этот процесс, который в «развитых» обществах принимает грандиозные масштабы. Но кто знает — быть может, реклама, врачуя психическую неустойчивость и давая воображаемое удовлетворение, тем самым выполняет не менее фундаментальную объективную функцию, чем технический прогресс, удовлетворяющий материальные потребности?
[19] Среди мотивов этого рода преобладают такие, которые, пожалуй, имеют характер не столько эротический, сколько «материнский» (груди, губы).
[20] 2В немецком языке слово «реклама» (die Werbung) буквально означает любовное стремление. «Der umworbene Mensch» — это человек, напичканный рекламой, а также и человек сексуально возбужденный.
[21] Известна безуспешность рекламных кампаний, направленных на изменение того или иного социального поведения или тех или иных социальных структур (против алкоголя, против лихачества на дорогах и т.д.). Реклама противится коллективному принципу реальности. Она обращена к индивиду, к его личным грезам. В ней эффективна разве только одна форма императива: «Дайте» (так как она включена в обратимую систему дара-благодеяния).
[22] Негативная или ироническая реклама — всего лишь антифразис, этот прием хорошо известен и в сновидениях
[23] Разумеется, следует иметь в виду политическую обстановку в отношениях Востока и Запада. И все же можно сказать, что отсутствие рекламы, о котором знают эти люди, служит в числе прочих одним из реальных мотивов их предубеждения против Востока.
[24] Рекламный мир № 15 1995
[25] Том Питере — автор книг по менеджменту и основатель Тот Peters Group. — Здесь и далее постраничные комментарии переводчика и русского редактора.
[26] Весьма интенсивно вбиваемая в головы американцев мысль о роли их страны в победе постепенно проникает и в Европу. Отсюда легкая ирония автора: пока европейцы пытались восстановить разрушенную войной экономику, США благоденствовали; пока одни разбирали развалины, другие могли позволить себе развивать культуру.
[27] Термин «товарный знак» является закрепленным в российской юридической литературе. Торговая марка является калькой с английского и, по сути, термин синонимичен последниму, однако в юридическом контексте более корректно использование первого термина, в рекламном контексте — наи-, более распространено использование термина «торговая марка». Детальный содержательный анализ терминов далее в тексте. — Примеч. А. В. Овруцкого
[28] В странах ЕС регистрация торговых марок происходит в рамках общеевропейского закона СМТ (Community Trade Marks), когда национальная регистрация марки считается необязательной. СМТ защищает марку на десятилетний период с момента ее занесения в базу данных с возможностью продления регистрации
[29] Аналогично обстоит дело и с другими объектами индивидуализации – фирменным наименованием, коллективным знаком и наименованием мест происхождения товара. Российское законодательство не делает различий между товарными знаками и знаками обслуживания.