Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ближневосточная воронка



Здесь война. Здесь двойки не ставят. Здесь убивают.

Фильм «9-я рота»

 

 

В современной классификации конфликтов (есть целая политическая наука, называемая конфликтологией) ближневосточный конфликт относится к третьей группе называемой конфликты – воронки. Это самая сложная со всех точек зрения конфликтная ситуация. Она значительно отличается от первых двух групп конфликтов. Чтобы было понятнее, дам оценку этим группам

Первая группа— это внутристрановые конфликты. На мой взгляд, их ус­ловно можно разделить на две подгруппы: гражданские войны (Сьерра-Леоне, Ангола, Заир и др.) и этноконфессиональные сепара­тистские движения (юг Филиппин, Татарстан, Адыгея и др.).

Во вторую группу входят двух-трехсторонние конфликты, не при­влекающие другие силы и не являющиеся самовоспроизводящимися. Примером могут служить события на Юге Судана, в Западной Сахаре, эритрейско-эфиопская проблема, противостояние Великобритании и Аргентины из-за Фолклендских (Мальвинских) островов, КНР и Тай­ваня, КНДР и Республики Корея. Практика показывает, что эти кон­фликты могут быть решены, хотя иногда длятся десятилетиями.

Наконец, третья группа к которой и относятся ближневосточный конфликт-воронка. Уже в самом названии заклю­чена их сущность. Такие конфликты они являются многосторонними и плохо управляемыми, хотя каждая из участвующих сторон уверена, что эффективно его контролирует. Но поскольку уверены в этом десятки стран и госу­дарств, то конфликт-«воронка» приобретает специфические внутрен­ние закономерности. Причем главная из них — постоянное расшире­ние с втягиванием в него все новых масс людей. Таких конфликтов в современном мире немного, по нашим подсчетам — всего четыре: «старейший» ближневосточный (с 1947 г.), кавказский (с 1992 г.), балканский (с 1992 г.), средне(центрально)азиатский (с 1996 г.).

Как видим, большинство из них сравнительно молодые. Несмотря на то, что они унесли уже тысячи человеческих жизней, их потенциал пол­ностью раскроется лет через 5-15. Все конфликты-«воронки»— по­стоянно действующие. Некоторые из них удается «заморозить» на ко­роткий период (скажем, ближневосточный конфликт был приостановлен на несколько лет с 1993 до 1999 г.). Од­нако затем они вспыхивают с новой силой и продолжают свое крова­вое дело. Перечисленные глобальные конфликты-«воронки» еще и связаны между собой. В XXI в. уже обозначилась тенденция к их раз­растанию и слиянию. Поэтому они представляют наибольшую опас­ность и по сути являются внешним проявлением возможной Третьей мировой войны.

Ближневосточная воронка охватывает регион со всеми его ресурсами, преж­де всего – нефтью. Это в конечном счете позволяет контролировать об­ширные пространства, примыкающие к России. В начале XXI в., несмотря на многолетний миротворческий процесс (в том чис­ле подписание 13 сентября 1993 г. соглашения «О создании Палестин­ской автономии» как первого шага на пути реализации палестинцами права на самоопределение), положение в эпицентре «воронки» дос­тигло небывалой остроты. Ежедневно осуществляются отдельные террористические акты как со стороны сил, не входящих в Палестинское движение сопротивления, а следовательно, и в администрацию Палестинской автономии, так и со стороны Израиля.

Война в эпицентре ближневосточного конфликта принципиально отличается от всех предыдущих войн с арабскими странами. Она, как уже говорилось, по сути является гражданской.

Чтобы понять, почему я называю ближневосточный кризис «воронкой», необходимо назвать силы, которые поддерживают враж­дующие стороны. За Израилем стоят США, большая часть стран За­падной и Восточной Европы, а в последнее время в какой-то степени и Россия. За арабской стороной — практически весь исламский мир, включающий десятки государств. С обострением ситуации в эпицен­тре конфликта, обостряется противостояние между политическими силами и странами, стоящими за конфликтующими сторонами. Изра­ильские власти называют ракетные и танковые атаки на палестинские объекты «акциями возмездия», но при этом начинает действовать уже отмеченный нами механизм: чем жестче политика Израиля по отно­шению к палестинцам и их лидерам, тем активнее террористическая деятельность против Израиля.

