Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Экономические и политические реформы и контрреформы в России во второй половине 19 века



Подготовка крестьянской реформы началась в 1857 году. Сначала с этой целью был создан Секретный комитет по крестьянскому делу, затем он был преобразован в Главный комитет по крестьянским делам. 9 февраля 1861 г. манифест "Общее положение о крестьян вышедших из крепостной зависимости" и другие акты о крестьянской реформе (всего 17 актов) были подписаны царем. С момента опубликования Манифеста об освобождении крестьян прекращалось право помещика распоряжаться личностью крестьянина. Крестьяне получили личную свободу и установленный надел земли за выкуп. Но они оставались зависимыми от помещиков, пока не расплатятся за землю полностью. В течение этого времени они были временнообязанными. Выкуп за землю рассчитывался как капитализация оброка из 6 %. В 1864г. была проведена земская реформа, в ходе которой в уездах и губерниях создавалась система органов местного самоуправления. Преимущество на выборах в уездное собрание отдавалось дворянам-земледельцам. В ведении земств находились местное хозяйство, просвещение, медицина; проблемы общегосударственного характера не обсуждались. В том же 1864г. была проведена судебная реформа. Сословные суды упразднялись, вместо них создавались суд мировой и коронный. Мировой суд вводился в уездах для разбора дел о мелких правонарушениях. Более серьезные дела разбирались в коронном суде. Новые суды были гласные, т.е. открытые для публики и прессы. В основу судебной процедуры был положен состязательный процесс (прокурор – адвокат). Решение принимали присяжные заседатели, следователи и судьи были несменяемы. В 1860 – первой половине 1870-х гг. в России была проведена серия военных реформ, центральной из которых явилось введение в 1874г. всеобщей воинской повинности, заменившей дореформенную рекрутчину. Воинская повинность распространялась на всех лиц мужского пол, достигших 20 лет. Была упорядочена система военного управления: Россия разделялась на 15 военных округов, подчиненных военному министру. Учреждались военные гимназии. В 1862 г. уездная и городская полиция уездных городов объединена и в каждом уезде создано единое полицейское управление во главе с исправником, который стал назначаться правительством вместо существовавших ранее выборов его дворянским собранием. Полиция была освобождена от функций: хозяйственные дела (после земской и городской реформ) перешли к органам местного самоуправления; предварительное следствие (после судебной реформы) передано судебным следователям. Существенную роль в приспособлении российского государственного аппарата к условиям буржуазного развития сыграла финансовая реформа. Ее существо сводилось к трем основным элементам: 1) ликвидация финансовой самостоятельности министерств и ведомств и введение единого общегосударственного бюджет, установление его гласности. 2) отмена государственной кредитной монополии, что привело к созданию широкой сети коммерческих банков. 3) изменение налоговой системы (упразднены винный откуп, соляной налог, подушная подать; основной доход давали косвенные налоги). В 1864 г. был утвержден новый устав гимназий, вводивший в средней школе всесословный принцип обучения.

Период 80-х — начала 90-х гг. отмечен серией реакционных преобразований, направленных на пересмотр сложившейся системы буржуазного законодательства. Под контрреформами подразумевается весь политический курс правительства Александра III, которое административными действиями демонстрировало пренебрежение к вопросам самоуправления, соблюдению существовавшего законодательства, общественному мнению. В эти годы царизм действует не только наперекор потребностям времени, но и вопреки даже интересам дворянства, которые изменились в условиях пореформенного развития. В 1881г. Александр III утвердил «Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия», по которому любой местности может быть объявлено чрезвычайное положение. В 1889 г. учрежден институт земских участковых начальников, разрушивший раздельность судебной и административной властей. В 1887 г. суд опять стал негласным. Самодержавная власть пыталась максимально укрепить позиции дворян-помещиков в местном самоуправлении. (1890) Земский начальник стоял во главе земского участка. Назначалась эта должность министром внутренних дел из числа местных дворян-помещиков. Крестьянство попадало в полную зависимость от них. По уставу 1884 г. ликвидирована была университетская автономия, прием на высшие женские курсы был прекращен. В 1882 г. были введены новые "Временные правила о печати". Школой, церковью, цензурой активно проводился в жизнь официальный лозунг: "Православие, самодержавие, народность", выдвинутый еще в царствование Николая I.

Билет № 19.Российская революция 1905-1907 гг, гос. Думы.

В январе 1905г. в России началась революция. Ее главными задачами были замена деспотического государственного строя конституционным, предоставление политических свобод, уничтожение сословной обособленности и неравноправия разных слоев населения и т.п. Объективные причины революции крылись в незавершенности политической и социально-экономической модернизации в стране (нерешенность крестьянского и рабочего вопросов и т.д.).

