Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК)



Суть рассматриваемого преступления в том, что виновный, выдавая себя за должностное лицо, т.е. вводя в заблуждение ок­ружающих, совершает действия с использованием присвоенного должностного положения, которые причиняют существенный вред правоохраняемым интересам.

С объективной стороныпреступление характеризуется дея­нием в форме действия, наступившими общественно опасными последствиями и причинной связью между действием и послед­ствиями. В законе не указывается конкретная форма присвоения полномочий — устно, с предъявлением фиктивных документов и т.п. Текстуально ст. 288 УК сформулирована таким образом, что позволяет судить, будто виновный сначала присваивает полномо­чия, т.е. вводит окружающих в заблуждение относительно того, является ли он должностным лицом, а уже затем совершает дей­ствия, повлекшие указанные в законе последствия. Однако вре­менной разрыв между присвоением звания должностного лица и использованием вытекающих из него должностных полномочий не всегда обязателен — фактическое совершение действий, кото­рые может совершить только должностное лицо, и есть присвое­ние его полномочий1.

Полномочия должностного лица присваиваются для соверше­ния неправомерных действий, о чем говорит указание закона на наступившие в результате этих действий последствия — сущест­венное нарушение прав и законных интересов граждан или орга­низаций. Эти действия могут соответствовать признакам должно­стного злоупотребления (ст. 285 УК), превышения должностных полномочий (ст. 286 УК), получения взятки (ст. 290 УК), а также признакам ряда специальных должностных преступлений, пося­гающих на иной объект (например, на интересы правосудия). Квалифицировать содеянное по совокупности рассматриваемого и иного должностного преступления (за исключением служеб­ного подлога) нельзя из-за отсутствия признака специального субъекта, хотя возможна совокупность с преступлениями против личности, собственности и т.п.

Действия виновного должны совершаться вопреки интересам службы, т.е. присвоенные полномочия должны быть им исполь­зованы во вред интересам граждан либо организаций. В ином случае, если служащий и присваивает полномочия должностного лица, но для достижения общественно полезной (объективно ли­бо по его мнению) цели, состав рассматриваемого преступления отсутствует.

Если служащий предварительно сфальсифицировал какие-либо официальные документы (например, приказ о назначении на должность), содеянное не охватывается составом присвоения полномочий должностного лица и должно быть квалифициро­вано по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 288 и 292 УК. Если виновный сам не изготавливал поддельный доку­мент, но фактически использовал его в процессе присвоения полномочий, налицо совокупность преступлений, предусмот­ренных ст. 288 и ч. 3 ст. 327 УК.

Состав преступления материальный,оно окончено в момент наступления указанных в законе последствий — существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций1. Конкретно указанные последствия могут быть аналогичны по­следствиям, свойственным основным составам злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных пол­номочий (ст. 285, 286 УК).

Примером присвоения полномочий должностного лица могут служить действия виновного, выдающего себя за следователя и производящего обыск в квартире в целях похищения имущества, в ней находящегося.

Субъективная сторонапреступления характеризуется пря­мым умыслом.

Субъектпреступления специальный — государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами. Если лицо не является государственным служащим или служащим органа местного са­моуправления, оно не несет ответственности за это преступление.

Приговор Верховного суда Республики Башкортостан, по кото­рому К. осужден по ст. 288 УК за самовольное присвоение полно­мочий должностного лица, был отменен Верховным Судом РФ с прекращением дела за отсутствием состава преступления, посколь­ку К. не являлся субъектом преступления (не был государственным служащим или служащим органа местного самоуправления)1.

Если должностное лицо присваивает полномочия иного должностного лица, оно должно нести ответственность за пре­ступление, предусмотренное ст. 286 УК.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.