У палестинцев, которые не имеют ни современной авиации, ни артиллерии, ни бронетехники, ни других современных средств ведения войны, единственным ответом может быть только террор — индивидуальный и коллективный. За последнее время небывалых в новейшей истории масштабов достиг так назы­ваемый «смертный терроризм». Обострение ситуации в эпицентре ближневосточного конфликта влечет за собой расширение терроризма практически во всем мире, поскольку он направлен и против тех, кто поддерживает Израиль.

Что касается России, то, на мой взгляд, для нее нецелесообразно занимать безоглядно произраильскую позицию, поскольку она ущербна с двух точек зрения. Во-первых, наша страна теряет влияние на арабских оппонентов Израиля. Во-вторых, стиму­лируется терроризм на собственной территории. С международно-правовой точки зрения такая позиция тоже не выдерживает критики, поскольку противоречит многочисленным решениям Генеральной Ассамблеи ООН, ряду резолюций Совета Безопасности ООН и других международных организаций.

Ежедневные столкновения на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа, а также между Израилем и действующей в Южном Ливане проиран­ской организацией «Хесбалла» привели к сотням человеческих жертв, в основном среди палестинцев. Впервые появились многочисленные жертвы и с израильской стороны. Это привело к одновременной ради­кализации действий и с арабской, и с израильской стороны. С 1974 г. появились некоторые признаки арабского единства. Наиболее ради­кальные арабские страны уже оказали возможную помощь палестин­ской стороне, несмотря на жесткую блокаду Израилем ее основных каналов. Ряд арабских стран выразил прямую готовность принять участие в военных действиях против «сионистского врага». Свое не­довольство американской позицией выразило даже саудовское семей­ство Саудидов.

Впервые за всю свою историю ближневосточный конфликт не только в политическом, но и военном плане начинает охватывать такие государства, как Иордания, Иран (об этом говорят факты за­хвата оружия, якобы предназначенного для палестинского восста­ния). Степень кровопролития в эпицентре конфликта (Палестина) превосходит все имевшиеся ранее. Борьба палестинского народа за самоопределение все больше приобретает общемусульманский харак­тер. Не случайно исламский фактор сыграл значительную роль в обра­зовании балканской кризисной «воронки» и продолжает оказывать существенное влияние на все мировые конфликты, где одной из сто­рон являются мусульмане (включая Индию, Индонезию и Филип­пины).

В настоящее время ситуация в ближневосточной воронке на первый взгляд вроде бы затихла. Она, если кратко, характеризуется для всех сторон-участниц общим знаменателем – выжидательной позицией. Это связано в первую очередь с победой в феврале 2006 г. на демократических выборах в Палестине самого непримиримого противника Израиля – движения ХАМАС (исламского движения сопротивления), штаб-квартира которого находится в Тегеране.

Для многих аналитиков и специалистов по Ближнему Востоку победа ХАМАСа является свидетельством стремления палестинцев использовать имеющиеся возможности для создания своего независимого государства. Главным итогом выборов стала убедительная победа избирательного блока «Реформа и перемены», созданного движением ХАМАС впервые участвовавшем в выборах в палестинский парламент. Он получил 74 депутатских мандата в 132-местном парламенте, а его основной соперник — движение ФАТХ, возглавляемое главой Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмудом Аббасом (Абу Мазеном), смогло получить лишь 45 мест. Третье и четвертое места заняли соответственно «Народный фронт освобождения Палестины» и левый блок «Аль-Бадиль» («Альтернатива»).

