Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Свидетельства прошлых веков 10 страница



Корпус и руки большинства сунданских голеков (царей, принцев, принцесс, высшей знати) покрывают бронзовой краской. В последние годы, когда кукол стали изготавливать на продажу для туристов, их обмазывают коричневым гуталином — это и дешевле, « придает кукле вид старинной поделки, как бы потемневшей от времени. У чудовищ-великанов тела розовые, оранжевые или зеленые, у обезьян — белые. Но почти во всех случаях имеются исключения. Например, у царей чудовищ-великанов тела могут быть бронзового цвета, а у некоторых обезьян — розового или зеленоватого. Вкладывается ли в эти отклонения особый смысл, или смысловой аспект раскраски не осознается до конца изготовителями голеков, установить не удалось.

В заключение куклу одевают (см. табл. 5). Нижняя часть костюма у всех голеков одинакова — это подобие длинной юбки (яванск. каин). Юбку держит пояс (яванск. сабук). У некоторых голеков на бедрах повязан шарф, концы которого спадают спереди на юбку (эти концы служат дополнительной деталью нижней части костюма также и в случае, если шарф надет на шею, перекрещен на груди и перехвачен в талии поясом). У некоторых голеков сзади за пояс засунут кинжал (крис). Стилистическая ли это особенность комплектов или омыслоразличительный признак, выделяющий определенную категорию персонажей,— доступный для анализа материал установить не позволил. Еще одной важной допол-

Таблица 5

Недеревянные детали голеков

Часть куклы   Деталь Примечания
Голова   1. Височные подвески из бусинок 2. Серьги из бусинок 3. Парик, усы или дру- гая деталь из меха животных 4. Шапочки из соломы, картона или ткани rie p.o всех комплектах и не у всех кукол, в основном у кукол сунданских комплектов, изображающих знатные персонажи У женских кукол в стиле Джокьякарты Редкий выделительный признак; встречается у второстепенных персонажей в комплектах Джокьякарты, а в комплектах Сунды — у Се-мара (в виде хохолка на голове) Обычно встречаются у слуг-спутников героя в сунданских комплектах
Торс (верхняя часть гуры до пояса)     Л   5. Жакет с длинными рукавами из ткани   6. Нагрудник Лиф " Шарф, накинутый на шею, перекрещенный на груди и заправ- ленный за пояс - 7. «Крылья» за плеча- ми на спине 8. Хвост из меха или набитый тряпками Общий признак для центральнояванских комплектов, выделительный — для сунданских ку- кол, изображающих слуг, служанок, военных, отшельников Детали из тканей; взаи- моисключают друг дру- га; прикрывают грудь кукол, не одетых в жа- кеты. Лиф —деталь женской куклы. Нагруд- ник или шарф — мужской Нагрудник или лиф часто из бархата, расшитого бисером или серебряными нитями. Длинные концы шарфа спадают из-под пояса на юбку Деталь встречается толь- ко в сунданских комплектах; вырезается нз кожи или картона (но иногда вырезается из дерева вместе с торсом) У обезьян в некоторых комплектах (но иногда вырезается из дерева вместе с торсом)
Нижняя часть кукль 9. Юбка из ткани У всех кукол

Продолжение табл. 5

Часть куклы Деталь Примечания
- 10. Пояс из ткани 11. Шарф, повязанный вокруг бедер и спадающий концами спереди на юбку 12. Передник. Нижняя часть длинного женского лифа 13. Крис (кинжал), вырезанный из кожи У всех кукол поддерживает юбку Деталь костюма мужской куклы; встречается главным образом в сунданских комплектах Две взаимоисключающие детали. У мужских фигур передник обычно сочетается с нагрудником, у женских — с коротким, заправленным внутрь юбки лифом. Передник — деталь сунданских комплектов. В некоторых комплектах у женских фигур передник заменяется длинным, выпущенным на юбку лифом, перехваченным в талии поясом У некоторых мужских фигур засунут сзади за пояс (иногда вырезан из дерева)

