Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Набу-Гермес - чародей, интеллектуал, вор и лжец



 


Греческий Гермес и финикийские Кадм и Таавт изобрёли письмена - также, как это сделали египетский Тот и шумерский Набу. Трудно отказаться от мысли, что это одна и та же персона. Первый Гермес, как учили древние, был сыном Урана-Мардука и Гемеры - Сарпанит (Нанайи)1. Однако Гемера считалась спутницей Гелиоса-Уту. Почему так? Потому что после смерти Мардука Нанайя-Шерида стала женой Уту-Гелиоса Шеридой. Кстати, Нанайя как жена Гелиоса-Уту была не только Гемерой, но и Персеидой (Персой) - женой Персея-Уту.


Мифы повествуют, что однажды тирский царевич Кадм-Набу, сын Бела- Мардука2, помог верховному богу Элу-Зевсу-Энлилу победить страшного Тифона-Мардука.


Тифон-Мардук похитил молнии у Эла (видимо, Мардук не хотел расставаться с оружием, которым снабдили его боги для борьбы с Тиамат и её морским воинством) и держал всех богов под контролем3. Кадм-Набу игрой на флейте отвлёк внимание чудовища от пещеры, где лежали молнии. Эл прокрался в пещеру и забрал молнии. Опять разгорелась битва, но на этот раз преимущество было на стороне Эла. Битва продолжалась долго. После победы над Тифоном Кадм стал основателем города Фивы, а его сестра Европа-Нанайя (Шерида, которая была его матерью и женой) стала богиней Крита.


1
Цицерон. О Природе богов III 56.


2 Принято обычно считать, что Набу был сыном Мардука - Бела, который, в свою очередь, был сыном Посейдона-Энки и Ливии-Нинхурсаг.

Однако в некоторых греческих генеалогиях говорится, что Кадм был сыном брата-близнеца Бела - Агенора, в других - что Агенор был братом Кадма. В шумерских мифах не упоминается о близнеце Мардука, хотя есть бог-воин Асарлухи, которого почитали в городе Мардука Куаре вместе с Мардуком. Некоторые считают, что он был братом Мардуку, но в "A hymn to Asarlu" - это одно из имён Мардука. Возможно, Набу не хотел оставить память о себе как об отцеубийце, и тогда был придуман брат его отца Мардука. Впрочем, генеалогические деревья греческих богов чрезвычайно запутаны и включают богов, о которых в шумерском эпосе не упоминается вообще, поэтому, пользуясь сравнительным анализом, мы просто пытаемся воспроизвести упрощённую генеалогию богов.

3 Согласно историку Фаллосу, Бел-основатель Вавилона, т.е. Мардук, воевал вместе с титанами против Зевса, т.е. Энлила. - Комментарий Д.О.Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб,2000.с.182.

Разве это не странно, что из всех древних собраний мифов именно мифы и легенды Древней Греции дошли до нас в самом полном виде, и именно эти мифы отличаются самыми запутанными генеалогиями, уходящими в допотопное время? Трюк состоит в том, что, не смотря на множество историй, они все так или иначе упорядочены, благодаря тому, что костяк, (настоящая история позади них) остаётся неизменным. Один и тот же бог мог быть и богом, и царём, и героем, и титаном одновремено (мы это проследим на примере истории и мифологии Египта). Поэтому все эти мифы просто не могли быть рождены произвольно, но были срежесированы. У этих мифов был автор, и, как говорят сами мифы, первым стал их слагать Орфей. Попробуем разобраться, кто же был Орфеем? И начнём с его генеалогии.


Мнемосина (Нисаба) - богиня знаний и памяти, дочь Урана (или Ана1) родила от Зевса 9 дочерей - муз. Из них самой приметной была Каллиопа-Нанайя (Ташметум), муза поэзии. Её сыном был Орфей. Каллиопа изображалась с восковой табличкой и стилосом. Также она изображалась в Египте как богиня-писарь Сешат. В Египте Орфей был рядом с ней, как Тот.



На илл.: Тот и Сешат.


