Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ислам - это не просто религия. Это – другое отношения к жизни и смерти



ЛДПР

Жириновский

ЖЕСТОКАЯ ВОЙНА

НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

Москва 2006

В. ЖИРИНОВСКИЙ. Жестокая война на Ближнем Востоке. –М.: Издание Либерально-демократической партии России. 2006 г. – 128 с.

Представляем вашему вниманию новую книгу о войне на Ближнем Востоке, которая не прекращается уже шестое десятилетие, Председателя ЛДПР, доктора философских наук, профессора, академика Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, члена Академии социальных наук, Заслуженного юриста Российской Федерации Владимира Жириновского.

Книга рассчитана на политологов, студентов гуманитарных ВУЗов и всех тех, кто интересуется современной политикой.

 

 

РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ ЛДПР

 

 

 
 


Сдано в производство 25.05.2006 г. Подписано в печать 15.06.2006 г.

Формат 60х84/16. Объем усл. печ. л. 8,0. Бумага газетная. Печать офсетная. Гарнитура “Times New Roman ”. Тираж 3 000 экз.

Отпечатано с готового оригинал-макета в типографии

4-го филиала Воениздата. Заказ №

 
 


© ЛДПР, 2006 г.

Мы уходим из Афгана. Мы – 9-я рота. Мы – победили!..

Фильм «9-я рота»

Оглавление:

Раздел I. Стратегия...........................................................5

1. Третья мировая.................................................6

2. Джихад или Газават?......................................16

3. Последний бросок на юг................................23

4. Ближневосточная воронка.............................37

Раздел II. Тактика...........................................................46

1. Турецкий фактор.............................................47

2. Курдистан........................................................59

3. Иракская ловушка...........................................67

4. Ядерное досье Ирана......................................78

5. Афганский тупик.............................................99

6. Пакистанский сценарий................................109

7. Успокоение на Ближнем Востоке – как

должны были поступить США на Ближнем

Востоке..........................................................115

8. Этногеополитическое решение…………...116

 

Вместо эпилога

Возможен ли мир на Ближнем Востоке?.......124

 

 

Раздел I. Стратегия

Забияки паршивые, вы помните 40-е?..

Фрэнк Синатра

(музыкальная интермедия)

Третья мировая

Кому – война, а кому – мать родная

Народная пословица

Жестокая война – это о той войне, которая вот уже шестое десятилетие не прекращается на Ближнем Востоке. Кто-то скажет, что бывали войны и попродолжительнее этой. Например, война Алой и Белой розы. Под таким в прямом смысле слова поэтическим названием в историю Европы средних веков вошла столетняя война между царствующими династиями. Или еще более продолжительная война между Древним Римом и Карфагеном. Это в этой войне выдающийся полководец Ганнибал впервые использовал мощное оружие – боевых слонов против римских легионов. Но Карфагену не помогли и слоны. Был разрушен и стерт с лица земли.

Можно привести и другие примеры продолжительности войн. Скажем, из истории Китайской Империи. Или Латиноамериканских цивилизаций инков и ацтеков. В Африке и по сей день есть племена, которые не одно столетие находятся в состоянии войны. И ничего, как-то умудряются существовать. Так что, как видим, в иные исторические эпохи, у разных стран и народов война может превратиться в повседневное занятие, из сферы исключительно политической и военной – перейти в сферу быта. Не хотелось бы говорить, но приходится – стать образом жизни.

У Жестокой войны на Ближнем Востоке сложилась уже не просто своя хронология, но целая летопись боевых действий. Работая над этой книгой, я, естественно, самым тщательным образом проанализировал и хронологию, и летопись Жестокой войны. И смею сказать, даже меня повергло в шок самое краткое перечисление основных событий Жестокой войны.