нительной деталью нижней части костюма служит передник или заменяющий его в некоторых комплектах у женских кукол удлиненный лиф или низ жакета, выпущенный на юбку, перехваченный в талии поясом и плотно облегающий бедра. Верхняя часть костюма у западнояванских и центрально-яванских кукол различна. Последние одеты в жакеты или рубахи с длинными рукавами. Это их общий, наиболее характерный признак. Сунданские голеки остаются с обнаженными руками (в некоторых комплектах может оказаться обнаженной, точнее, не покрытой матерчатыми деталями и вся верхняя часть; так, в МАЭ попали куклы, у которых верхние детали одежды нарисованы на деревянном торсе. У женских фигур сунданских комплектов торс облегает лиф, у мужских — красиво вышитый бисером, серебром, золотом бархатный нагрудник. Заменяющей нагрудник деталью может служить длинный шарф, накинутый на шею, перекрещенный на груди, пропущенный под поясом и спускающийся на юбку. Перекрещенный на груди шарф и нагрудник — это стилистические, взаимоисключающие варианты разных комплектов. Яванское название шарфа — сленданг. Вообще в костюмах сунданских голеков много вышивки по бархату, отделки

бахромой, бусинками, стекляшками, имитирующими драгоценные камни (вышитые бархатные нагрудник и перед-лик— парные детали). Костюмы царей и правителей сунданских голеков дополняет деталь, похожая на сложенные за спиной крылья. П. Буурман пишет, что сунданские далан-ги называют ее бадонг [230, т. 23]. Любопытно отметить, что термин бадонг входит в терминологию яванского плоскостного театра ваянг пурво, но там он обозначает деталь военного костюма — металлический передник [347, с. 17], а «крылья» в плоскостном театре называются пробо [347, с. 15]. Похоже, что сунданские кукольники, заимствуя яванские театральные термины, не слишком вникали в их смысл.

Жакет с длинными рукавами — «сильный» стилистический признак, позволяющий отличать центральнояванских от западных кукол. Однако он не абсолютно надежен, так как три небольшие группы сунданских комплектов пурво * всегда одеты в жакеты или длинные рубахи. Группы соответствуют стандартам яванского плоскостного театра лурво:: это слуги (за исключением Семара), отшельники и священнослужители (среди них — Дорна), несколько патихов (главным образом изображающих иноземных воинов, но среди них и Сакуни). К сунданской группе слуг и служанок примыкают куклы танцовщиков — это куклы, на лица которых как бы надеты маски из танцевальной драмы топенг. Длинные рукава этой группы кукол часто скрывают технические приспособления, важные для исполнения танцев. Приспособления эти заключаются в том, что плечевая деталь руки у танцующих кукол сделана не из дерева, а из толстой веревки [230, с. 27], придающей руке повышенную гибкость и чрезвычайную свободу жеста. У служанок жакеты с длинными рукавами называются кебайа, у мужских кукол — тутупан [230, с. 23, 27]. Процентная доля кукол в жакетах в сунданских комплектах невелика. Из 73 кукол, воспроизведенных П. Буурманом на суперобложке, в жакетах только 14, причем часть из них дублирует один и тот же персонаж: там две куклы Давалы, две — Чепота; группа из четырех кукол — в головных уборах военных, а группа из трех — в чалмах, определяющих святых отшельников, священнослужителей или богов; две куклы изображают служанок и одна — танцовщика в маске топенга. Поэтому жакет или рубаху можно считать выделительным признаком кукол в сунданских комплектах. Сочетаясь с тем или иным головным убором, он указывает на определенный ранг персонажа.

Изготовлением кукол занимаются сами даланги. В производстве участвуют вся семья и ученики. В последнее время, когда спрос на кукольные представления значительно сократился, голеков стали делать для продажи туристам. Образовались мастерские, в которых под руководством опытного;

резчика (обычно в прошлом — даланга) работает несколько подмастерьев. Самую главную деталь куклы — голову — вырезает мастер, туловище и руки — подмастерья, костюмами чаще всего занимаются женщины из семьи даланга. Центры по изготовлению голеков на Западной Яве называет П. Бу-урман 5. О целых деревнях, жители которых подрабатывают на жизнь этим промыслом, на юге Центральной Явы, в окрестностях Суракарты и Джокьякарты, упоминает Ф. Зель-тман [410, с. 16].

Сопоставление доступного для анализа материала по го-лекам с хорошо исследованными фигурами плоскостного театра ваянг пурво позволило сделать следующие выводы.