К заслугам Орфея причисляли не только сложение эпических стихов, игру на музыкальных инструментах, но и изобретение письменности. Шумерским богом письменности был Набу. И Набу-Кадм, как мы видели выше, мог играть на флейте так, что Тифон-Мардук потерял бдительность и выпустил из виду пещеру с молниями. Кроме того, о Набу нам известно, что он был мудрецом и дипломатом. В шумерских текстах он, вероятно, является мудрецом Хендурсагой, судьёй в доме Нанше, которому покровительствовали Энки (дед Набу) и Уту (приёмный отец Набу)2. Согласно Санхуниатону, финикийскому историку, жившему во времена самой Семирамиды, это был он (в тексте - бог Тот), кто посоветовал Элу-Энлилу напасть на Ану. Он мог войти в доверие и был величайшим ловкачём, потому, в отличие ото всех остальных богов, никогда не ввязывался в конфликты. В Греции он был Гермесом-Меркурием - богом дипломатии, плутовства, торговли, воровства и красноречия.

 

1 Ан после его свержения стал считаться не только Кроном, но и Ураном, как Мардук.

2 "A Hymn to Hendursaga ".

 

Геродот утверждал, что мистерии Осириса в Египте изобрёл Набу-Тот, во Фракии он ввел мистерии Аполлона, в Эгине - Гекаты и в Спарте - подземной Деметры1, т.е. покрыл тайной, иносказаниями и обетом молчания ритуалы поклонения богам. Нанайя, по наущению сына Набу, первой ввела мистерии священного секса (тантрического секса) и священного брака (иерогамию). Каждый правитель, жрец или жрица перед принятием власти должны были пройти ритуал священного соития с богами.


Согласно Ксетию, по совету Тота-Набу Бел-Нимрод ввёл в Вавилоне специальную касту жрецов - халдеев, профессиональных магов, занимавшихся астрологией, гаданиями, волшебствами. От них пошли все маги, друиды, алхимики и брахманы.


По свидетельству Санхуниатона, финикийский Таавт - Набу ввёл почитание змей2, а истории богов повелел записать 8 карибам, которые "передали все это оргеонам (участникам священнодействий) и главным толкователям таинств, придав форму аллегорий и смешав с мировыми явлениями природы. Они же передали это своим преемникам и чужеземцам, стараясь всеми силами еще больше увеличить туманность рассказа"3.


Сказано, что после смерти своей возлюбленной Эвридики Орфей якобы разочаровался в женской любви и научил фракийцев любви к юношам4. Т.е. это был Набу-Тот-Орфей, кто первым стал учить людей гомосексуализму.


Многие половые извращения происходят именно от него и его детей. Он имел связь со своей матерью (как Ташметум и Сешат она иногда показана как его жена) и с мужчинами (Персей-Уту был одним из них). Его дети: Приап страдал приапизмом (постоянной эрекцией); Гермафродит, был любовником Диониса5; Пан (это - второй Пан, сын Гермеса) отличался крайней невоздержанностью и беспорядочными связями и т.д.


1 Павсаний IX.30.3; II.30..2; III.14.5

2 Филон Библский, Финикийская история, I 46 ссылка.
3 Филон Библский, Финикийская история, I 39

4Овидий. Метаморфозы X 79-85; Гигин. Астрономия II 7, 3.

5Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции. М., 2003. С.397, из Псевдо-Климента Римского.

Гермес-Набу с самого начала изображался с напряжённым половым членом1.

В Египте он так изображался как бог Мин (на рис.).


Он первым ввёл поклонение фаллосу. Его статуи (гермы) сначала представляли собой каменные колонны с вырезанной головой Гермеса и подчёркнутыми половыми органами. Выставленные на перекрёствах дорог, помимо сакральной функции, они служили дорожными указателями.


Гермеса-Набу называли Трисмегистом, или "трижды величайшим"2, в связи с тем, что он был вхож как в земной и небесный миры, так и в мир потусторонний. Шумере как Хендурсага он был назван главой мёртвых, приведёных в преисподнюю3. Как Орфей он спускался туда сам и как Гермес и Один сопровождал тени умерших в царство Аида/Вальгаллы. А как египетский Тот он не просто сопровождал мёртвых, но и разработал целую систему ритуалов, обрядов и мистерий, связанных со смертью.