Я много лет занимаюсь изучением Востока – Турция, Ирак, Иран, Ливия, Палестина, Афганистан. Все эти названные и неназванные другие исламские страны для меня не посторонние. Я побывал во всех их закоулках. Не просто видел тамошнюю жизнь, но и вникал в поры этой жизни по самую что называется маковку. Общался как с высшей политической элитой, руководством ближневосточных государств, так и с их низами, простым людом от базарных торговцев и дервишей до солидных бизнесменов и не всегда солидных нуворишей. Тем более, что такому общению не препятствовал языковой барьер. Обстоятельный обмен мнениями, дискуссии, споры, выяснение отношений, обмен посланиями и многие другие формы моего общения позволяют сделать вполне обоснованные выводы и прогнозы. Тем более, что в нашем общении было всякое. Не было только одного – никто никого не обижал, всегда – взаимные уважение и благодарность. Потому что в основе наших дискуссий и отношений лежит выяснение истины, стремление к добрососедству и взаимопомощи.

Начавшись с борьбы за освобождение Палестины от английского присутствия, Сирии – от французского, Жестокая война на Ближнем Востоке то утихает на короткое время, то разгорается с новой силой и ожесточением. Сегодня в регионе не осталось ни одной страны, которая либо прямо не участвовала в военных действиях, либо косвенно не ощутила их зловещее прикосновения. В начале XX века пороховым погребом Европы были Балканы. Они стали источником Первой мировой войны. В начале XXI века пороховым погребом всей планеты Земля стал Ближний Восток. Не дай Бог, чтобы он стал причиной уже Третьей по счету мировой войны. Для этого, к сожалению, есть все как объективные, так и субъективные предпосылки.

Всмотримся повнимательнее в эти исторические и современные реалии. Думаю, их всесторонний анализ поможет нам разобраться в том, что происходит в Ближневосточном регионе. А заодно – и в тенденциях мировой этногеополитики. Итак, по порядку.

1948 – 1949 гг. состоялась так называемая первая арабо-израильская или как ее назвали тогда Палестинская война между государством Израиль и соседними с ним арабскими государствами Египтом, Иорданией, Ираком, Сирией, Ливаном, Саудовской Аравией, Йеменом. Суть войны проста и незамысловата, как впрочем, суть и любой другой войны, справедливой или нет. Любая война имеет свою внутреннюю природу, хотя эта природа и оценивается воющими сторонами по-разному. для одних она кажется самой справедливой. Для других – самой коварной и негодной.

Так вот началась эта Жестокая война из-за невыполнения резолюций Ассамблеи ООН о ликвидации английского мандата и создании на территории Палестины двух независимых государств – еврейского и арабского. Иерусалим выделялся в самостоятельную административную единицу под управлением ООН.

На части территории Палестины 14 мая 1948 г., благодаря принципиальной позиции Советского союза было создано государство Израиль. 2000 лет многострадальный еврейский народ жил в рассеянии, после того, как в ходе известной Иудейской войны (I в.н.э.) римские легионеры взяли штурмом Иерусалим и разрушили храм Соломона. Еврейское государство возродилось. Сталин надеялся сделать Израиль двигателем «пролетарской революции» на Ближнем Востоке. Ошибся вождь народа. У руководства Израиля были другие планы.

А вот арабскому народу Палестины не повезло. У него тогда не было такого могущественного лоббиста, как товарищ Сталин. Своей государственности палестинцы так и не получили. Причитавшуюся им часть земель поделили между собой Израиль, Иордания и Египет. Более того вооруженные силы Израиля изгнали с захваченной им территории около 1 млн. арабов. Возникла проблема палестинских беженцев. В июне 1967 г. Израиль оккупировал всю территорию бывшей подмандатной территории Палестины. Присоединил к ней Синайский полуостров, находившийся под юрисдикцией Египта, а также принадлежавшие Сирии Голланские высоты. С тех пор возникла естественная почва для обид и претензий. И на этой унавоженной войной почве не замедлили разгореться одна за другой несколько арабо-израильских войн.

1956 г.Израиль вместе с Великобританией и Францией совершил агрессию против Египта, стремясь вернуть эксплуатацию Суэтского канала. Не получилось. При поддержке СССР Египет отстоял свои национальные интересы.

1947-1971 гг.На полуострове Индостан возникло три новых государства – Индия, Пакистан, Бангладеш. Процесс дробления не прекратился. В октябре 1947 г. между Индией и Пакистаном началась война из-за обладания штатами Кашмир и Джамма. 1 января 1949 г. военные действия завершились. Заключено перемирие.

