2. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования и групповой психотерапии. М.: Академический проект, 2003. С. 433-439.
Осипова А.К. Общая психокоррекция. М.: ТЦ «Сфера», 2000. С. 160-207.
1.Этапы психотерапевтического процесса: их содержание, методические аспекты реализации.
Можно выделить такие этапы психотерапевтического процесса: подготовительный, настроечный, диагностический, корректирующий, контрольный. Подготовительный этап работы психотерапевта предполагает первичное ознакомление с проблемой клиента по данным, присутствующим в заявке (например, алкоголизм, депрессия, апатия в связи с потерей близкого человека и др.), анализ опыта работы с аналогичными проблемами клиентов, при необходимости – изучение специальной литературы по конкретной проблеме и факторам ее возникновения. На подготовительном этапе психотерапевт определяет примерный план работы над проблемой, готовит необходимые средства (например, музыкальные записи для релаксации, тексты сказок для сказкотерапии, материалы для рисования в случае применения арттерапии и т.д.). На настроечном этапе устанавливается контакт между психотерапевтом и клиентом, для чего используются техники, настраивающие на актуализацию отношений доверия, углубленное самораскрытие. В нейролингвистическом программировании описаны техники «отзеркаливания», которые преднамеренно или непреднамеренно используются практическими психологами любой ориентации. В основе данных техник лежит опора на непроизвольное подражание, улучшение контакта в общении с партнером, который настроен с субъектом на одну «волну». Установление рапорта достигается, когда консультант копирует вербальные и невербальные сигналы, посылаемые клиентом (некоторые слова, позу, жесты, ритм дыхания, мигания и т.д.). При этом различают «отзеркаливание» прямое, если производится буквальное копирование (например, консультант скрещивает руки, как у клиента), и перекрестное, если осуществляется варьирование вербальных и невербальных сигналов (например, у клиента скрещены руки, а консультант скрещивает ноги; частота дыхания отражается частотой мигания и т.д.). Одним из приемов «отзеркаливания» выступает такой прием слушания, как парафраз – почти дословное копирование фразы партнера. После «отзеркаливания» психотерапевт может осуществлять терапевтическое ведение, например, он раскрывает скрещенные руки, клиент непроизвольно повторяет этот жест и меняет закрытую позу на открытую; или психотерапевт меняет ритм дыхания, демонстрируя как бы усиление волнения или, наоборот, успокоение, тем самым он ведет за собой клиента. Задачей настроечного этапа выступает установление терапевтического контакта – раппорта, при котором клиент будет открыт для воздействий психотерапевта, и ослабление напряжения клиента. В конце второго этапа осуществляется диагностика клиента к сотрудничеству и наступает диагностический этап.
На диагностическом этапе психотерапевт выявляет личностные особенности клиента, его психологические проблемы и их причины, используемые механизмы психологической защиты и копинг-стратегии. Содержание диагностики определяется методологической ориентацией психотерапевта. Так, психотерапевт когнитивной ориентации концентрирует внимание на ошибочных суждениях клиента о других людях, самом себе, окружающем мире; психотерапевт поведенческой ориентации выделяет неудовлетворительные поведенческие паттерны и определяющие их стимулы; психоаналитик выявляет доминирующие мотивы, фиксации, механизмы психологической защиты и адаптации. Приведем пример психоаналитической диагностики по схеме Н. Мак-Вильямс. При выявлении у клиента в ходе интервью общительности, неустойчивости эмоций, гиперчувствительности, тревоги, склонности к драматизации предполагается истерический (театральный) тип личности. У данного типа проявляются такие защитные и адаптационные процессы, как репрессия, сексуализация, регрессия, диссоциация, отреагирование. Особенности самосознания – представление о себе как о маленьком, недоразвитом существе, которому грозит опасность, самооценка омрачена конфликтами относительно сексуализируемых проявлений силы. Истоки психологических проблем – неадекватное воспитание родителей, включающее нарциссические и соблазняющие послания, повторяющиеся в более поздних взаимоотношениях и закрепленные вынужденными повторениями. При выявлении методичности, дисциплинированности, упрямства, перфекционизма, ритуализации поведения, склонности к сдерживанию и утаиванию констатируется обсессивно-компульсивный тип личности. Психологические защиты и адаптационные механизмы – изоляция, уничтожение сделанного, реактивные образования. Сфера самосознания и поведения характеризуется самокритичностью, затруднениями при выборе, нравственными принципами самоконтроля. В семейной истории прослеживается чрезмерность или недостаток контроля, формализованность или ритуализация отношений. Существует схема диагностики и других типов личности: психопатического, нарциссического, параноидного, шизоидного, депрессивного и маниакального, мазохистического, диссоциативного. Диагностика конкретных проблем клиента может осуществляться в течение всего психотерапевтического сеанса. Особенностью психотерапии является спаянность диагностического и коррекционного этапов: в процессе коррекции вскрываются новые пласты проблем, с которыми ведется дальнейшая работа. Происходит углубление диагностики и расширение сферы психотерапевтических воздействий. В ходе диагностики психотерапевт использует специальные приемы слушания, которые будут рассмотрены ниже.
На корректирующем этапе (этап терапевтического воздействия) осуществляется собственно воздействие на адаптивные способности личности, преодоление ее неадаптивных установок, неконструктивных способов переживания и поведения. На данном основном этапе психотерапии решаются следующие задачи: 1) расширение репертуара когнитивных схем клиента за счет информации, полученной от психотерапевта; 2) оперантная модификация поведения пациента за счет позитивно-негативного подкрепления и коррективного эмоционального опыта в терапевтических взаимоотношениях; 3) приобретение социальных навыков благодаря идентификации с психотерапевтом; 4) убеждение и внушение, явное или скрытое; 5) усвоение и отработка адаптивных паттернов поведения при эмоциональной поддержке со стороны психотерапевта. Основные средства терапевтического воздействия на корректирующем этапе – вербальные (говорение и слушание), невербальные (кинесические, проксемические, пара- и экстралингвистические, визуальный контакт), реализуемые в процессе убеждения и внушения и направленные на перестройку двигательной, когнитивной сферы, поведения. Главным средством психотерапевтического воздействия является слово.
На контрольном этапеосуществляется оценка эффективности психотерапевтического воздействия, экологическая проверка результатов, предполагающая исключение нежелательных побочных эффектов достигнутых изменений, обратная связь о самочувствии клиента и его удовлетворенности результатами.