1 Геродот. История II 51.
2 Лактанций. Божественные установления I 6, 3.
3 A hymn to Hendursaga, 31-41

 

Конец Бау



Бау (Баба, Нинсун, Нининсина) после Нингикуги стала Деметрой II II и богиней подземного мира Эрешкигал II II. Уже как подземной Деметре ей поклонялись в Спарте1. Кроме сына, Даму-Нингижзиды, у Бау было 7 дочерей2, которые в виде созвездия довольно часто появлялись на шумерских артефактах. Их отцами были Ан, Адад и Энлил. Дочери Бау были местными богинями Лагаша - и это всё, что мы знаем о них. В Греции их называли гесперидами3.



На илл.: 7 звёзд на шумерской печати.


Иасион-Нинурта якобы соблазнил Деметру-Бау (дочь Крона-Ана и Реи-Нинхурсаг), и та родила от него 2-х сыновей - Плутоса-Нингижзиду (бога богатств, который позже был ассоциирован с подземным миром) и Филомела, изобретателя плуга (возможно, что им был Триптолем, его шумерское имя неизвестно). Помимо них, Бау имела много других детей.

Когда Бау со своими детьми захотела слишком много власти, она "превратилась" в Ехидну (дочь Геи-Нинхурсаг и Тартара-Ану), а её дети от её мужа Тифона (Адада), которые поддержали её, также превратились в чудовищ. Нунгал (Персефона) превратилась в Химеру, которую убил Беллерофонт-Думузид; остальные - в других монстров. Пёс, цербер, лернейская гидра, лев были убиты Гераклом-Нинуртой; сфинкс - Эдипом (Думузидом); кроммионская свинья - Тесеем (Забабой) и пр.


Заметили? Геракл-Нинурта был когда-то мужем Бау, и теперь он убил детей своей бывшей жены Бау-Ехидны. Возможно ли это? Ответом на данный вопрос служит другой миф, рассказывающий о том, как Геракл в припадке безумия, насланного Герой, убил своих детей и детей своего брата. Когда дело доходило до власти, то НИКАКИЕ семейные связи в жизни нефилимов не играли никакой роли. Героизм и благородство всегда оставались только для мифов.


1 Павсаний III.14.5.


2 Michael Jordan, Encyclopedia of Gods, Kyle Cathie Limited, 2002.

3 Много дочерей было у Бау (Эрешкигал 2, Плейоны 2) и у предшественницы Бау - Нингикуги (Эрешкигал 1, Плейоны 1).

 

По всей вероятности, дочери Нингикуги, рождённые от Атланта (брата Энлила, убитого им, о котором нет сведений в шумер. мифах, но сохранились в греч. и финик. мифах), были плеядами. Миф говорит, что однажды их стал преследовать Орион (Мардук), и Зевс, сжалившись над ними, поместил их на небо, как созвездие плеяд. По другим версиям, Плейона была так же матерью 7 гиад. Гиады плакали о смерти своего брата Гиаса (Намтара), Зевс их пожалел и превратил их в звёздное скопление Гиад. Намтар, Мардук и сама Нингикуга погибли приблизительно в одно время. Поэтому всё же дочерьми Нингикуги были плеяды и гиады, а дочерьми Бау - геспериды.


Религия Хурритов и Хеттов.

 


На карте: приблизительные границы расселения хеттов (синий цвет) и хурритов (зелёный).


Хурриты жили на территории Северной Месопотамии, хетты занимали полуостров Малой Азии. Пантеон богов хурритов и хеттов (хаттов) во многом был схож. Помимо общих для обеих религий богов: бога грозы Тешуба, богини-матери Ханнаханны и др., они включали имена некоторых вавилонских богов, таких как: Ану, Энлил, Эа, Иштар (Инанна), Забаба и др.


Клинописная табличка XIV-XIII вв.до н.э., получившая название "Царствование в небе", повествует о том, что хурритский бог-создатель всего Алалу (шумер. Апсу) имел сына Ану (шумер. Ана). Через 9 лет Ану победил Алалу, и тот ушёл в подземный мир (в шумерском мифе Апсу стал морской бездной, в которой стал жить Энки; в греческом мифе Апсу - древний бог Океан или Понт). Позднее, ещё через 9 лет, на Ану восстал Кумарби (шумер. Кингу, который получил скрижали судьбы вместо Ана, что и спровоцировало войну Ана с Тиамат). Когда Ану пытался убежать, Кумарби вырвал его гениталии, семя Ану упало на землю, и из семени родился бог грозы и войны - Тешуб (шумер. Адад или Ишкур, семитский Ваал). Позже Тешуб и Ану убили Кумарби1 (шумер. Кингу).