1965 г.Между Индией и Пакистаном вспыхнул новый конфликт из-за спорного участка пустыни Качской Раны.

1971 г.В Восточном Пакистане началась борьба за независимость уже от Пакистана. Индия поддержала. В результате возникло новое государство Бангладеш.

1963 г.Китайско-индийский военный конфликт. Китайские войска 20 октября начали наступление на всей китайско-индийской границе. Продвинулись на 200 км. вглубь Индии. В декабре китайцы покинули штат Ассама, но остались в районах Ладако – западном секторе границы.

1969 г.Советско-китайский вооруженный конфликт на острове Доманский. Погибло 30 советских пограничников. Советской стороной был нанесен по острову авиационный и артиллерийский удар. Остров стерли с лица земли.

1967 г.Разгорелась вторая арабо-израильская война из-за отказа Израиля выполнить резолюцию Совета Безопасности ООН от 22 ноября 1967 г. о политическом урегулировании ближневосточного кризиса.

1973 г.Разгорелась третья арабо-израильская война между Израилем, Египтом и Сирией. В ходе нее понеся немалые потери, Израиль сумел удержать большую часть оккупированной территории.

1975 - 1976 гг. Гражданская война в Ливане между отрядами правых партий и Палестинского движения сопротивления. Эта война стала следствием начавшихся с конца 60-х годов агрессивных действий против Ливана со стороны Израиля. В 1976 г. сирийские войска вторглись в Ливан. В 2006 г. сирийские войска покинули Ливан.

1979-1989 гг. Афганская война. В конце 1979 г. Афганское правительство официально обратилось к правительству СССР с просьбой о помощи. Советский союз ввел войска в Афганистан. Без малого 10 лет шла эта странная война. До сих пор нет внятного ответа на вопрос – нужна ли была СССР эта война.

1980-1989 гг. Ирано-иракская война. Саддам Хусейн обвинил иранский режим Аятоллы Хомеийни в пособничестве иракским шиитам, а также курдам в борьбе против Ирака. Кроме того Хуссейн напомнил Ирану территориальный спор, начавшийся еще в XVI веке о Шат аль-Арабе. Война закончилась ничейным исходом.

1986 г.Ливийские катера атаковали корабли 6-го американского флота. США обвинили Ливию в терроризме и нанесли по военным базам в окрестностях Триполи и Бенгази, а также по резиденции Муамара Каддафи авиационный удар с авианосцев и американских баз. Ливии был нанесен большой материальный ущерб.

1987 г., декабрь.Началась интифада, многолетняя кровопролитная война палестинцев с Израилем. В секторе Газа толпы молодых палестинцев стали нападать на израильских солдат, забрасывать их камнями. Израильтяне открыли огонь и убили нескольких палестинцев. С тех пор подобные стычки приобрели едва ли не систематический характер и продолжаются до сих пор.

1990 г.Ирако-кувейтская война. Режим С.Хусейна предъявил Кувейту территориальные претензии. Дело в том, что до своей независимости Кувейт был провинцией Ирака. Саддам решил вернуть эту провинцию. Тем более что поводом явилось занижение Кувейтом цен на нефть. 2 августа войска Ирака вторглись в Кувейт и через несколько часов наступления взяли столицу этого государства.

1991 г.«Буря в пустыне». В ответ на оккупацию Ираком Кувейта 16 января объединенные войска 30 стран численностью 700 тысяч, из которых 500 тысяч американских военных, начали наступление на Ирак. В канун начала боевых действий союзники подвергли Ирак массированному авиационному удару. Ирак нанес ракетный удар по Израилю, выпустил десятки тысяч тонн нефти в Персидский залив, поджог нефтяные вышки Кувейта. Армия Ирака оказалась не готова к этой войне. Потеряв 150 тысяч солдат Ирак обязался выполнить резолюции ООН. Режим С. Хусейна уцелел, но его авторитет был серьезно подорван.

