Факт актуализации и выплеска эмоций при обсуждении итогов работы, как считается идеологами и разработчиками групповой работы подобной направленности, является сильным корректирующим эффектом, способствующим росту личности (Ф. Перлс, К. Роджерс, В. Сатир).
Каждая пара показывает свой рисунок «Безопасное место моей семьи» и выступает в качестве художественного редактора, защищающего именно такой эскиз для будущей книги.
Домашнее задание
1. Записывать в «Дневник беременности» ежедневно любые мысли, приходящие в голову в связи с беременностью, независимо от пользы такой информации (это может быть проект, как подложить подушку, чтобы легче спалось, до возможностей и выгод, которые можно получить от состояния беременности).
2. Нарисовать рисунок на тему: Мое представление о беременной женщине и о той, которая еще никогда не была в положении. Выполняется обоими участниками тренинговой диады.
3. Участникам предлагается сделать ретроспективный анализ своего детства (по собственным воспоминаниям, рассказам близкого окружения, сохранившимся рисункам, дневникам, фотографиям) и создать идеальную модель жизни своего ребенка. Было бы неплохо, если бы бабушки и дедушки составили модель будущего для своего внука (внучки).
4. Нарисовать в «Дневник беременности» образ матери с новорожденным. Выполняется обоими парами отдельно.
5. Составить индивидуальный график занятий, очередность и выбор упражнений в котором будут соответствовать Вашему протеканию беременности.
Функцией проективного рисунка является не только предоставление дополнительного материала для дискуссии, он способствует выявлению и пониманию трудно вербализируемых проблем и переживаний, диагностике изменений в отношении участников группы к процессу беременности и родительству.
Занятие № 9
Упражнение на групповое сплочение
Упражнение «Натура»
Цель: научитьучастников группы оценивать и выражать себя для других.
Инструкция:Участник группы выходит в центр и замирает в пантомиме, выражающей его психологическую сущность, а остальные пытаются понять, что именно он хочет выразить такой «психологической скульптурой». Скульптором своей самости должен побыть каждый участник группы.
Упражнение на взаимовосприятие
Упражнение «Разговор больших пальцев»
Инструкция:Партнеры по паре большими пальцами ведут «разговор» друг с другом. Во время разговора они могут толкать и поглаживать, нежно обвивать друг друга и т.п. Ведущий предлагает пальцам обменяться какой-либо информацией, завести разговор на какую-нибудь тему. Через фиксированное время, например, одну минуту, партнерам предлагается выяснить друг у друга, как они поняли взаимные сообщения.
При обсуждении каждый участник делится впечатлениями о полученном опыте, о том, что способствует и что препятствует взаимопониманию.
Телесно-ориентированные упражнения
(см. предыдущее занятие)
Упражнение для принятия другого
Упражнение «Бегущая по волнам»
Цель:снять напряжение и научиться презентовать свое тело.
Инструкция. Участникам группы предлагается вначале самостоятельно, а потом в тренинговых парах выполнить простейшие движения: пронести себя по воде, гордо и независимо, как если бы Вы снимались в рекламном ролике, пробираться по лужам, зайти в реку.
Обсуждение проходит по схеме:
- Какая качественная разница была в этих трех состояниях?
- Партнер мешает выполнению задания или облегчает его?
Упражнение «Компас»
Инструкция: Вся группа закрывает глаза. Один из участников группы передает какое-либо чувство своему соседу с помощью прикосновения, а тот, в свою очередь, должен передать это чувство дальше, сохранив его содержание, но выразив его с помощью других средств. Таким образом, одно и тоже чувство, выраженное с помощью различных прикосновений, обходит весь круг. Тот, кто передал чувство, глаза не закрывает, оценивая происходящее. Один раз передают по часовой стрелке и один – против.
Обсуждение результатов занятия и домашнего задания.