Все, кто изучал хурритский эпос, находят параллель между хурритским мифом о низложении молодым богом бога-отца с очень похожим древне-греческим мифом, где Кронос (Кумарби-Кингу) кастрирует своего отца Урана (Ана).


В греческой мифологии иногда Зевс (Энлил) тоже кастрирует своего отца Кроноса (которым на этот раз является Ану)2. Тогда Кумарби представлен морским чудищем Офионом, с которым Кронос (Ану) сражался задолго до воцарения на Олимпе богов3. Потому что до Кроноса в Греции правили Офион с его матерью-женой Эвриномой 1-ой (Тиамат)4.


Хеттский миф об Улликумми рассказывает уже о том времени, когда Тешуб (Адад) имел свою семью, и всё ещё правящий Кумарби, боясь, что Тешуб когда-нибудь убьёт его, тайком от Энлила, Энки, Хебат и, конечно, самого Тешуба, в морских глубинах взрастил своего сына каменного гиганта Улликумми, рождённого от морской скалы. Кумарби надеялся, что великан убьёт Тешуба5. Однако гигант был убит Тешубом, Энки и другими богами.

 


1 Leick, Gwendolyn. Dictionary of Ancient Near Eastern Mythology. Routledge: 1998. p. 106.
2 Орфика, фр.154 Керн = Порфирий. О пещере нимф 16;
3 Ликофрон. Александра 1194.
4
Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 500
5 Песнь об Улликумми на англ. - ссылка; о Песне, на русск. - ссылка.

 


Улликумми скорее всего был одним из монстров, или обобщённым образом всех монстров, рождённых от Тиамат и Кингу для войны с восставшими против них богами. Об этом говорит шумерский миф "Энума Элиш". Саму Тиамат убил Мардук, а её сообщника и главнокомандующего Кингу, как видим, убили Ан и Адад.

 

Данные мифы дают нам понять следующее:

 

1. Адад был рождён через 18 лет после Потопа; 2. Борьба с Кумарби происходила в то же время, что и борьба с Тиамат.

Из хеттского мифа о Телепину мы узнаём, что богом грозы там был Тару (Тархунт), и его женой была богиня солнца Аринна. Их сын Телепину был богом плодородия. Начало мифа не сохранилось, а далее миф повествует о том, как бог Телепину внезапно исчез. Из-за этого в очагах погас огонь, скот перестал плодиться, зерно не созревало. Его долго искали, но найти не могли. В конце концов, мать богов Ханнаханна послала на поиски пчелу. Пчела нашла мирно спящего Телепину и укусила его. После этого проснувшийся Телепину возвратился, и земля снова стала плодородной.


Обычно Тару (Тархунта) считают ипостасью Тешуба (Адада), но мы можем удостовериться, что они - разные личности. Боги грозы считались богами плодородия, поэтому пшеница в руке Тару - атрибут вполне оправданный. Однако гроздь винограда в другой его руке - символ бога виноделия Диониса.

 



Илл.: Тархурнт (1. Википедия, фото QuartierLatin1968; 2. Википедия, фото cRea80).


Дионисом был Нимрод-Осирис, и его женой вначале была Ариадна-Нанайя (хеттская богиня солнца Аринна, хананейская богиня солнца Шапаш, греческая богиня восходящего солнца Эос). От Диониса-Нимрода Ариадна-Нанайя родила Стафила (Телепину), который был постоянным спутником и любимцем Диониса, и вместе с ним участвовал в походе Аргонавтов.


Хеттский миф об Иллуянке повествует о том, как Тару (Нимрод) убил дракона Иллуянку и её детей. Однако в битве с драконом погиб его сын Телепину (Стафил), который был мужем дочери дракона Иллуянки.


Драконом Иллуянкой была Ехидна (Бау), в борьбе с которой, согласно греческим мифам, принимал участие Аргус1 (Нимрод). Её дочери, как было показано раньше, были гесперидами, и женой Стафила считалась гесперида Хрисофемида2.