1990-1996 гг. Война в Чечне. Проходила в 3 этапа – 1994-1995 гг. – первый этап, 1995 - второй этап (март), 1995, конец апреля – третий этап. В результате террористы во главе с Дудаевым и Басаевым были разбиты на голову. Террористическое движение в Чечне потерпело провал. Но теракты не прекратились. На сегодняшний день они не носят массового характера.

2003 г.Военная оккупация Ирака США и их союзниками. Режим С.Хусейна был низвергнут, иракская армия разбежалась в результате предательства генералов. В стране установился марионеточный режим подведомственный администрации США. Началась партизанская война. Число гробов с убитыми солдатами армий США и их союзников достигло 3000.

Вот такая хроника, условно говоря, пикирующего бомбардировщика. Знаешь, читатель, что такое пикирующий бомбардировщик? Если нет, напомню. Это – боевой самолет для нанесения бомбовых ударов по малоразмерянным целям с пикированием. Так этот тип самолетов представляет Военный энциклопедический словарь (М. 2002, с. 989). Пикирующие бомбардировщики широко использовались в годы Второй мировой войны. В настоящее время они уже как специальные самолеты не используются. Потому что авиатехника шагнула далеко вперед. Бомбометание с пикирования стало возможным практически для всех основных типов боевых самолетов.

Замечаете, дорогие читатели, куда клонит автор? Правильно – от частного случая, хотя и типичного для боевой авиации, к дальнейшим обобщениям. Причем ближневосточные события мною трактуются не просто в сравнении с пикирующим бомбардировщиком, а именно в такой же последовательности – от хронологических фактов через их систематизацию с выходом на прогнозирование. Сила политической партии, ЛДПР прежде всего, в глубине анализа явлений общественной жизни и умение предвидеть тенденции будущего развития.

Хронология Жестокой войны на Ближнем Востоке подтвердила в очередной раз классическое определение войны основоположником современной военной науки Клаузевицем. «Война, - писал этот стратег, это та же политика, только проводимая другими средствами». Кстати, тем, кто мало знаком с сочинениями Клаузевица и его личной биографией, подскажу, что хотя он и начинал свою научную и военную карьеру в Пруссии, заканчивал ее, перейдя на службу в русскую армию, как раз в аккурат во время Отечественной войны 1812 года. Значит использовал в своих трудах и опыт разгрома русскими армиями Наполеона.

И еще один немаловажный методологический вывод напрашивается из анализа хроники Жестокой войны. Овладеть ситуацией в нынешнее время, а значит ослабить угрозы и вызовы более масштабной, возможно даже мировой, войны можно только сообща, сплотив ряды антивоенного движения. И здесь я не могу не вспомнить 19 сентября 2001 года. В этот день, то есть буквально через неделю после нападения на нью-йоркские небоскребы так называемых арабских террористов, я публично выступил с обращением к мусульманскому миру. В нем, в частности говорилось: «Мусульмане всей планеты: арабы, иранцы, афганцы!

В этот самый суровый час, когда смертельная опасность нависла над пятью миллиардами граждан планеты, я обращаюсь к вам с просьбой объединиться, проявить солидарность с православным миром, с Россией, с Москвой, с русскими. Вместе мы в состоянии противостоять главному агрессору на планете Земля – Соединенным Штатам Америки и западному христианству, развязавшим за последние 50 лет сотни войн, в которых погибли миллионы граждан, и в первую очередь мусульмане. Не надо бояться, они трусливые, они слабые, их сознание отравлено алкоголем, наркотиками и безумством их нравов. Проявляйте внутреннюю солидарность, сплачивайте свои ряды. Нас большинство на планете Земля и, благодаря русским, у нас с вами есть самое мощное в мире оружие. Если бы США были всесильны, они бы давно уже бомбили Россию, как Югославию». Я готов подписаться под этими словами и сегодня 5 лет спустя. Как и под следующими за ними оценками мировой ситуации: «Наступил исторический час. Отбросьте противоречия между вашими странами, забудьте обиды. Все плохое, что было между вами, было спровоцировано западным миром. Вас делили искусственно на части, незаконно отобрали Кувейт у Ирака, разделили Йемен на два государства, мучают Афганистан, создали искусственные границы Пакистана, провоцируют насилие в Алжире и т.д. Не надо ничего бояться. Разросшаяся военная экономика Запада требует длительных войн, только тогда будут заказы для военной промышленности США. Для них опасна молниеносная война, тогда рухнет экономика и государство США. Если мы в новых условиях не проявим нужную солидарность, то они будут мучить отдельные регионы планеты, населенные в основном мусульманами и православными, издеваться над ними, периодически нас обстреливать. У нас с вами самое мощное оружие в мире, самые большие территории, самое компактное население. Мы с вами соседи и братья. Нам хватит земли и ее благ. Это они, оборвав всю планету, пытаются получить дополнительные источники энергии, чтобы каждый день заводить двигатели двухсот миллионов американских автомобилей. А для этого им нужна арабская нефть и других мусульманских стран и слабая Россия, чтобы она не могла защитить вас, мусульман. Поэтому они нам поставили у власти в 1985 году продажную клику Горбачева, который поломал равновесие, сложившиеся в мире в эпоху Брежнева».

