Понятие демократии как и сами демократические формы организации политической жизни, формировались на протяжении многих столетий. Характерной чертой демократии является ее эволюция. Каждому историческому типу государства, каждой общественно - политической формации соответствовала своя форма демократии. В рабовладельческой демократии (Греция, Афины, республиканский Рим) рабы автоматически исключались из всех систем общественных отношений. Только свободные граждане пользовались правом избирать политических деятелей, принимать участие в народных собраниях, владеть имуществом.
В период феодализма элементы демократии начали зарождаться в форме представительских учреждений, которые ограничивали абсолютную власть монархов (парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании, Государственная дума в России, Военный Совет в Запорожской Сечи). Значительного прогресса в развитии демократии было достигнуто в ряде стран с развитием капитализма и победой буржуазных революций в Англии, Франции, образования как государства США.
В это время наиболее полно было дано определение демократии американским президентом Авраамом Линкольном:
"Правление народа, осуществляемое народом и для народа".
За период развития демократии как формы государственного устройства, основанной на признании народа в качестве источника и субъекта власти появилось много теорий и определений, критериев и их обоснований. В настоящее время в литературе и политической практике выкристаллизовывались общепринятые положения, позволяющие определить наличие демократии в той или иной стране такие как признание народа источником власти и носителем верховной власти:
- наличие гражданских прав у предельно широкого круга взрослого населения;
- равная возможность участия в политической жизни для всех граждан;
- выборность основных органов власти;
- решение вопросов голосованием;
- возможность для каждого гражданина получить полное представление по существу рассматриваемого вопроса;
- право беспрепятственного контроля за деятельностью властей со стороны любого гражданина, группы граждан или общественного объединения.
В современном мире, пожалуй, нет страны, в которой эти требования были бы выполнены полностью. Реальная демократия всегда выступает в лучшем случае как власть большинства над меньшинством, в худшем - как господство хорошо организованного меньшинства над большинством при формальном согласии последнего подчиняться. В этой связи можно в пример привести высказывание Уинстона Черчилля о том, что у демократии много недостатков, но у нее есть одно достоинство, состоящее в том, что до сих пор никто не изобрел ничего лучшего.
Механизм демократии это организационно - правовые основы, в которых реализуются основные принципы демократии.
Его главными цементами являются:
- законодательное закрепление основных экономических, социальных и политических прав человека;
- свободные, равные, прямые, тайные выборы органов власти;
- решение вопросов большинством при твердой гарантии права меньшинства открыто отстаивать свои интересы;
- сочетание непосредственных и представительных форм участия граждан в управлении делами общества;
- законодательное закрепление и обеспечение права отзыва лиц, избранных в органы власти;
- политический плюрализм, т.е. наличие не менее двух политических партий;
- наличие лояльной оппозиции;
■ разделение законодательной и исполнительной властей при их относительной самостоятельности в рамках закрепленных полномочий;
■ независимость суда;
• верховенство принятого в установленном порядке закона;
■ наличие достоверных, открытых, альтернативных источников информации;
Принципы демократии
Принципы демократии универсальны для открытых, цивилизованных обществ. Они зародились и сформировались в лоне исторического развития политических сообществ. С развитием человеческих организаций они обогащались и конкретизировались. К основным принципам демократии относятся:
Принцип суверенности парода. Его суть заключается в признании народа источником высшей политической власти в обществе и его (народа) независимость от любых индивидуальных и групповых субъектов политических отношений. Верховенство власти народа и его независимость включает соединение в суверенитете прав и свободы народа самостоятельно решать вопросы своей жизни.
Реальное наполнение принципа суверенитета народа заключается в реализации народом своей политической функции источника власти;
- народу принадлежит учредительная и конституционная власть в государстве;
- народ выбирает своих представителей и может периодически сменять их;
- народ имеет право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов;
- признание народом власти и ценностей, на основе которых она стоит - в этом заключается существо легитимности этой власти.
Важнейшим фактором реализации принципа суверенитета народа как народовластия становится информированность масс по политическим вопросам и проблемам общественной жизни в целом.
С принципом суверенитета и народовластия прямо связан вопрос о непосредственной демократии. Непосредственная демократия - это такая форма организации и управления общественной жизнью, при которой народ или его представители непосредственно участвуют в осуществлении государственно - властных функций.
Достоинство непосредственной демократии заключается главным образом в том, что она обеспечивает наиболее полное участие членов данного сообщества в управлении своей политической жизнью; исключает, или , по крайней мере, упрочивает легитимность власти, наконец, преграждает путь для бюрократического общества.
Принцип суверенитета народа органически связан и реализуется через принципы "большинства", и "представительства".
Принцип "большинства" является основоположным элементом современной демократии. Благодаря этому принципу демократия перевернула, казалось бы, естественный порядок - действие в обществе "закона сильнейшего", извечного господства меньшинства над большинством.
Демократия, понимаемая как господство большинства, противоположна элитаризму (власти привилегированной группы людей), тоталитаризму (власти диктатора), этнократизму (диктатура кучки националистов), а также любым другим нормам авторитарной власти меньшинства. При власти большинства существует правовая защита меньшинства.
Принцип "представительства" означает, что интересы и воля народа данного сообщества выражается представительными государственными институтами. Народом делегируется его власть представителям, видвинутых путем выборов под собственную ответственность, которая этими представителями формируется и осуществляется. Представительная форма сужает возможность утверждения тоталитаризма как диктатуры меньшинства; обеспечивает компетентность и ответственность лиц, непосредственно осуществляющих власть и управление.
Принцип представительства предполагает четкие правила взаимопонимания между народом и его представителями: доверие, ответственность и компетентность наделенных полномочиями учреждений и лиц, их собственная инициативность в рамках реализации своих полномочий, конституционное ограничение власти; контроль за деятельностью представителей народа со стороны самого народа.
Принцип представительства реализуется, когда признается и осуществляется равенство граждан в отношении их участия в политическом процессе. Право равенства на участие в управлении государством, обществом, является одним из принципов демократии.
Демократия немыслима без свободы. Принцип свободы ~ основа демократии. Свобода означает прежде всего личную свободу, а также свободу для социальных групп от господства над ними любых политических сил. Это реальная возможность выбора политического самоопределения личности или группы, их активного участия в управлении общественными делами.
Принцип плюрализма.
Понятие плюрализма (от лат. рluralis - множественный) обозначает признание в общественно - политической жизни множества различных взаимозависимых и вместе с тем автономных социальных и политических групп, партий, организаций, идеи и установки которых находятся в постоянном соревновании, сопоставлении конкурентной борьбе.
Плюрализм как принцип политической демократии выступает антиподом монополизма в любой его форме.
Формы политического плюрализма многообразны. Это и многопартийность, и распределение власти на законодательную, исполнительную и судебную, и наличие властного, а не формального самоуправления на местах, и наличие "четвертой власти" - действительно независимой прессы.
Каждая из названных форм организации политической жизни современного политического общества представляет собой воплощение в том или ином смысле принципа плюрализма.