Бау-Ехидна, как будет показано ниже, погибла после похода аргонавтов, т.е. в то же время, когда погиб сын Нимрода. Получается, что Тару-Нимрод-Дионис имел сына Телепину-Стафила, который был мужем одной из гесперид - дочерей Бау (дракона Иллуянки) и был убит во время сражения с Иллуянкой (Бау).

 

1 Согласно Плутаху. Об Исиде и Осирисе. 10 (ссылка), имя "Осирис", кем в Египте был Нимрод, означало: "многоглазый", а Аргус был многоглазым титаном.

2 Henry Beauchamp Walters, Samuel Birch .

 

History of ancient pottery:

Greek, Etruscan, and Roman, Volume 2. J. Murray, 1905. р.92 ссылка.

 

Тешуб (Адад) был женат на богине матери Хебат. Её, как и Тархунта с Тешубом, неверно отождествляют с женой Тархунта богиней солнца Арианной, хотя богиней матерью в обеих мифологиях является Ханнаханна. Она помогла с помощью пчелы разыскать Телепину. В хурритском мифе она, также с помощью пчелы, разыскивала свою дочь Инару. Богиня-мать Ханнаханна-Хебат была женой Тешуба-Адада. В Шумере она была Бау. В Греции она была великой богиней матерью Деметрой. История с поисками дочери также очень напоминает историю о поиске Деметрой своей дочери Персефоны. Интересен также тот факт, что пчела считалась священным насекомым богини Деметры. Жрицы Деметры назвались мелиссами, что по-гречески означает 'пчёлы'1.



1 Gimbutas, Marija. Ссылка. University of California Press. 2007. p. 182.

 


На артефакте слева из Дура Европос (Сирия) и на монете из Иераполиса (бывш. хеттское царство) справа представлен Адад (Хадад) с его священными быками рядом с Бау и её священными львами. Как Деметра/Кибела она часто изображалась с двумя львами. (источники: 1 - ссылка. 2 - ссылка).


Ханнаханну называли великой бабушкой и отождествляли её с греческой Деметрой - богиней зерна. Получается, что женой Тешуба (Адада) была Хебат-Ханнаханна (Деметра-Бау). Дочь Ханнаханны-Хебат Инара изображалась с плодом граната и зеркалом (на илл. ниже), или с гранатом и колосьями. Обычно с этими предметами изображалась Персефона - дочь Деметры.



Илл.: Инара. Музей анатолийских цивилизаций. Турция.


Персефон, как уже было показано, было всего 3:

 

Самой первой была Нингикуга-Эрешкигал 1, которая часто уходила в пучины морские для встречи с драконом Куром (Кумарби); второй была её дочь Нингал - жена бога луны Сина, которая "исчезала" в потустороннем мире во время безлуния; а 3-ей была Нунгал - дочь Деметры-Бау. И, поскольку Ханнаханна не была связана с водой, как Деметра 1 -Нингикуга, она есть Деметра 2-я, или Бау, а Инара - её дочь Персефона-Нунгал.

В Греции Нунгал после смерти стала считаться чудовищем Химерой; в Египте - чудовищем Амат, и у хурритов она также стала химерой (какой она изображена на хурритском рельефе на илл.), только имя её, в качестве чудовища, нам неизвестно.


 

У хурритов также был миф о победе бога грозы Тешуба над драконом. Ему помогал в этом его сын от Хебат Шаррума, который также, как хеттский Телепину, являлся членом семьи дракона. Внешняя схожесть сюжетов позволила многим мифологам отождествить Тару-Тархунта с Тешубом, Аринну с Хебат, а Шарумму с Телепину.


Однако, как мы могли удостовериться, Тешубом был Адад и его женой Хебат была Бау. Но до Бау его женой Хебат была Нисаба, родившая от него Гибила. Гибил помогал отцу (так, в хананейском мифе он - Котар-ва-Хасис, помощник Адада-Ваала в его борьбе против Намтара-Ямму) и был тестем Нингикуги, которая, как известно, стала морским чудовищем Кето. Драконом, которого победил Тешуб-Адад, был Намтар, сын Нингикуги. Следовательно, Гибил тоже был родственником дракона.

