Прежде всего, Энмеркар был первым правителем - человеком. О том, что он не был богом (т.е. ануннаком: нефилимом правящего класса), он признался сам в мифе "Энмеркар и Эн-сухгир-ана". Там о себе он говорил, что он - "человек, рождённый быть богом". Энмеркар был правителем города Урука (Эреха), который, согласно Библии, построил внук Хама - Нимрод. "Хуш родил также Нимрода: сей начал быть силен на земле.... Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех (УРУК), Аккад (Сиппар) и Халне, в земле Сеннаар".
Ещё о Нимроде сказано, что "Он был сильный охотник пред Господом", а имя Эн-мер-кар означает: "Эн" - властелин (как Эн-ки - властелин земли; Эн-лил - властелин ветра), "мер"- вспомогательная частица, "кар" – охотник. Ссылка
Согласно Библии (Быт.11), при Нимроде люди стали строить башню высотой до небес, чтобы сделать себе имя. Однако Бог смешал языки, и люди не смогли достроить её. Оттуда они разошлись своими семьями по всему миру. А город тот получил название Вавилон, что на иврите означает "смешение, недоразумение".
В мифе 'Энмеркар и властитель Аратты' говорится о том, что Энмеркар хотел выстроить храм для себя (место строительства в мифе не указано), и что при его возведении произошло смешение языков. Только на сей раз шумерский бог Энки переменил языки. Значит, при Энмеркаре строился храм в честь него, и при этом языки людей были изменены. И при Нимроде была построена башня, и Бог смешал языки людей.
В шумерском мифе о создании "Энума элиш"1 тоже говорится о башне в Вавилоне. Там повествуется о том, как молодые боги решили восстать против драконши Тиамат. Однако им не хватало для этого смелости. Тогда герой Мардук сразился с драконшей и победил её, за что боги построили для него в Вавилоне высокую башню Эсагилу.
В городе Вавилоне действительно находилась башня, посвящённая Мардуку. О башне в Вавилоне, при строительстве которой люди разделились на языки, писал Беросс. Также Геродот в 1-ом томе своей "Истории"2 писал, что в Вавилоне находится 8-уровневая башня зиккурат, посвящённая Белу (т.е. Мардуку) и рядом с башней - его храм. Однако древнегреческий историк Луций Флавий Арриан писал, что Александр Македонский во время его первого визита в Вавилон в 331г. до н.э. приказал, чтобы Эсагила, великий храм Мардука, и зиккурат Этеменанки, так же посвящённый Мардуку, были восстановлены3. Эсагилой теперь была названа не башня, а храм Мадрука. Башней же назван зиккурат Этеменанки4. Следовательно, обе постройки могли быть названы и башней, и храмом, ведь и зиккураты считались храмами. Поэтому храм Энмеркара мог быть башней. А далее мы увидим, что и Мардуком (Мардуком вторым) мог быть не кто иной, но сам Энмеркар-Нимрод.
В Библии сказано, что люди строили башню, "чтобы сделать себе имя". Согласно древним письменным источникам (указаным в работах Иосифа Флавия, Филона Александрийского, в Талмуде) и устным традициям, Нимрод был "сильным охотником" не на зверей, а на людей, т.е. был тираном, который первым установил рабство. Поэтому, скорее всего, именно его желание возвыситься и было причиной постройки башни, чтобы увековечить своё имя, а не имя людей. Энмеркар строил себе храм, чтобы его почитали, как бога5. И Нимрод делал то же самое.
Далее, говоря о Нимроде, Библия продолжает: "из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию, Реховофир (местонахождение неизвестно), Калах и Ресен…" (Быт. 10:8-12).
Эти города находились на территории Ассирии, которая в Библии называется Ассуром. Поэтому вполне вероятно, что именно там и поселился сын Сима - Ассур. Однако в данном месте Библии говорится о потомках Хама, потому здесь речь идёт не о сыне Сима. "Ассур" - также было именем ассирийского бога. Однако, если бы сын Сима возомнил себя богом, как Нимрод, тогда бы Библия уделила бы и ему такое же внимание, как Нимроду, но об Ассуре сказано лишь, что он был сыном Сима. Поэтому указанные слова Библии могут означать одно: Нимрод завоевал Ассирию, построил там Ниневию и другие города, и стал её богом Ассуром.
Если от Урука Энмеркар сгонял людей для постройки храма к Вавилону, тогда в Библии в точности указано направление движения людей к месту постройки: "двинулись с Востока".
1 Текст "Энума Элиш" - ссылка.
2 Текст "Истории" Геродота на русском.
3 Об этом также говорит вавилонская клинописная табличка, известная под номером BM 36613 и находящаяся сегодня в Британском музее (A.Kuhrt, The Persian Empire: A Corpus of Sources of the Achaemenid Period, Volume 2, p.424); фото таблички и перевод её текста на англ. здесь.
4 Название "Энтеменанки" переводится как: "Храм, где соединяются небо и земля".
5То, что башня-зиккурат Нимрода строилась именно в том Вавилоне, какой нам известен с VII-го столетия до н.э., а не в другом месте (новая популярная точка зрения, что Библейским Вавилоном был г. Эриду), подтверждается фактами из Библии. Сказано, что место, где строилась башня, находилось "в земле Сеннар". И известный город Вавилон также находился в земле Сеннар (Даниил 1:1,2).
Энмеркар заявил: "Пусть люди Аратты1. построят для меня такой же великий храм, как храм Эриду - Э-нун". Он хотел построить для себя храм, не просто как у всех богов, но как у одного из верховных богов - Энки. Энмеркар говорил, что бог Нинурта держал его на своих коленях, что бог Уту любит его, а также хвастался перед жрецом Аратты, что богиня Инанна - его любовница. Амбиции этого человека действительно были огромными. Поэтому в Библии Нимрод-Энмеркар упомянут особо.
"Царство его вначале составляли Вавилон, Урук...", т.е. сначала он правил в Вавилоне, потом он спустился на юг, покорил все народы, получил одобрение богов, стал царём Урука, и начал собирать людей для строительства башни.
Следующая легенда - из Армении (ссылка, гл.2). В ней говорится о том, что Хайк (сын Форгама, правнук Иафета, т.е. из 3-го поколения, рождённого до строительства башни) со своей семьёй жил в Вавилоне. Воспротивившись власти Бэла-Нимрода (там так и сказано: "Нимрод"), Хайк со своим племенем решил уйти оттуда. Нимрод стал преследовать его и догнал в горной долине. Там совершилась битва, и, армянская легенда повествует, что Хайк пронзил Нимрода стрелой и стал владычествовать в Армении. Однако о смерти Нимрода от руки Хайка нигде более не говорится, поэтому можно смело предположить, что Нимрод всё же подчинил Армению, и Хайк продолжал царствовать там, но только как его вассал.