Существует два типа выраженийсвятых о том, как сами святые относились к своей святости. В одном случае святые не признавали себя обладателями каких-либо Божественных даров, тем более святости, а в другом случае желали созерцать в себе и во всём мире святость как Божие достояние. В следующем тексте св. прав. Иоанна Кронштадтского мы видим соединение обоих моментов: «Нищета духовная состоит в том, чтобы почитать себя как бы несуществующим и Единого Бога сущим, почитать словеса Его выше всего на свете и не щадить для исполнения их ничего, самой жизни своей; волю Божию считать всем для себя и для других, свою отвергнуть вовсе: нищий духом всем сердцем желает и говорит: да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя; он сам как бы исчезает, везде и во всем хочет видеть Бога - в себе и в других. Все да будет Твое, не мое; желает святость созерцать в себе и во всех; Царство Его - также; волю Его – также... Для нищего духом и весь мир, яко ничто; везде он видит Одного Бога, все оживляющего и всем управляющего; нет у него места без Бога, нет мгновения без Бога -всюду и всякую минуту он с Богом и как бы с Ним Одним. Нищий духом не смеет и не думает постичь непостижимое, раскрывать тайны Божий, высокая мудрствовать; он верит одному слову Господа-Жизнодавца, зная, что и каждое слово Его есть истина, дух и живот вечный, и словам Церкви Его, присно наставляемой Духом Святым на всякую истину, верит, как верит дитя отцу или матери своей, не требуя доказательств, полагаясь совершенно на них. Нищий духом считает себя последнейшим и грешнейшим паче всех, вменяет себя попранием всех» (св. Иоанн Кронштадтский).
Эта антиномия также прекрасно иллюстрируется литургической практикой. Так, в ответ на возглас из алтаря: «Святая святым» (упоминается уже у свт. Кирилла Иерусалимского), молящиеся смиренно отвечают: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос». Данный момент евхаристической службы заключает в себе определенную богословскую концепцию святости.
Соединение со Христом, причастие требует очищенности от греха (именно отсюда происходит позднейшее соединение таинства покаяния с причащением), которое и дается благодатью евхаристического богослужения.
Образ вышеуказанной антиномии можно увидеть и в следующем выражении прп. Симеона Нового Богослова: «Прежде надлежит увидеть его (свет благодати), а потом многими подвигами стяжать, так как многие видели, но не стяжали... Вначале многократно находит божественное просвещение и осияние на тех, которые каются с теплотой сердца, но скоро и отходят. И если они вдадут себя всех всецело в подвиги даже до смерти, и взыщут сего просвещения с болезнью сердечною, то снова получат его, и оно опять придет к ним более совершенным».
Таким образом, прелестным является не само по себе видение даров Божиих (хотя и оно часто бывает сокрыто от человека; впрочем, не всегда), но одно из следующих духовных состояний:
1). Приписывание этого состояния себе, полагание его своим достижением, а себя -достойным его. Прп. Макарий Великий говорит о том, каково должно быть внутреннее расположение человека, когда ему бывают открыты дары Божий, ему подаваемые: «Душа верная и истиннолюбивая, взирая на уготованные праведным вечные блага и на неизреченное благодеяние имеющей снизойти Божией благодати, и себя, и свое рачение, и свой труд, и подвиг признает недостойными неизреченных обетовании Духа. Таков нищий духом, которого ублажает Господь. Таков алчущий и жаждущий правды. Таков сокрушенный сердцем».
2). Полагание этого состояния неким венцом духовной жизни, чем-то значимым, приобретённым, заслуженным, неким богатством. Такое состояние есть оглядывание назад, превращение в соляной столп, остановка на духовном пути к Богу. Следующий духовный совет против опасности такого обольщения даёт прп. Марк Подвижник: Необходимо, «чтобы он (человек) не был насыщен (в своем стремлении) и не почитал себя праведным и богатым в благодати, но чтобы рыдал и плакал, как плачет мать, которая имела единственного сына, который, когда она воспитала его, неожиданно умер»; и ещё: «Блаженны не надеющиеся дерзновенно на дело свое, якобы угодное Господу, и стыдящиеся сретить Бога по причине такого ненадеяния на дело свое...».
Православию чужда мысль о личных заслугах верующего: все доброе в себе православный христианин приписывает действию благодати.