 

 

Кроме уже перечисленных богов, скрывающихся под разными именами, в мифологии хеттов присутствуют: Жарри - бог войны, несчастья, лихорадки, это - Нергал (его хур. имя неизвестно, хотя были найдены места его поклонений повсеместно). Рундасом - богом охоты и удачи, чьим символом был двуглавый орёл, был Нинурта, который и в Шумере имел тот же символ1. Истанус или Иштануш - бог солнца и суда, изображался с крылатым солнечным диском на голове и с пастушьим посохом. Это, конечно, был Нимрод2. Также остались изображения соратника и сотрапезника Нимрода Лугальбанды-Беса. У хурритов были Шавушка-Инанна, Кушух - Син и др.


1 Двуглавый орёл появляется на некоторых шумерских печатях. Так называемый 'двуглавый орёл Лагаша' (Лагаш был городом Нинурты) стал символом масонских тайных обществ.


2 Пастуший посох был только регалией Нимрода, а диском ему доверял пользоваться Нинурта.


Угарит и Ханаан


Верховным богом в Угарите и Ханаане считался Ил (шум. Энлил).



Энлил любил горы. В Шумере он жил на горе в г. Ниппуре (в храме Е-кур), в Греции как Зевс - на горе Олимпе, в Индии как Брахма - на горе Меру, в Угарите он жил на горе Лэл. Там и встречались все боги.


У Ила была дочь Анат (шумер. Инанна) - дева воительница, и жена Ашера, Асират (шумер. Нинлил) - богиня мать.


По приказу Ила (Энлила, Зевса) Котар-ва-Хасис (Гибил, Гефест) построил дворец для сына Ила - бога моря Ямму (Намтара, Загрея - сына Зевса и Персефоны1 - Нингикуги). Илу хотел сделать бога грозы Баала-Адада посланцем Ямму (Йямму). Баалу это не понравилось, он вызвал Ямму на битву и победил его. Та же битва описана в другом угаритском мифе, и там Баал борется с морским драконом Латоном и побеждает его. Любопытно, что сын Нингикуги и Энлила Намтар в греческой мифологии был назван драконом Ладоном, что созвучно имени угарит. дракона Латона. Ладон был убит вместе с матерью (Нингикугой), которая стала именоваться морским чудищем Кето. В шумерской мифологии Намтар уже представлен как существо мира мёртвых с его матерью богиней подземного мира Эрешкигал1 - Нингикугой.


Баал-Адад не сразу победил Ямму-Намтара. Одолеть его ему помог Котар-Гибил, который, согласно месопотамским мифам был его сыном, но предпочёл оставаться с главным богом. Котар, как повествует поэма из так называемого угаритского Цикла Баала, изготовил для Баала палицу, которая била сама. С её помощью Баал убил Ямму. Трудно отказаться от мысли, что палица была чем-то вроде ружья.


Анат-Инанна была любовницей Баала-Адада. От него у неё родился сын Бар1. Женой Баала-Адада сначала была Астарта-Нисаба (Шала, егип. Нефтида1), от которой родился Гибил-Котар-Гефест. В мифах Цикла Баала Адад уже был женат на Астарте-Бау и жил с её дочерьми (гесперидами):

 

Пидрай (нежность), Талай (любовь) и Арцай (сладость). Воинственная и кровожадная Анат (Инанна-Кали-Афина-Секхмет) помогала Баалу-Ададу в битве с Ямму, жестоко расправляясь с врагами Адада, отрезая им руки, головы, и наслаждаясь кровью и стонами умирающих.


1 Хотя Инанна считалась богиней девственницей, это не мешало ей иметь много детей.

После победы над Ямму Баал через Анат стал просить Ила разрешить ему построить для себя дворец. Ил (Энлил) вначале пытался отговориться: что, мол, миром правят богиня солнца Шапаш (Нанайя - жена бога солнца Уту) и бог смерти Муту (или Мот - Нергал) и достаточно правителей. Он был против власти Адада, потому что тот, хотя и был братом Энлилу, но относился к клану Дагона, которым он был воспитан, т.е. не считался ануннаком. Однако после угроз Анат ("швырну его, как овцу, на землю, пропитаю кровью его седые волосы, запекшейся кровью - его бороду, если не даст он Баалу дом, как у богов"), Энлил, испугавшись, разрешил постройку дворца для Баала.