И далее в обращении следует прогнозная составляющая: «События 11 сентября – это агония Америки. Это последняя, самая мерзкая провокация Соединенных Штатов.

Объединим наши ряды!

Сплотим наши страны!

Поможем друг другу экономически и в военном отношении!»

Вряд ли можно не согласиться и с заключительными моментами этого обращения. А именно: «Прекратим всякие выпады против мусульманских и православных стран, исходящие от некоторых подкупленных центров, расположенных в наших с вами странах.

Не поддавайтесь вражеской американской пропаганде! Нефтяные короли и хозяева ВПК Америки – вот ваш и наш главный враг. Простые американцы тоже протестуют против правящей клики в Вашингтоне. Окажите ваше влияние на обманутых чеченцев на Кавказе. Надо покончить с этой болевой точкой России, с тем, чтобы Россия смогла оказывать большую помощь всем мусульманским странам.

Вы знаете мою честность и преданность делу мусульманских народов. Уже 10 лет я единственный из российских политиков и в масштабе всего мира открыто поддерживал Саддама Хусейна, Муамара Каддафи, руководство Ирана, требовал признания правительства талибов в Афганистане и старался своей деятельностью помочь мусульманским странам планеты.

Мусульмане и православные! Объединим наши усилия в борьбе за торжество разума и справедливости на нашей многострадальной Земле!».

Эти пятилетней давности оценки, выводы и призывы вряд ли кто-нибудь сможет оспорить и в настоящее время. Они по-прежнему актуальны. Особенно сегодня, когда готовится очередная военная акция США и их союзников, на этот раз уже против 70-милионного Ирана. Эта акция фактически может сыграть роль недостающего пока Жестокой войне детонатора превращения ее в Третью мировую войну. Тем более, что этапы третьей мировой уже видны, что называется невооруженным глазом. Первая фаза – блокада Ирака с его последующей оккупацией. Вторая фаза – те самые многострадальные Балканы, бомбардировка Югославии с ее последующим расчленением на 7 государств. А теперь и отделение от Сербии и провинции Косово. Что останется Белграду? Третья фаза – наступление американских коммандос на Афганистан, изгнание из страны талибов и приведение к власти по сути тоже марионеточного режима Карзая.

 

Джихад или Газават?

Ислам - это не просто религия. Это – другое отношения к жизни и смерти.

Фильм «9-я рота»

 

Для европейского исследователя проблем мусульманского мира крайне полезно ознакомиться с внутренним исламским духом Джихада в изложении наиболее известных исламских богословов с сохранением особенностей исламского звучания. Все их поучения преисполнены интонаций, насыщенных чрезвычайным богопочитанием и богобоязнью. "От имени Аллаха милостивого, милосердного".

