ý снизить уровень эмоционального напряжения и тревожности;
ý почувствовать собственную ответственность за свой выбор как желанную, естественную необходимость;
ý понять психосоматику периода беременности и научиться «слушать» тело;
ý осознать свою позицию по отношению к еще не родившемуся ребенку и проанализировать свои установки;
ý овладеть способами выражения своих эмоций (как положительных, так и отрицательных);
ý принять себя в своей новой роли и в своем новом состоянии;
ý развить у себя умение к сопереживанию.
Тренинг состоит из трех блоков:
· Блок адаптации к беременности и ролевой идентификации
Подразумевает работу с такими психологическими новообразованими в «Я»-концепции беременной женщины, как установка на беременность, аффект осознания себя беременной, симптом принятия решения. Он также направлен на работу с такими симптомами психологического синдрома беременности, как симптом нового «Я», симптом противоречивого отношения к беременности и симптом принятия новой жизни в себе. Реализация его задач предполагает снятие психического напряжения, связанного с внутренним конфликтом выбора; снижение уровня тревожности женщины за счет принятия себя в новой роли и принятия «Мы»-образа в себе.
· Блок творческой акмеолизации акцентирует внимание на симптоме пренатальной дисморфобии, симптоме завышенных притязаний по отношению к другим, симптоме ощущения депривации, симптоме сексуальной полноценности периода беременности. Его задача устранить страхи и фобии у беременных женщин, отреагировать прошлый травмирующий опыт.
· Блок отцовства и материнства помогает рационально и продуктивно пережить симптом нетерпения, симптом страха перед родами и естественным образом перейти к пигмалионизации собственного ребенка. Цель сформировать уверенное позитивное отношение к благополучному завершению родов и принятию в свою семью ребенка.
Помимо участия в занятиях, каждой паре рекомендуется вести Дневник беременности и выполнять в нем домашние задания. Дневник пара обязывается приносить на каждое занятие для продолжения психологической работы (самоанализ и самопознание) участников группы в течение перерыва между встречами.
Каждое занятие условно разделено на две части. В начале решаются психокоррекционные и психопрофилактические задачи, а далее следует психофизиологическая подготовка женщины к продуктивному течению беременности и безболезненным родам. Телесно-ориентированные упражнения сочетаются с элементами аутогенной тренировки и техник энергизирующего дыхания.
Занятие 1
На этом этапе тренинга проводится работа с такими новообразованиями синдрома беременности, как рефлексивное принятие нового собственного образа «Я- в положении». Этот этап мы назвали симптомом нового «Я», который характеризуется признанием физиологических изменений в своем организме.
С момента осознания и внутреннего принятия себя беременной у женщины обнаруживается симптом противоречивого отношения к беременности. С одной стороны – гордость за свою полноценность, возможность самореализации, приобретения женственности, переживания идентичности собственному полу, и в то же время – страх и беспокойство, порожденные фантазиями и социально навязанными установками. Далее возникает характерная для беременности психическая пересьтройка сознания женщины с постепенным включением в него образа ребенка. в этот момент будущей матерью переживается симптом принятия новой жизни в себе. Амбивалентность переживаний сохраняется на высоком уровне. Принятие нового образа, статуса, роли проникнуто основным чувством: «У меня будет ребенок», смешанным с опасением успешности будущего материнства. Симптом, названный нами как симптом принятия новой жизни в себе, можно условно разделить на два качественно различных этапа. Вначале женщина осознает, что будет иметь ребенка; она как бы говорит себе: «Я не едина, я ношу в себе что-то». На следующем этапе происходит перенос доминанты в себя на будущего ребенка, появляется чувство гордости и единства с тем, кого она носит под сердцем. Для самой будущей матери вместе с ребенком вынашивается готовность к выполнению миссии материнства, описанный симптом представляет собой акмеологическую вершину синдрома беременности, являясь своеобразным индикатором восприятия, переработки и оценки женщиной опыта этого психофизиологического состояния.