Комплекты голеков гораздо малочисленнее комплектов плоских кукол: если у далангов ваянг (кулит) пурво 150— 300 кукол, а в отдельных случаях, в придворных театрах, до 600, то у далангов голека от 40 до 60, редко до 100 кукол. Это не могло не сказаться на визуальной характеристике голеков — она носит более общий, «типовой» характер, значительно беднее по числу деталей, по их вариантам. Если комплекты плоских кукол направлены на индивидуализацию каждого персонажа и даже на определение разных периодов его жизни или состояний его души, то комплекты голеков в основном приспособлены для исполнения одной куклой нескольких ролей. Сунданские даланги называют кукол, не имеющих постоянного имени, пинджаман (от пинджан — одалживать, заимствовать, занимать) [230, с. 16, 31, 80]. Даже куклы, вырезанные для конкретных персонажей, могут менять по воле даланга свое первоначальное имя. М. А. Сал-мун приводит списки имен, которые получает в разных ла-конах одна и та же кукла (табл. 6 и 6а) [399, с. 154—155]. Это допущение распространяется и на главных героев, судя по тому, что кукла Арджуны может исполнять роль Дамар Вулана, кукла Сумбадры — роль Ситы « т. д. М. А. Сута-арга пишет, что в 1938 г. музей Джакарты купил в Черибоне комплект голеков, который мог служить равно как для исполнения лаконов о Менаке, так и для лаконов о Панджи (гедог) или о Дамар Вулане [434, с. 449].

Почти вся зрительно воспринимаемая информация о персонаже сосредоточена в голове куклы. В чертах лица (сочетаниях формы глаз, носа, рта) и его цвете, в наклоне головы, как уже упоминалось, отражены характер, воспитание, темперамент персонажа. В прическе, головном уборе, украшениях — социальный ранг. Остальные части куклы в системе выразительных средств голеков «работают» мало. У сунданских голеков верхняя половина фигуры позволяет от-

125.

личить мужской персонаж от женского и подкрепляет формой и цветом торса характеристику, заложенную в голове. У центральнояванских кукол жакет практически нивелирует все фигуры. Насколько визуальная характеристика голеков упрощена по сравнению с плоскими фигурами ваянг пурво, можно проиллюстрировать .на нескольких примерах.

У плоских фигур пурво 18 вариантов формы юбки (к сравнению привлечены фигуры в стиле Суракарты) 6 — в объемном театре практически одна, причем символическое значение орнаментов батиков, используемых для юбок, забыто, оно не соблюдается при подборе тканей для юбок.

У фигур ваянг (кулит) пурво разные сочетания длинных и коротких штанов и шесть форм ножных браслетов создают иерархические оттенки социального положения персонажа — у голеков, не имеющих ног, эти элементы отсутствуют.

У плоских фигур пурво четыре формы заушного украшения «сумпинг», каждая заключает в себе определенный штрих социальной характеристики — в театре голеков только одна форма.

В плоскостном театре пурво шесть форм плечевых браслетов и восемь форм браслетов запястья — в объемном всего три верхние и две нижние разновидности, причем эти детали «работают» только в сунданских комплектах, где у голеков обнажены руки; в центральнояванских, где руки закрыты длинными рукавами, этот способ уточнения или подкрепления социальной характеристики сведен к нулю.

У голеков, как уже отмечалось, сужен и цветовой канал визуальной характеристики, из которого исключен черный цвет лица. Можно напомнить, что в плоскостном театре пурво черный цвет передает важную информацию о персонажах: Р. Меллема, описавший 155 плоских кукол, отметил среди них 48 с черным цветом лица, изображающих 30 разных персонажей [347, с. 62—63]. Некоторый разнобой в раскраске голеков, изображающих один и тот же персонаж, наводит на мысль о том, что смысловой аспект раскраски все меньше учитывается, причем здесь явно не прослеживается намерение создать дубли с разной раскраской лица для выражения разных состояний персонажа, как это принято в комплектах кожаных кукол Центральной Явы, речь идет о куклах одного и того же персонажа, лицо которого разными мастерами раскрашивается по-разному.