С точки зрения исламской культуры и учений, борьба (Джихад) в ее кратком и исчерпывающем смысле представляет собой один из главных и базовых принципов Ислама. Предводитель мусульман, спаситель человечества, Мохаммад (пусть милость Аллаха пребудет на нем), когда он утверждал основы Ислама, заявил: "Высшей фазой всех поучений является Ислам. Молитва - это основание, а Джихад - это вершина исламского учения". Жизнь верующего есть постоянная борьба и бесконечная схватка. Его Величество Мохаммад говорит: "Джихад верующего продолжается до дня Воскрешения". Для всякого мусульманина жизнь, которая протекает без борьбы (Джихада) и без духовного искания, есть жизнь невежества и тьмы. Его Святейшество предупреждает: "Всякий, кто встречает смерть и не исполнил Джихад (пока был жив), или не имел стремлений к Джихаду (пока был жив), уходит в смерть в невежестве".

Исламские богословы учат, что в общем здании совершенства и величия Ислама Джихад находится на вершине совершенства. Когда мы изучаем "борьбу" с точки зрения Ислама, наш ум пронизывают широкоизвестные понятия, знание которых составляет жизненно важное значение для каждого мусульманина-моджахеда. Остановлюсь здесь только на четырех самых важных принципах Джихада. К ним относятся:

1. Знакомство с благородной и возвышенной целью борьбы.

2. Искренность намерений.

3. Рассудительность во всех делах Джихада.

4. Устойчивость и постоянство.

Знакомство с целями и понятиями Джихада (до того как его придется исполнять) является азбукой исламской борьбы. Те, кто не согласны с этим, блуждают в потемках. Они ведут себя и других к погибели. Исламская борьба не является ни бессмысленным лозунгом, ни бесцельным прыжком. Наоборот, Джихад (исламская борьба) - это хорошо обдуманная позиция, тщательно спланированное движение и удар, который вмиг устранит врага.

Джихад не может быть запрограммирован в пустоте, и он не может быть основан на иллюзии и воображении. Напротив, социальная действительность и потребности определяют тип и формы борьбы. Поэтому в большинстве случаев Джихад осуществляется в виде мирных и интеллектуальных собеседований, в других случаях он проходит в форме быстрых революционных действий, порою в виде вооруженной борьбы и решительных ударов в лицо тем, кто совершает злые дела. Об этом в Коране говорится так: "Приглашай (всех) на Путь Аллаха мудрым и прекрасным поучением, и спорь с ними способами, которые сочтешь наилучшими и наиболее красивыми".

Манеры и способы поведения следует подвергать тщательному отбору. Например, там, где молитва может быть средством для приглашения (на путь Аллаха), использование рук войдет в противоречие с мудростью исламского учения. С другой стороны, если чувства не способны проникнуть через замкнутые двери упорства и упрямства, или когда аргументы и разъяснения не оказывают влияние на гордость, и если приглашение наталкивается на неуемное сопротивление тщеславия, тогда неприменение оружия является идиотизмом и невежеством.

Первоначально под Джихадом понималась борьба в защиту и за распространение ислама. Само слово “ДЖИХАД” означает "усилие" или "борьбу за веру" (араб.: джихад фи сабили-ллах - "борьба на пути Аллаха"). В отношении этой борьбы в Коране содержатся неоднозначные указания, отражающие конкретные условия деятельности Пророка Мохаммада в мекканский и мединский периоды его жизни: 1) не входить с "многобожниками" в конфронтацию и склонять их к истинной вере "мудростью и хорошим увещеванием"; 2) вести с врагами ислама оборонительную войну; 3) нападать на неверных, но так, чтобы военные действия не приходились на священные месяцы; 4) нападать на них в любое время и повсюду. В разработанных позднее ФАКИХАМИ (толкователями Корана) концепциях Джихада этот термин наполняется новым содержанием. Имеется различие между понятиями "Джихад сердца" (борьба с собственными дурными наклонностями), "Джихад языка" ("проведение одобряемого и запрещение порицаемого"), "Джихад руки" ("принятие дисциплинарных мер в отношении преступников и нарушителей норм нравственности" и "Джихад меча" ("вооруженная борьба с НЕВЕРНЫМИ, причем убитому мусульманину в бою с врагом уготовано вечное РАЙСКОЕ БЛАЖЕНСТВО").