Победа ХАМАСа является полной - явка избирателей составила 77%. За ходом парламентских выборов следили сотни международных наблюдателей. Выборы прошли организованно и открыто и в целом соответствовали международным нормам и стандартам и продемонстрировали способность палестинцев продвигаться по пути создания независимого государства. Это событие, неразрывно связанно с дальнейшей судьбой процесса мирного урегулирования палестино-израильского конфликта.

Движение ХАМАС представляет интересы не только мусульман, но и христиан: оно контролирует Газу и Западный берег Иордана. В городе Вифлеем мэром избран представитель ХАМАС - православный христианин. Православная церковь Палестины и Иерусалимский патриархат поддержали ХАМАС на выборах.

В целом в сложившейся сложной ситуации в ближневосточной воронке виновен американский гегемонизм, который проводит нынешняя американская элита, собравшаяся вокруг Джорджа Буша. Она подтолкнула его на войну с Ираком, а сейчас разрабатывает военные планы против Ирана. Однако в гораздо большей степени арабские страны беспокоит ядерный арсенал Израиля, насчитывающий, по мнению международных экспертов в области вооружений, по меньшей мере, 200 боеголовок, включая авиабомбы, боеголовки ракет и нестратегическое оружие. Израиль официально не признает наличие у него ядерного оружия, но и не отрицает этого. Кроме того, он отказывается сотрудничать по данному вопросу с международными организациями, прежде всего с МАГАТЭ.

Арабов всерьез беспокоит тот факт, что поддерживаемый США Израиль стремится быть единственным государством на Ближнем Востоке, обладающим оружием массового поражения. Данное обстоятельство расценивается как стремление еврейского государства нарушить относительный военный паритет и утвердить свое господство на Ближнем Востоке. Попытки Израиля монополизировать право на обладание ядерным оружием на Ближнем Востоке рассматривается, как желание Израиля установить свою гегемонию и воспринимает как прямую угрозу региональной безопасности и главное препятствие для развития сотрудничества в регионе.

В последнее время появились сведения, свидетельствующие о стремлении Израиля не только к более тесным отношениям с НАТО, но и даже о его вступлении в этот военно-политический блок. Сообщается, что в Иерусалиме идут дискуссии о том, каким образом строить отношения с североатлантическим альянсом. 24 февраля 2005 года Израиль посетил генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер. Визит главы североатлантического альянса стал первым визитом за всю историю еврейского государства. Он расценивается в Израиле хорошим знаком, так как Амстердам выступает за расширение участия блока в событиях, происходящих на Ближнем Востоке.

Израиль тратит почти 10% своего ВВП на оборону, его действующие вооруженные силы насчитывают 167 тысяч мужчин и женщин, а корпус резервистов — 358 тысяч. В его распоряжении ядерный потенциал и хорошо оснащенные ВМС и ВВС. Разведывательные возможности Израиля в случае его присоединения к НАТО повысит потенциал блока и будет использоваться для укрепления позиций США и Запада в Восточном Средиземноморье. Это также усилит давление на арабские страны с целью решения конфликта в пользу Израиля.

Ситуация в ближневосточном воронке после мартовских выборов 2006 г. в израильский парламент (Кнессет), которые состоялись без главного архитектора израильской политики Ариеля Шарона, находящегося в госпитале после инсульта, еще больше усложнилась. К власти пришла партия, которая была создана А. Шароном накануне его болезни и которая не доказала свою жизнеспособность в отсутствии своего лидера. Выборы показали крайнюю усталость еврейского населения, 40% которого не пришли на избирательные участки. Таким образом, победа на выборах в Палестинской автономии радикальной группировки ХАМАС, занимающей враждебную по отношению к Израилю позицию, и приход к власти в Израиле партии без харизматического лидера, каким был А. Шарон, усложнили политическую обстановку в регионе, что в ближайшее время может привести к непредсказуемым последствиям.

Однако уже не в первый раз было отмечено, что деятельность ядерных центров Израиля несет большую угрозу для безопасности и экологии арабских стран и всего ближневосточного региона. Без ядерного разоружения на Ближнем Востоке невозможно достигнуть прочного мира, что создает тупиковую ситуацию в решении вопросов безопасности в регионе.