В комплектах голеков меньше различий по высоте: если в плоскостном театре высота фигур варьируется от 24 до 85 см, то у голеков, по замерам Ф. Зельтмана, самая маленькая объемная кукла — кукла танцовщицы ронггенг достигает лишь 13 см, самая большая, изображающая Бетару Калу,— не более 59 см [299, с. 229, 221].

Вполне очевидно и то, что в комплектах голеков разли-

чаются те же типы кукол, которые сложились в представлениях ваянг (кулит) пурво. В визуальной характеристике как бы наложены две подсистемы, условно при анализе названные «физической» и «социальной», обе отражены в терминах классификации Салмуна (см. табл. 4). Так же как и в плоскостном театре пурво, резко выделена группа слуг-спутников героя лакона. Наибольшим внешним сходством с плоскими куклами пурво обладают Семар и Давала (Петрук) сунданских комплектов. Так же как и в комплектах плоских кукол, дикие чудовища-великаны изображаются крупными куклами с круглыми глазами, распахнутыми ртами и торчащими из них клыками, а те герои, которых отличают сдержанность, прекрасные манеры, скромность,— маленькими куклами с узким разрезом глаз и склоненными головками. Как и в кожаных комплектах ваянг пурво, между этими полярными типами выстраивается ряд промежуточных. Но у голеков меньше промежуточных (Буурман выделил 10 классов — см. табл. 4).

Сравнивая комплекты объемных и плоских кукол Явы, нельзя не повторить, что ряд кукол и аксессуаров комплектов голеков (кайон, прампоган, зооморфные персонажи, оружие, кареты) полностью соответствуют фигурам ъаянг кулит пурво — они вырезаются из кожи по шаблонам резчиков плоских кукол пурво. Кроме того, в МАЭ хранится несколько кукол голеков с кожаными руками или с деталями костюма (например, с «крыльями») из кожи. Наличие в комплектах голеков кожаных фигур, особенно таких важных, как кайон, служит серьезным доказательством развития театра объемных кукол на Яве из театра плоских кожаных кукол (что некоторыми исследователями оспаривается).

И в заключение несколько слов о специфических куклах объемного театра Явы.

В комплекты плоскостного театра ваянг пурво входит кукла, изображающая царя Кресно в его грозной ипостаси «Брахоло» [273, с. 208]. Она вырезается многоликой — большая пластина пергамента почти вся покрыта «страшными» лицами, как бы растущими изо всех частей тела. Этот тип многоликого персонажа получил в объемном театре голеков своеобразную интерпретацию. В комплектах «Менак» Центральной Явы многоликие куклы размножились. По сообщению Ф. Зельтмана, в истории об Амире Хамзе способностью менять свой облик наделены три персонажа: сам Амир Хамза, предводитель разбойников Мактал и царь Юнана (Греции) Тамтанус [410, с. 37]. В сценарий лакона «Менак-отрок» входила сцена боя героя с Макталом, в которой юный Хамза побеждает благодаря превращению в двуликого богатыря [410, с. 44]. Двуликой куклы на иллюстрациях к книге Зельтмана нет, но там есть фотография четы-

рехликого героя — она относится к лаконам, где Хамза выступает под именем царя Вонг Агунг Джаенгроно и где в аналогичных сценах боев он прибегает к способности принимать вид многоликого великана. У головы этой куклы четыре грани, на каждой вырезано по лицу, лица разделены подвесками из бусинок, вся четырехликая голова покрыта одной общей остроконечной короной [410, с. 101, 102].

Другая специфическая черта комплектов голеков — куклы танцовщиц и танцовщиков. На Центральной Яве кукла танцовщицы называется голек нггамбьонг, голек гамбьонган [410, с. 23, 24]. Она относится к самым изящным куклам комплекта, на ее гибкие руки накинут длинный шарф сле-данг, обязательный атрибут яванских танцовщиц ронггенг. Роль этой куклы бессловесна, к развитию интриги она отношения не имеет. Кукла завершает представление (иногда танцует и перед началом). Ф. Зельтман ищет истоки этой куклы в Индии: «В этой кукле легко угадывается храмовая танцовщица индийского происхождения, которая своим обрядовым танцем прощается с приглашенными на представление богами и богинями... Вплоть до XX века эту роль (на Яве.— И, С.) исполняли профессиональные танцовщицы» [410, с. 37].