В отношении Джихада Пророку Мухаммаду приписываются следующие слова: "Мы вернулись с малого Джихада, чтобы приступить к Джихаду великому". Здесь духовное самосовершенствование объявляется "Великим Джихадом", а война с неверными - "Малым Джихадом". Духовное истолкование Джихада получило свое особое мистическое осмысление в СУФИЗМЕ.

Джихад без дальнейших уточнений обычно означает вооруженную борьбу с неверными во имя торжества ислама, и в этом его значении у мусульман выступают слова ФАТХ и ГАЗАВАТ, а у немусульман - СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА, определявшиеся как "ведение войны с неверными путем нанесения им ударов, изъятия их собственности, разрушения их святилищ, уничтожения их идолов". Джихад считался одной из главных обязанностей мусульманской общины (уммы). Это оспаривалось, однако еще в начальный период распространения ислама. Так, видный исламский теолог Суфайн ас-Саури (715-777) утверждал, что Джихад - акт, рекомендуемый только мусульманам, который становится их обязанностью только тогда, когда они подвергаются нападению.

В новое время аналогичной точки зрения придерживались мусульманские секты БАБИТОВ и АХМАДИТОВ. С точки зрения объекта вооруженной борьбы в трудах по ФИКХУ различаются шесть типов Джихада: 1) против "врагов Аллаха" (т.е. тех, кто угрожает существованию УММЫ, тех, кто преследует мусульман, и язычников); 2) против тех, кто покушается на неприкосновенность границ (т.е. против агрессии извне); 3) против вероотступников (таких, как "лжепророк" Мусайлима); 4) против "притеснителя" (ал-Баги); 5) против разбойников; 6) против монотеистов-немусульман, отказывающихся платить ДЖИЗИЙЮ (дань или налог).

Выбор между "мечом" (смертью) и переходом в ислам предлагался только язычникам. Что же касается "людей Писания", т.е. иудеев и христиан (Ахл ал-Китаб), то к ним отношение более мягкое, так как ислам признает христианских пророков. В странах за пределами Аравии целью Джихада становилось не обращение в ислам местных жителей, а подчинение их мусульманскому государству с переходом на положение покровительствуемых ЗИММИЕВ (Ахл аз-Зимма), обязанных платить джизийю. Однако с вероотступниками соглашение о переходе в разряд зиммиев не допускалось. Для них была уготована только казнь. Согласно классической доктрине, в случаях, когда мусульмане подвергаются нападению извне, от участия в Джихаде освобождаются несовершеннолетние, душевнобольные, слуги, женщины, больные и немощные, лица, не имеющие походного снаряжения, лучшие факихи города, те, кто не получает разрешения на участие в Джихаде от родителей, и должники, не получающие такого разрешения от своих кредиторов. По предписаниям этой доктрины, касающимся взаимоотношений воюющих сторон, на территории противника запрещено убивать женщин и несовершеннолетних, если те не сражаются против мусульман. Взрослые же мужчины обращаются в военнопленных (АСАРА). Вместе с тем ХАНИФИТЫ не распространяли это правило на мужчин, неспособных к военным делам и к продолжению рода (старики, монахи). С военнопленными ИМАМ мог поступить трояко: предать смерти, освободить за выкуп или превратить в рабов. Если он решал предать военнопленного смерти, то до выполнения этого решения никто не имел права калечить последнего или подвергать физическим мукам. Согласно МАЛИКИТАМ, имам мог также освободить военнопленного, переведя его на положение зимми. Военнопленных, обратившихся в ислам, убивать не разрешается. Некоторые из ранних исламских теологов, например ал-Хасан ал-Басри (642-728), квалифицировали убийство военнопленного как дело запрещенное или достойное порицания. Ал-Ауза'и (707-774) и ИСМАИЛИТЫ считали запретным уничтожение на территории противника посевов и садов. Ханафиты же утверждали: если в ходе военных действий можно уничтожать людей, то тем более позволительно уничтожение растений. Согласно всем мазхабам (школам исламского богословия), подлежит уничтожению то имущество противника, которое нельзя переправить на мусульманскую территорию. Однако такого единодушия не было в отношении скота. Органично связанная с обычаем набегов, практиковавшимся племенами Аравии в доисламские времена, идея Джихада впоследствии разрешала и освящала территориальную экспансию мусульманских государств, а в новое и новейшее время использовалась в целях антиколониальной борьбы. В последние десятилетия торжество ислама во всемирном масштабе, как цель Джихада, используются главным образом в борьбе с Израилем и США. Современная мусульманская литература делает акцент на оборонительных положениях Джихада, причем некоторые авторы ратуют за включение основанного на доктрине Джихада "мусульманского международного права" в ныне действующее международное право. Джихад в широком смысле трактуется как приложение максимальных усилий для достижения экономической и военной мощи, способной противостоять агрессии, как борьба за укрепление национальной независимости, осуществление программ социально-экономического развития и выполнение конкретных задач (борьба за урожай, против эрозии почв, за ликвидацию неграмотности).

