Теперь нам необходимо закрепить умения переживания цвета.
Особенностью данного упражнения является то, что оно предполагает переживание всего спектра цветов. Принимаем позу «кучер», закрываем глаза, расслабляемся и мысленно произносим за мной:
«Перед моим внутренним взором проявляется цвет, он чисто синий;
ý синий делается все яснее, синий стоит ясно перед моими глазами;
ý синий плавно переходит в фиолетовый,
ý фиолетовый становится более отчетливым,
ý фиолетовый стоит перед моими глазами;
ý фиолетовый плавно переходит в красный,
ý красный становится более отчетливым,
ý красный стоит ясно перед моими глазами;
ý красный плавно переходит в оранжевый,
ý оранжевый становится все более четким,
ý оранжевый ясно стоит перед моими глазами,
ý оранжевый плавно переходит в желтый,
ý желтый становится все более четким,
ý желтый ясно стоит перед моими глазами;
ý желтый плавно переходит в зеленый,
ý зеленый становится более отчетливым,
ý зеленый ясно стоит перед моими глазами;
ý зеленый постепенно превращается в голубой,
ý голубой становится все более четким,
ý голубой ясно стоит перед моими глазами;
ý голубой плавно переходит в синий,
ý синий становится все яснее и яснее, четче и насыщеннее,
ý синий ясно стоит перед моими глазами;
ý цвета почти исчезают, цвета исчезают, цвета исчезают, исчезают,
ý цвета исчезли».
Глаза не открываем. Кто еще видит остатки цвета, поднимите, пожалуйста, указательный палец правой руки. Если у вас остались остатки образа, мысленно повторяйте за мной:
«Я считаю до шести. Когда я скажу шесть, я буду чувствовать себя совершенно спокойно, бодро и хорошо.
· Один – ноги мои легкие, два – руки легкие;
· Три – сердце бьется спокойно;
· Четыре – дыхание ровное;
· Пять – лоб имеет нормальную температуру;
· Шесть – руки сильные;
· Глубоко вздохнуть, глаза открыть!
· Улыбнулись! Упражнение окончено».
Далее идет обсуждение переживаемых цветов и осуществляется рефлексия всего занятия.
КОМПЛЕКС - 2. «ВИЗУАЛИЗАЦИЯ»
Упражнение № 7. « Визуализация конкретных
предметов»
В этом упражнении мы ставим цель научиться переживанию конкретных образов, развить воображение, фантазию.
Дидактическое обеспечение занятия: редметы материального мира (цветы, фрукты, монеты, горящая свеча, ваза, кувшин, модель маяка, медальон, книга, картина, песочные часы, зеркало, статуэтка, хлеб, цветные диапозитивы).
Начинаем упражнение с сокрашенного комплекса ПСР.
«Устройтесь в кресле удобно, постарайтесь расслабиться».
(проводится сеанс аутогенной тренировки АТ – 1).
Ваша задача в данной части упражнения состоит в том, чтобы рассматривать, размышляя, эти предметы или изображения, и выбрать одно из них, которое станет предметом следующих упражнений.
Приступаем к упражнению (продолжительность 7 – 8 минут).
После окончания данной части упражнение проводится обсуждение размышлений по поводу рассматриваемых предметов.
Вторую часть упражнения вновь начинаем с низшей ступени аутогенной тренировки, к чему в заключение присовокупляются формулы так же, как и в первом занятии на переживание цвета:
«Перед моим внутренним взором появляется образ –
Я вижу (следует обозначение предмета, например, медальон»).
Примечание: Для первой групповой визуализации целесообразно выбрать один предмет для всех, например горящую свечу. Во всех остальных визуализациях предметы выбираются индивидуально.
Упражнение №8 «Визуализация ряда предметов»
Цель: развитие навыков визуализации предметов.
Дидактическое обеспечение занятия тоже, что и в предыдущем упражнении по визуализации.
Упражнение начинается с аутогенной тренировки (комплекс АТ – 1).
Далее участники группы, рассмотрев предметы, закрывают глаза и вызывают перед внутренним взором другие картины и предметы, до тех пор, пока они не появятся ясно и четко. Для этого поначалу требуется время (несколько минут для каждого образа), затем, после удаления, такие образы будут устанавливаться быстро. Смена образов происходит при помощи подобных формул, как при вышеописанной смене цветов:
«Образ исчезает (повторить 2 - 4 раза),
Образ исчез.
Перед внутренним взором я вижу сейчас… (следует название нового предмета, например, розы),
Образ становится четче» и так далее …
Завершается упражнение обсуждением содержания визуализации.
Упражнение № 9 «Свободная визуализация
предметов»
Цель: закрепление навыков визуализации предметов.
Визуализация осуществляется без предварительного созерцания предметов. Упражнение начинается с простейшего комплекса АТ-1, который постепенно переходит в визуализацию образов. К последовательным зрительным образам это переживание образов не имеет никакого отношения. Задача упражнения состоит в оживлении представлений, которое подготавливает и облегчает полностью спонтанное переживание образов в гипнотическом переключении.
В данном упражнении нет необходимости представлять образы предметов, рассматриваемых на предыдущих занятиях. Это могут быть любые предметные образы, встречавшиеся в жизни: горный ландшафт, море, какой то предмет мебели дома, состав поезда и т.д. Эти образы могут возникать спонтанно. Вы в собственной визуализации можете стать сами ее предметом наряду с другими. Визуализируемые образы, ставшие поводом для размышлений могут стать основой или стимулом для углубленного самопознания.
Для более четкого представления расплывчатых или неясных образов можно использовать приемы мысленного приближения к предмету, изменения его положения в пространстве, «включения луча прожектора», направленного на предмет и так далее.
Примечание: В зависимости от собственных желаний и настроений члены Т - группы могут сами решать, как долго им тренироваться, и хотят ли они выполнять все три упражнения.