Боги согласились подчиниться Баалу и принять его первенство, но оставался единственный, кто был не согласен с решением всех богов, это был бог смерти Муту-Нергал. Баал решил устроить пир и пригласить на него Муту, но Муту отказался от приглашения и послал со слугами угрожающее сообщение. Баал был напуган, и по совету Шапаш решил спрятаться в преисподней, но при входе в неё умер. Мёртвого Баала нашёл Муту и съел его. Когда Ил узнал, что Баал умер, он тут же стал искать ему замену. Замена была несоответствующей: бог Астар (Син) не дотягивал до Баала (Адада). Это огорчало Эла. Потому что для того, чтобы сохранять легенду о бессмертном боге, нужно было так заменять мёртвого бога новым, чтобы замена не была заметной. Это не всегда удавалось.


Анат убила Муту и устроила пышные похороны Баалу. Потом через 7 лет Баал воскрес. Воскрес и Муту.


На этот раз Муту подчинился Баалу, и Баал стал править самостоятельно. Однако потом, увлечённый в пустыню уродливыми сыновьями служанок Йяреха (Сина) и Ашеры (Нинлил), Баал увяз в болоте и не мог оттуда выбраться. Это привело к увяданию всей природы. Родственники отправились на розыски Баала и нашли его только через семь лет. Они помогли ему выбраться, и тогда природа опять ожила и засухи прекратились. Об этом повествует последний миф Цикла.


Можно предположить, что первое "воскресение" Баала-Адада через 7 лет после смерти было ни чем иным, но сменой умершего Баала на Баала живого. Раз Ил (Энлил) и Ашера (Нинлил) вместо Адада хотели поставить своего сына Астара (Сина, греч. Лаомедонта), но Син не дотягивал до статуса бога грома, они наверно решили просто подождать, пока подрастёт сын Сина и оставили Адада мёртвым на время. Через 7 лет Ададом стал сын Сина (Лаомедонта) греческий Приам (который, возможно был шум. Нингубалагом).


Син-Астар со своим сыном Аммом (Приамом) и внуком Анбаем (Геленом) особо почитались в йеменской мифологии и практически на всём Аравийском полуострове. Там же вместе с ними почиталась богиня солнца Шапаш (Нанайя).


Затем, как повествует миф, Адад 2-ой (Приам) удалился и вернулся только через 7 лет. Вероятно, произошло что-то гораздо серьёзнее, чем застревание в болоте, и причиной тому мог быть подросший сын Адада 1-го - герой Мелькарт (сын Анат-Инанны - Бар). Именно тогда наметилось противостояние между царским домом Сина и сторонниками Мелькарта, что вы сможете пронаблюдать позже. Пока мы только пытаемся сделать набросок будущей картины. Поклонение Баалу-Ададу, Дагону и Астарте имело долгую жизнь во всей Сирии вплоть до принятия христианства (об этом говорится в Библии). Однако письменных документов о культах этих богов, и особенно Дагона, почти не сохранилось. Возможно потому, что главный сочинитель мифов, Набу-Тот, находился в лагере Энлила.

 

Финикия


Пантеон богов Финикии был очень похож на пантеоны других сирийских стран. Энлил назывался - Элом, его отец - Ану, Энки - Ваалом Малаки, Адад- Ваалом Цафоном (по горе Цафон, угар. Цапану, на которой находился его дворец) или Ваалом-Хададом. Ваалом Хаммоном был бог солнца Уту со своей матерью-женой Танит-Нингал (в Греции они были Гелиосом и Родой, в Египте, как будет показано позже, Уту был Атумом, а его мать-жена Нингал - богиней Юсаасет).


Брат Эла, Дагон, был шумерским богом земледелия Хайей; властелином Белом был Мардук; богом морской стихии Яммом был Намтар; богиней воительницей Анат - Инанна; оплакиваемым Адонисом - Думузид; богом подземного мира Муту - Нергал. Шеол - дочь Ана, которая стала супругой бога смерти Муту, это - Нунгал-Персефона, вышедшая замуж за Нергала-Аида. Воинственным Решефом был Забаба. Врачевателем Эшмуном -Даму (Асклепий). Изобретателем азбуки Таавтом был, конечно, Набу.