С понятием Джихада тесно связаны такие понятия как ДАР АЛ-ИСЛАМ, ДАР АЛ-СУЛХ, ДАР АЛ-ХАРБ И ГАЗАВАТ.

ДАР АЛ-ИСЛАМ ("территория ислама") – собирательное обозначение всей совокупности мусульманских стран, находящихся под властью мусульманских правителей, жизнь в которых полностью регулируется ШАРИАТОМ (исламским правом), в противоположность ДАР АЛ-ХАРБ.

ДАР АЛ-СУЛХ ("территория мирного договора") - термин для территорий, заключивших при завоевании договор (СУЛХ) с мусульманами. Договор определял размер дани и правовое положение жителей-немусульман. При этом, за пределами условий договора продолжали действовать прежние порядки. Жители Дар ал-Сулха (Ахл ал-Сулх) рассматривались как Ахл аз-Зимма, но купцы из Дар ал-Сулха платили вдвое большую торговую пошлину, чем Зимми Дар ал-Ислам. Однако эти положения имели чисто умозрительный характер, т.к. в момент, когда действие договоров было реальным, правовая теория еще не была достаточно разработана, а к концу VIII в., когда эти положения были сформулированы, большинство областей, заключавших договоры, вошло непосредственно в состав ХАЛИФАТА (хотя и при сохранении местных династий). С распадом Халифата все области, которыми правили государи-мусульмане, рассматривались как Дар ал-Ислам вне зависимости от состава населения и характера отношений с соседними чисто мусульманскими государствами, а договоры с немусульманскими государствами носили характер обычных межгосударственных соглашений.

ДАР АЛ-ХАРБ ("Территория войны") - термин, объединяющий немусульманские страны за пределами Дар ал-Сулх, которые рассматривались мусульманскими правоведами как страны, находящиеся в состоянии войны с мусульманами, причем отсутствие военных действий считалось временным перемирием.

Одной из разновидностью Джихада является ГАЗАВАТ. Газават (мн.число от "газва" - "набег") - "война за веру", одно из проявлений Джихада. Мусульманские газаваты восходят к распространенной в кочевых обществах практике набегов с целью захвата добычи. В кочевых обществах Аравии Газават играл важнейшую роль. В их основе лежала экономическая необходимость в перераспределении ресурсов внутри общества. Первые нападения мусульман на своих противников, организованные Мохаммадом из Медины, получили название Газавата. Позднее термином "газават" обозначались рейды мусульман против "неверных" в ходе военной конфронтации мусульманского мира со своим окружением. В XIX в. в России газаватом называли войны кавказских горцев против политики России. В 20-х годах XX столетия газават на территории бывшего Советского Союза предстал в форме басмаческих вооруженных выступлений под исламскими лозунгами, направленных против Советской власти. В последнее время опасные рецидивы газавата имеют место на территории Чечни и Дагестана.

Вот такие общие, но крайне необходимые разъяснения. Является ли Джихад частью Жестокой войны на Ближнем Востоке? Думаю, что да, является. В какой трактовке и с каким конкретным содержанием – это вопрос решаемый в каждом отдельном случае при учете всех объективных и субъективных обстоятельств места и времени. Важно только не искажать понятия Джихада и Газавата и еще более важно – не спекулировать ими во вред самим же мусульманам.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.