Политика защиты слабых от угнетения со стороны сильных держав, находит поддержку у палестинцев, 4 млн. которых находятся в положении беженцев. Проблемы палестинцев достигла почти катастрофической черты, поскольку перспективы трудоустройства избыточной массы населения как на территории Газы, так и в регионе в настоящее время представляются нереальными. До тех пор, пока не будут определены границы размежевания палестинцев и израильтян, а беженцы не вернутся в свои дома, мир на Ближнем Востоке невозможен.

Поскольку данная работа носит не только научно-аналитический, но и практический характер, следует обозначить конкретные меры, которые могут привести к нормализации ситуации на Ближнем Восто­ке в соответствии с интересами России.

1. Публично Россия придерживается международно-правовой кон­цепции, вытекающей из соответствующих резолюций и решений ООН: резолюции ГА ООН № 181/2 от 29 ноября 1947 г. «О разделе Палестины»; резолюции СБ ООН №242 1967 г. и №338 от 1974 г.в совокупности с решениями ГА ООН от 1974 г., признающими пале­стинцев в качестве народа, лишенного своей Родины:

— как кооспонсор процесса ближневосточного урегулирования Россия поддерживает соглашение от 13 сентября 1993 г. «О создании Палестинской автономии», рассматривает это соглашение как первый шаг к созданию реальной палестинской государственности, без кото­рой урегулирование невозможно;

— Израиль отказывается от концепции «единого и неделимого» Иерусалима —его общепризнанной столицей остается Тель-Авив. Статус Иерусалима и Вифлеема должен быть определен на основе резолюции 1947 г. ГА ООН «О разделе Палестины». Такой подход — единственный выход для Израиля из фактически начавшейся граж­данской войны; этот вопрос является предметом переговоров заинте­ресованных сторон;

— очередной американский план рассматривается лишь как воз­можный шаг к комплексному урегулированию проблемы.

2. Проблема израильских поселений на Западном береге реки Иор­дан, в секторе Газа и на Голанских высотах (Сирия) решается в рам­ках концепции многонациональности. Представляется, что сохранить (восстановить) мир возможно только в случае мирной интеграции многонационального Израиля. Первый шаг в этом направлении был сделан еще И.Бараком, который провозгласил «светскую революцию в Израиле». На наш взгляд, необходимо сделать следующий шаг: про­возгласить Израиль многонациональным государством с равными правами всех этносов, наций, конфессий (евреев, сабров, сефардов, ашкенази, арабов, друзов и др.).

3. Россия рассматривает урегулирование на Ближнем Востоке только комплексно. Учитывая, что фактическими участниками ближ­невосточного процесса являются многие арабские страны, Иран, ряд европейских стран, мировые сионистские организации, то и решать проблему необходимо с учетом интересов всех заинтересованных сто­рон. Если же следовать американскому плану, то проблема будет не-решаема в принципе.

4. Россия как кооспонсор процесса ближневосточного урегулиро­вания предлагает провести в Москве международную мирную конфе­ренцию по Ближнему Востоку в расширенном формате. Один из вари­антов широкого формата:

президент России;

премьер-министр Израиля;

президент Всемирного еврейского конгресса;

представитель Европейского союза по международным делам и безопасности;

лидер палестинского народа;

генеральный секретарь Лиги арабских государств;

генеральный секретарь ОПЕК;

представители сопредельных арабских государств — Египта, Иор­дании, Сирии, Ливана.

Возможен и более узкий формат конкретных переговоров.

5. Одновременно создается рабочая группа из представителей спецслужб заинтересованных государств для выработки механизма гарантий удержания ситуации от широкомасштабной гражданской войны, постепенно перерастающей в региональную (в нее фактически уже втянуты Иордания, Иран, Ливан). К этому следует добавить, что после крайнего обострения терроризма на территории Израиля и Па­лестинской автономии вновь становится актуальным первоначальный тезис: «Мир в обмен на землю».

 

 

Раздел II. Тактика

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.