В сунданских комплектах специальной куклы-танцовщицы нет, начальный и завершающий танец исполняет одна из служанок. Буурман называет эту куклу «эмбан геулис». Здесь, вероятно, следует пояснить, что в сунданские комплекты входят две куклы служанок: стройная, маленькая, «привлекательная» (по терминологии Буурмана — эмбан геулис, по терминологии Салмуна — эмбан пердапа) .и толстая, крупная, некрасивая (по Буурману — эмбан кембу, по Салмуну — эмбан рангкунг). Иногда они вместе выходят на сцену перед началом лакона и, как бы судача, посвящают зрителей в события, предшествующие в цикле исполняемому лакону. Так начинается, например, лакон «Смерть Гатутка-чи» [230, с. 23, 48—50, 113, 131—132; 399, с. 153]. В каталоге выставки кукол Азии, устроенной Музеем истории культуры (США, Лос-Анджелес, университет Калифорнии), описан еще один вариант выхода служанок, число которых, видимо, в некоторых комплектах достигает трех: «Первой появляется на сцене кукла „эмбан геулис". Она выходит после того, как убирают кайон. Ее могут сопровождать служанка средних лет « служанка-старуха. Группа символизирует женственность, плодородие, быстротечность времени. У .каждой своя песенка, своя манера поведения: эмбан геулис обычно танцует, служанка средних лет ходит, неуклюже переваливаясь, старуха суетится, чистит все вокруг себя, вытирает, выбивает пыль. Служанки не участвуют в истории, которая следует после их краткого выхода на сцену» [208, с. 57].

Индия. Штат Орисса.

Представление перчаточных кукол.

Фото из альбома «Фигур унд шпиль» [253]

Индия. Штат Тамилнад.

Кукла Субраманьи в виде многорукого

и многоголового божества.

Фото к статье М. Контрактор [238]

Иран. Перчаточные куклы из представления «Пэхлэван кэчэль».

Вверху: Сэрв-е-наз ханом с младенцем. Корапэт. Див.

Внизу: Вор. Мобарэк. Еврей. Пэхлэван.

Фото к статьям Р. Галунова [29] и Ю. Марра [92]

Китай. Перчаточные куклы. Генерал. Монах. Сунь У-кун. ч Куклы музея ГАЦТК

Китай. Тростевая кукла для амплуа «цзин»

(«раскрашенное лицо»).

Кукла музея ГАЦТК

Тпюкоия. ,™ Раджастхан. Представление «катхпутли»

Грюковая марионетка (слева направо): в виде мужчины, в виде девушки в виде мужчины, несущего на спине девушку Кукла музея ГАЦТК

Индонезия. Ява.

<~гБаЯ кук" представлений «ваянг голек». Принц Гатуткача персонаж цикла "«ваянг п?рво» ' Кукла музея ГАЦТК ' Н

Китай. Схема управления тростевой куклой.

Рис из книги Д. Пэмпано [375]

Иран. Марионетки из представления «Шах Селим». Шах.

Иностранный посол. Музыкант на верблюде.

Куклы музея ГАЦТК

Иран. Куклы из траурных процессий в дни поминовения Хусейна. Куклы музея ГАЦТК

Вьетнам. Водные представления «муа зой ныок».

Выезд императора на прогулку.

Фото из архива автора

Китай.

Представление марионеток.

Генерал.

Кукла музея ГАЦТК

Бирма (Мьянма). Представление марионеток «йоу тэй бвэ». Принд

(принцесса?). Кукла музея ГАЦТК

Япония. Представление «ниньге дзёрури». Фото из книги Цуруо Андо [205]

Япония. Представление «ниньге дзёрури». Молодой человек. Кукла музея ГАЦТК

Таблица 6

Примеры использования одной куклы для разных ролей *

 

 

 

