Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)



Объективная сторона преступления –использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Злоупотреблениеммогут быть признаны такие действия должностного лица, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности. Нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства может выражаться в подрыве авторитета органов власти, государственных и общественных организаций, создании помех и сбоев в их работе, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т. п.

При решении вопроса о том, являются ли нарушения существенными,необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, характер и размер понесенного ими материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда и т. п.

Субъективная сторонавыражается в умысле (прямом или косвенном) и мотиве – корыстной или иной личной заинтересованности.

Субъект– специальный (должностное лицо), по ч. 2 ст. 285 УК РФ лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, глава органа местного самоуправления.

Превышение должностных полномочий (ст. 286

УК РФ)

Объективная сторона –совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

При отграничении злоупотребления властью или служебным положением от превышения власти или служебных полномочийследует исходить из того, что в первом случае должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия, а во втором – совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции (которые относятся к полномочиям другого должностного лица либо могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте, а также действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить).

Субъективная сторона– прямой или косвенный умысел и, в отличие от злоупотребления должностными полномочиями, нет мотива.

Субъект– должностное лицо.

 

Нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 2851 УК)

Дополнительным объектомрассматриваемого преступления являются отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. Предме­томпреступления являются средства бюджета соответствующего уровня.

Объективная сторонапреступления представлена действи­ем — расходованием бюджетных средств на цели, не соответст­вующие условиям их получения. В соответствии со ст. 219 и п. 1 ст. 227 Бюджетный кодекс РФ расходование бюджетных средств — это процедура финансирования, осуществляемая пу­тем списания денежных средств с единого счета бюджета в раз­мере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физи­ческих и юридических лиц. Необходимым условием списания бюджетных денежных средств со счета является подтверждение бюджетного обязательства. Такое подтверждение осуществляется органом, исполняющим бюджет (Федеральное казначейство и финансовые органы субъектов Федерации и местного само­управления) после проверки соответствия составленных платеж­ных и иных документов утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обя­зательств.

Подтверждение осуществляется в форме разрешитель­ной надписи. Поэтому расходование бюджетных средств представ­ляет собой процесс, состоящий из трех этапов: 1) принятие получа­телем бюджетных средств денежного обязательства путем со­ставления платежного документа, необходимого для совершения расходов и платежей; 2) подтверждение денежного обязательства; 3) списание денежных средств со счета. Указанное обстоятельство имеет решающее значение при определении момента начала и окончания анализируемого преступления.

Нецелевым является расходование бюджетных средств, которое не соответствует условиям их получения, определенным в сле­дующих документах: а) утвержденный бюджет соответствующего уровня; б) бюджетная роспись; в) уведомление о бюджетных ас­сигнованиях; г) смета доходов и расходов; д) иной документ, яв­ляющийся основанием для получения бюджетных средств, напри­мер уведомление о лимитах бюджетных обязательств. Указанные документы, за исключением бюджета, составляются в процессе исполнения расходов бюджетов (ст. 219 Бюджетный кодекс РФ).

В общем виде формы расходов бюджетов, т.е. цели, на финан­сирование которых могут направляться бюджетные ассигнова­ния, определены в ст. 69 Бюджетный кодекс РФ, например ас­сигнования на содержание бюджетных учреждений, трансферты населению. Бюджет соответствующего уровня (федеральный, ре­гиональный и местный) принимается ежегодно в порядке, установ­ленном Бюджетный кодекс РФ.

Исполнение бюджетов осуществляется на основе бюджетной росписи. Это документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета, устанавливающий распределение бюджет­ных ассигнований между получателями бюджетных средств. Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюд­жетных средств и представляется в орган исполнительной власти, отвечающий за составление бюджета, в течение 10 дней со дня утверждения бюджета. На основании таких бюджетных росписей составляется сводная бюджетная роспись

Уведомление о бюджетных ассигнованияхявляется формой доведения показателей сводной бюджетной росписи до всех ни­жестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств.

Примером нецелевого расходования бюджетных средств яв­ляется финансирование расходов, не включенных в смету расхо­дов и доходов; нецелевым является финансирование расходов в объеме большем запланированного за счет недофинансирования других расходов и т.п.