В первых числах января 1905г. петербургский священник Георгий Гапон предложил устроить мирное шествие к Зимнему дворцу для подачи царю петиции о нуждах рабочих. В воскресенье 9 января, тысячи рабочих, двинувшиеся к Дворцовой площади, были расстреляны войсками. Кровавое воскресенье вызвало взрыв возмущения. Весной 1905г. по всей стране вспыхнуло мощное крестьянское движение. Началось брожение в армии и на флоте. Осенью 1905г. забастовочное движение слилось в единую Всероссийскую политическую стачку, охватившую 120 городов России, сотни фабричных и станционных поселков. Прекратили работы промышленные предприятия, остановилось движение на железных дорогах, закрылись магазины и т.д. Сотни тысяч человек вышли на уличные демонстрации и митинги, требуя демократических свобод и созыва Учредительного собрания. Революционеры, руководившие стачкой, стремились превратить ее во всеобщее восстание. В этих условиях Николаю II пришлось пойти на уступки. 17 октября он подписал манифест, вводивший в стране свободу слова, печати, собраний, союзов и пр. Кроме того, Николай II согласился созвать Думу – высший орган законодательного характера. Формально манифест превращал самодержавный государственный строй России в конституционно-монархический. Либеральные деятели с удовлетворением встретили Манифест и призывали прекратить революционную борьбу и возложить надежды на Думу. Однако в крупных промышленных центрах, прежде всего в Москве, рабочее движение сохраняло революционную направленность. Там в декабре 1905г началось вооруженное восстание, ставшее высшей точкой развития революции. Но оно не послужило, как рассчитывали революционеры, сигналом к единому всероссийскому восстанию пролетариата. Рабочие поначалу добились успеха, блокировав кольцом баррикад городские власти в центре Москвы, но московским властям удалось, мобилизовав все силы, перейти в наступление и разгромить восставших.

В 1906г. революция пошла на спад. На первый план вышли политические силы, ранее находившиеся в тени. После Манифеста 17 октября образуются буржуазные партии: Конституционно-демократическая(кадеты) и «Союз 17 октября» (октябристы). Кадеты объединили в своих рядах представителей городской и земской интеллигенции. Лидеры кадетов П.Н.Милюков, П.Д.Набоков пытались найти компромиссные решения наиболее острых вопросов русской жизни (предлагалось принудительное отчуждение помещичьих земель за выкуп, введение 8-часового рабочего дня, где это возможно) Кадетов устраивала конституционная монархия. В «Союз 17 октября» вошли верхи крупной буржуазии и обуржуазившиеся помещики. Уступки введенные Манифестом (введение политических свобод и созыв Госдумы) их вполне устраивали.

В 1906г. прошли выборы в Госдуму. Большинство в Думе осталось за представителями крестьянства (более 40% всех депутатов). Царское правительство пыталось таким образом успокоить крестьян, отвлечь от революции, а также вернуть крестьянскую веру в «доброго царя». Беспартийные крестьянские депутаты, объединившиеся во фракцию трудовиков, составили в 1 Думе большинство. Из политических партий больше всего мест получили кадеты (34%). 1 Дума начала работу 27 апреля 1906г. Вскоре выяснилось, что надежды правительства на крестьянских депутатов совершенно не оправдались. Особенно решительно трудовики были настроены в аграрном вопросе. Их программа предлагала создать «общенародный земельный фонд» из казенных, удельных и частых земель с последующим распределением их по трудовой норме между земледельческим населением. Ее осуществление означало бы полную безвозмездную ликвидацию помещичьего землевладения в пользу крестьян. По аграрному вопросу в Думе разгорелись жаркие споры между трудовиками и кадетами. Царским манифестом от 9 июля 1906г., обвинившем Думу в «разжигании смуты», она была распущена. В то же время царь не рискнул изменить положение о выборах. В феврале 1907г. собралась II Дума. Поскольку она избиралась на основе старого положения, в ней также было значительно число крестьянских депутатов. Значительное число депутатов склонялось к решению, предложенному трудовиками. Однако правительство разогнало II Думу, изменив при этом положение о выборах таким образом, чтобы превратить новую Думу в послушный, легко управляемый орган. По новому избирательному закону 2/3 числа выборщиков получили помещики и крупная буржуазия. Крестьяне, рабочие, мелкая буржуазия и городская интеллигенция получили 1/3 числа выборщиков.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.