Роль в лаконах цикла Дамар Вулан Роль в лакомак цикла пурво  
Логендер (министр царицы страны Маджапахит, дядя Дамар Вулана) Асватама (сын Дорны, наставни- ка Пандавов и Кауравов)  
Сета 1 Кумитир J (сыновья Логендера)     Накула 1 Садева \ (близнецы, младшие { братья из пятерых ) Пандавов)  
Анджасмара (дочь Логендера, ста» новится женой Дамар Вулана)   Сриканди (одна из жен Арджу- ны, третьего из пятерых братьев Пандавов)  
Рангга Лаве (дядя царицы Маджа- лахита) Гатуткача (сын Бимы — второго из пятерых братьев Пандавов)  
Менак Кончар (племянник Рангга Лаве) Сатьяки (министр царя Кресны, союзника братьев Пандавов)  
Менак Джингга (царь страны Ба- ламбанган) Дасамука, или Равана (царь ве- ликанов)  
Дамар Вулан (племянник первого министра царицы страны Маджапахит) Сабдапалон } Арджуна (средний из пятерых братьев Пандавов) Чепот 1  
Найагештонг | (слуги-спутники J героя)   Давала | (слуги-спутники Арджу  
( ны или другого героя i лакона)  
 

* Списки имен приведены М. А. Салмуном [399, с. 155].

Таблица 6а

Примеры использования одной куклы для разных ролей *

Роли в лаконах пурво
Индраджит (сын Раваны)     Джунгкунгмардеа (царь страны Па- ранггубарджа, жених Сриканди, уби- тый Арджуной)
Вибисана (брат Раваны)     Нарайана (сын царя Басудевы в молодости, в зрелые годы —царь Кресна)
Кумбакарна (брат Раваны)   Аримба (царь чудовищ-великанов страны Принггадани, его сестра, Деви Аримби, стала женой Бимы и матерью Гатуткачи)
Триджата (дочь Вибисаны) Сриканди (жена Арджуны)
Синта (жена Рамы) Субадра (жена Арджуны)
-Сета (сын царя Матсвапати из страны Вираты) Удава (министр царя Кресны)  
Бурисрава (сын царя Сальи) Букбис (один из чудовищ-великанов)

* Списки имен приведены М. А. Салмуном [399, с. 154—155].

<) Зак. 201

Но если в сунданских комплектах нет специальной куклы-танцовщицы типа центральнояванской голек нггамбьонг,. то там встречается еще более специфическая форма кукол,, копирующих актеров в масках сунданской танцевальной дра;мы ваянг топенг. П. Буурман дает фотографию куклы топенг будайа, изображающую танцовщика в маске утонченного героя вроде Арджуны [230, с. 12, 112,155], а в музее ГАЦТК и в МАЭ хранится кукла топенг Равана, или то-пенг Клана, представляющая танцовщика в маске царя чудовищ-великанов (в одних лаконах это Равана, в других — Клана) 7. У кукол танцовщиков топенга нет собственных имен, они не принадлежат к персонажам цикла и появляются только в одной из сцен лакона, выступая, например, перед царем или развлекая гостей пирующего героя. Куклу топенг будайа Буурман видел у далангов Чиампеи, Пада-ларанга, Сукабуми, куклу топенг Равана (Клана)—у далангов Богора, Чиампеи. Именно у этих кукол часть руки, делается из веревки, чем достигается большая пластичность жестов.

Сцена

Сцена в представлениях голеков мало отличается от традиционной сцены яванского плоскостного театра. Это деревянная рама, вдоль низа которой кладут банановые стволы. С технической стороны сцену голеков выделяет отсутствие экрана, а в плане условностей — отсутствие зрителей за спиной у даланга: в театре объемных деревянных кукол Явы вся публика размещается напротив исполнителей, она сидит лицом к лицу с далангом и с окружающими главного актера музыкантами.

Сцену устраивают на крытой веранде пендопо, но могут возвести и временную постройку, натянув над нею тент. Однажды П. Буурман видел, как помост строили прямо на проезжей части улицы [230, с. 43]. На полу укладывают два. толстых свежесрубленных и очищенных от коры банановых ствола (яванск. дебог, сунданск. гебог). Ствол, расположенный ближе к зрителям, называется «гебог луар» (внешний), ствол, расположенный ближе к далангу, называется гебог джеро (внутренний) [399, с. 150]. Стволы служат куклам полом, землей, а далангу их мягкая, податливая сердцевина — опорой, в которую он втыкает стержневые палки кукол вовремя статичных мизансцен. Стволы приподняты подставками на такую высоту, чтобы «пол» кукольной сцены находился на уровне плеч сидящего кукловода. Пространство под стволами затягивают тканью, зрители видят только лицо и руки даланга. Современные сунданские даланги пишут на занавеске свое имя [230,фото на с. 8, 42—43]. У даланга