Мифы Финикии дошли до нас, в основном, в изложении Евсевия Кессарийского, который в своей работе "PrФparatio Evangelica" привёл фрагменты из "Истории Финикии" Филона Библского. "История Финикии" является переводом с финикийского на греческий работы древнего историка Санхуниатона. (ссылка).

 

По словам Евсевия, Санхуниатон жил в то время, "когда Семирамида была царицей Ассирии", и мифы ещё не были изменены жрецами.


Санхуаниатон описывает историю мира, начиная с допотопных времён. Кроном он называет Энлила (Зевса), а Ураном Ана. В других финикийских мифах Ан зовётся Небом, и его сыном от Земли (т.е. от богини земли Геи - Нинхурсаг) является Эл (т.е. Энлил - Зевс). Мы узнаём, что у Урана (Ана) было много детей от разных жён, но от его сестры Земли (Нинхурсаг), кроме Эла-Крона-Энлила, у него было ещё трое сыновей: Бетиль, Дагон и Атлант. О Бетиле нам ничего не известно, потому он либо скрывался под именем какого-нибудь мифического древне-греческого царя, либо просто не пережил Потоп. Атланта убил Эл, а Дагон вначале был вместе с Элом, но позже отделился, видимо, после того, как Энлил убил брата.


Уран (Ан) часто изменял Гее и хотел убить всех её детей. Тогда по совету Гермеса (Набу) Эл напал на Урана и стал править сам. В этом сражении была взята в плен беременная наложница Урана. Эл отдал её в жены Дагону. Вскоре она родила сына и его назвали Зевсом Демарунтом (Ададом).


Здесь мы видим повторение хурритского мифа.


Эл основал в Финикии город Библ (один из самых древних городов мира), а удалившийся в изгнание Ан стал замышлять различные козни против Эла, надеясь вернуть себе главенство среди богов. С этой целью он послал к Элу своих дочерей - Астарту (Нингикугу), Рею (которой вначале была Нисаба, позже - Нинлил) и Диону/ Баалат-Гебал (Бау). Они должны были хитростью лишить Эла власти, но Эл разгадал замысел Ана и сделал их своими женами, хотя они и приходились ему сестрами.


У Эла (Зевса) от Астарты (Нингикуги) родилось семь дочерей (Плеяд) и два сына (Намтар-Загрей и Нинурта-Геракл), от Реи (Нисабы и Нинлил) - семь сыновей, от Дионы (Бау)- дочери (Геспериды).


Одна из Титанид (Бау), сошедшись с Сидиком (Нинуртой), прозванным Справедливым, рождает Асклепия (Даму). У Сидика (Нинурты) было семь сыновей и восьмым был Асклепий (Даму-Нингижзида).


Затем Ан вместе с Зевсом Демарунтом (Ададом) воюют против Понта (Кингу). А на тридцать втором году его царствования1 Эл вырезал у отца его детородный член вблизи источников. "Здесь был обоготворен Уран. И рассеялся дух его", т.е. Уран-Ан был убит. Если учесть хурритский миф, то единовластное правление Эла началось приблизительно через 50 лет после Потопа2.

 


1 Eusebius of Caesarea: PraeparatioEvangelica Book 1, Chapter 10. Санхуниатон.

2 9 лет правления Алалу/ шумер. Апсу + 9 лет правления Ану + неизвестное количество лет правления Кумарби/шумер. Кингу + 31 год правления после убиения Тиамат и Кингу = Ану умер не ранее, чем через 49 лет после Потопа, и не позднее остановки строительства Вавилонской башни, потому что в мифах о том времени (об Энмеркаре и его походах на Аратту) Энлил уже верховодил без всякой оппозиции.

 


Далее Санхуниатон говорит, что Энлил освятил своего сына от Реи (Нинлил) Мута (Муту-Нергала), который умер, и финикияне стали называть его Смертью, Танатом или Плутоном. Потом Энлил отдал город Библ богине Ваалтиде, она же Диона (Бау), а Берит - Посейдону и Кабирам. Целитель Эшмун (Асклепий, Даму-Нингижзида - сын Бау), был восьмым братом Кабиров. Поэтому Кабиры, которые устанавливали повсюду культ Деметры, были сыновьями Бау (греч. Деметры, Кибелы). Кабиры, как написано, открыли людям действия целебных трав и изобрели корабль мертвых, перевозящий души умерших через небесный океан.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.