В процессе психотерапевтического взаимодействия актуализируются специфические механизмы, отражающие особые отношения, возникающие между психотерапевтом и клиентом и влияющие на процесс и результаты работы. Рассмотрим некоторые из этих механизмов.
Один из основных механизмов, возникающих в психотерапевтическом взаимодействии и используемый для достижения желаемого эффекта – сопротивление клиента процессу работы, самораскрытию, решению проблемы. Каждый клиент испытывает амбивалентное отношение к собственным проблемам: с одной стороны, он стремится избавиться от них, с другой – противится любым действиям, стимулирующим воспоминания о психотравмирующих ситуациях и актуализацию соответствующих переживаний, а иногда – сопротивляется изменениям, поскольку его проблемное состояние дает ему какие-то выгоды (например, соматический больной получает повышенное внимание и помощь родственников). Грубыми формами сопротивления клиента являются опоздания, пропуски занятий, молчание (или защитная излишняя и отвлекающая от существа проблемы болтливость), автоматическое отрицание или неправильное понимание всех высказываний психотерапевта, игра в наивность, рассеянность, сонливость, преждевременное прерывание терапии, отрицание возможности изменений, критика действий психотерапевта. Существуют также неявные формы сопротивления: формальное соблюдение условий работы и чисто внешнее согласие с психотерапевтом («скорее всего так»). Существуют разные виды сопротивления. Сопротивление вытеснения отражает защиту от неприятных воспоминаний и чувств. Негативная терапевтическая реакция проявляется в том, что при наступлении улучшения состояния клиент высказывает неудовлетворенность, у него портится настроение; имеет место своеобразная манифестация детского протеста родителям в форме неприятия результатов, обеспеченных терапевтом-родителем. Сопротивление Суперэго возникает в случае, если клиент ощущает неприемлемые для него импульсы (например, сексуальные или агрессивные). Сопротивление, связанное с вторичной выгодой от проблемы, основано на стремлении клиента сохранить привилегированное положение страдающего, несчастного, больного. Сопротивление удовольствия связано с желанием отреагировать чувства вместо того, чтобы их обсуждать и противодействовать им.
Другой известный механизм, реализуемый в процессе терапевтического взаимодействия, – трансфер, описанный З. Фрейдом. Люди часто строят отношения в настоящем, исходя из репродуцирования эмоционально значимых аспектов прошлого опыта. Трансфер – перенос чувств, возникших в прошлом опыте клиента, на психотерапевта. В зависимости от положительного или отрицательного характера эмоций клиента по отношению к значимым людям в его прошлом (родителям, братьям и сестрам, другим близким людям) выделяют два вида трансфера – эротический (проявление теплоты, любви)и агрессивный (проявление раздражения, неприятия).
Со стороны психотерапевта реализуется механизм контрпереноса – контртрансфера. З. Фрейд рассматривал контртрансфер как невротическую реакцию психотерапевта на трансферентные реакции пациента, чего следовало избегать. Позже (П. Хайманн и др.) контртрансфер стали рассматривать как комплекс чувств, испытываемых психотерапевтом по отношению к клиенту. Источниками контртрансфера являются жизненные события и проблемы психотерапевта, повышающие его чувствительность к определенным проблемам клиента (например, вопросы сексуальности, профессиональных достижений, взаимоотношений с детьми, старения). Эмоциональные реакции психотерапевта по отношению к клиенту являются одним из способов постижения его (клиента) переживаний и психологических трудностей. Возможные виды контртрансфера – согласующийся и дополнительный контртрансфер. При согласующемся контртрансфере психотерапевт эмпатически идентифицируется с эмоциональным состоянием пациента, при дополнительном – с позицией какой-то личности из его прошлого (например, с одним из родителей). Контртрансфер может быть использован для формулировки и интерпретаций.
Терапевтический механизм идентификации проявляется в соотнесении клиентом своих проблем и личных качеств с проблемами психотерапевта, или в соотнесении психотерапевтом своих проблем с проблемами клиента. Для клиента идентификация с психотерапевтом может иметь эталонное значение, для психотерапевта идентификация с клиентом выступает как способ осмысления его трудностей и проблем. В групповой психотерапии возможна идентификация одного участника группы с другим. Механизм идентификации реализуется также при восприятии клиентом терапевтических историй о пациентах, имевших проблемы, родственные проблемам клиента, но успешно преодолевших свои трудности.
В процессе психотерапевтического взаимодействия реализуются и другие социально-психологические механизмы (например, механизм стереотипизации, каузальной атрибуции и пр.).