.Джокьякарты, представления которого описал Ф. Зельтман, над стволами надстроен портал европейского типа: если же искать параллели в местном театре, то конструкция запоминает раму экрана плоскостного театра, только здесь вместо белого полотна сверху и по бокам рамы подвешены темные портьеры с бахромой [410, фото на с. 137], а сама деревянная рама украшается резьбой [208, с. 51].

Даланг садится перед стволами на пол. Слева от него стоит ящик котак, в котором между представлениями хранятся куклы. Справа от него лежит крышка ящика {туруб котак) [399, с. 153]. Вся этл часть веранды покрыта циновками. Как в представлениях ваянг (кулит) пурво, никто, кроме даланга и его помощников, не имеет права на них наступить. Сам даланг и помощники, прежде чем войти на циновки, снимают обувь [410, с. 28]. Остальное пространство крытой веранды или помоста занимает оркестр—гамелан. Состав инструментов на Центральной и Западной Яве почти одинаков, но количество инструментов и исполнителей на Западной Яве меньше [410, с. 30; 230, с. 44]) (табл. 7).

Если представление происходит ночью, то над бревнами подвешивают одну или две лампы (бленчонг).

В комплекте число кукол обычно превышает требуемое для исполнения заказанного лакона. Но, как и в традиции ваянг (кулит) пурво, все они вынимаются из ящика и большинство расставляется в шеренгах, расходящихся вправо и влево от игровой площадки. Расположение «правой» и «левой» шеренги соответствует травой и левой руке даланга. Куклы шеренг втыкаются в банановые бревна, однако в объемном театре наблюдается еще одно небольшое отличие от плоскостного: в представлениях ваянг пурво плоские фигуры шеренг вставляются в продолжение тех же стволов, на которых в средней части идет действие лакона; в объемном театре для шеренг кладут отдельные бревна, уходящие под небольшим углом в глубь веранды, слегка огораживая место, на котором сидит даланг. М. А. Салмун и П. Буурман называют имена голеков и порядок их расположения в шеренгах сунданских далангов [399, с. 152—155; 230, с. 45— 47]. Состав шеренг частично варьируется (из 60—70 имен не совпадают 20—25), но в обоих случаях речь идет о персонажах цикла пурво (табл. 8 и 9). Если стоящая в шеренге кукла участвует в действии, ее вынимают, а потом возвращают на прежнее место. Расположение кукол в шеренгах цент-ральнояванских представлений не описано (яванск. термин для правой шеренги — ваянг тенген, для левой — ваянг киво).

Несколько кукол лежат на полу перед далангом. Это слуги, служанки. Тут же лежат и кожаные фигуры кайонов. "Остальные фигуры из кожи — армия, зооморфные персонажи, оружие и некоторые другие — лежат справа от даланга

Таблица 7

Состав оркестра (гамелан) в представлениях голеков

В представлениях ваянг голек Менак Джокьякарты (по Ф. Зельтману) Музыкантов — 12 Певиц — 2 В представлениях ваянг голек пурво Западной Явы (г. Богор) (по П. Буурману) Музыкантов — 7 Певиц — 2
Инструменты Количество Инструменты Количество
кенданг кенонг кетук гонг агенг бонанг гендер гамбанг сарон демунг сулинг ребаб 4 14 1 6 I 6 1 4 1 1 1 кенданг гонги бонанг гамбанг сарон ребаб 2 1

Примечание. В состав гамелана входят главным образом ударные инструменты: барабаны кенданг (генданг), пластиночные гамбанг, гендер, сарон, демунг, лежачие гонги бонанг, различные подвесные гонги (кенонг, кетук, гонг агенг). Их дополняет струнный смычковый инструмент ребаб, в Центральной Яве — продольная бамбуковая флейта сулинг. Главным музыкальным и фактическим дирижером оркестра выступает исполнитель, играющий на кенданге — он отбивает ритмы и дает важнейшие динамические акценты. Основную тему ведет гамбанг.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.