Состав рассматриваемого преступления формальный, оно окончено в момент списания бюджетных средств со счета. Уго­ловная ответственность наступает лишь за нецелевое расходова­ние бюджетных средств в крупном размере, в противном случае содеянное образует административное правонарушение. Круп­ным размером признается сумма бюджетных средств, превы­шающая 1 млн 500 тыс. руб.

С субъективной сторонырассматриваемое преступление со­вершается с прямым умыслом.

Субъектпреступления специальный — должностное лицо по­лучателя бюджетных средств. Получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджет­ной росписью на соответствующий год1.

В ч. 2 ст. 285 УК предусмотрены два квалифицирующихпри­знака — совершение преступления группой лиц по предвари­тельному сговору и в особо крупном размере.

Нецелевое расходование бюджетных средств считается со­вершенным группой лиц по предварительному сговору, если в его совершении участвовали два или более должностных лица получателя бюджетных средств, имея о том предварительную договоренность (например, директор и главный бухгалтер госу­дарственного учреждения). Несмотря на то что закон рассматри­вает групповое нецелевое расходование бюджетных средств ква­лифицирующим, а не конструктивным, признаком состава пре­ступления, следует признать, что возможности единоличного его совершения крайне ограниченны. Во-первых, расходование бюд­жетных средств, будучи операцией по счету, не может быть со­вершено руководителем получателя бюджетных средств без уча­стия бухгалтера. Во-вторых, процедура получения разрешитель­ной надписи делает единоличное совершение рассматриваемого преступления мыслимым лишь в случае ошибки либо халатности, допущенных при подтверждении денежного обязательства долж­ностными лицами органа, исполняющего бюджет. В тех же слу­чаях, когда должностные лица исполняющего бюджет органа умышленно, при отсутствии оснований для расходования бюд­жетных средств, осуществляют разрешительную надпись, они должны нести ответственность за пособничество в совершении рассматриваемого преступления.

 

Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 2852 УК)

Дополнительным объектомэтого преступления являются отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов. Предмет преступления — средства этих фондов, являющиеся в соответ­ствии с Федеральным законом от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об осно­вах обязательного социального страхования» с изм. на 31.12.2002 разновидностью средств обязательного социального страхования1.

Объективная сторонарассматриваемого преступления характе­ризуется действием — расходованием средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, оп­ределенным законодательством, регулирующим деятельность фон­дов, и их бюджетам. В настоящее время в Российской Федерации существует три разновидности государственных внебюджетных фондов: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного ме­дицинского страхования. Задачи, структура, полномочия и поря­док деятельности этих фондов регулируются значительным чис­лом нормативных правовых актов.

Расходование средств — процедура финансирования опреде­ленных мероприятий, заключающаяся в направлении в банк пла­тежного документа с последующим списанием средств со счета. В отличие от расходования бюджетных средств, расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется фондами самостоятельно — без процедуры контроля со стороны должностных лиц финансовых органов, поскольку ст. 148, 150 Бюджетный кодекс РФ, предусматривающие исполнение бюдже­тов фондов Федеральным казначейством, не вступили в силу.

Конкретное проявление нецелевого расходования средств го­сударственных внебюджетных фондов обусловлено спецификой нарушенного виновным нормативного предписания. Например, нецелевым расходованием средств Пенсионного фонда является размещение временно свободных средств резерва в ценные бума­ги российских эмитентов, не обеспечиваемые государственной гарантией.

Состав преступления формальный, оно окончено в момент списания денежных средств со счета. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов влечет уголов­ную ответственность лишь в случае совершения этого деяния в крупном размере. Крупным размером расходования, согласно примечанию к ст. 285 УК, является сумма средств фонда, пре­вышающая 1 млн 500 тыс. руб.

С субъективной стороныпреступление характеризуется пря­мым умыслом.

Субъект преступления специальный — должностное лицо, обладающее статусом распорядителя соответствующих средств (руководитель и главный бухгалтер фонда или отделения фонда).

Понятия группового (п. «а» ч. 2 ст. 2852 УК) и совершенного в особо крупном размере (п. «б» ч. 2 ст. 2852 УК) нецелевого рас­ходования средств государственных внебюджетных фондов, по существу ничем не отличаются от аналогичных квалифицирую­щих признаков преступления, предусмотренного ст. 285" УК.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.