Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Отношение святых к собственному духовному состоянию



Существует два типа выраженийсвятых о том, как сами святые относились к своей святости. В одном случае святые не признавали себя обладателями каких-либо Божественных даров, тем более святости, а в другом случае желали созерцать в себе и во всём мире святость как Божие достояние. В следующем тексте св. прав. Иоанна Кронштадтского мы видим соединение обоих моментов: «Нищета духовная состоит в том, чтобы почитать себя как бы несуществующим и Единого Бога сущим, почитать словеса Его выше всего на свете и не щадить для исполнения их ничего, самой жизни своей; волю Божию считать всем для себя и для других, свою отвергнуть вовсе: нищий духом всем сердцем желает и говорит: да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя; он сам как бы исчезает, везде и во всем хочет видеть Бога - в себе и в других. Все да будет Твое, не мое; желает святость созерцать в себе и во всех; Царство Его - также; волю Его – также... Для нищего духом и весь мир, яко ничто; везде он видит Одного Бога, все оживляющего и всем управляющего; нет у него места без Бога, нет мгновения без Бога -всюду и всякую минуту он с Богом и как бы с Ним Одним. Нищий духом не смеет и не думает постичь непостижимое, раскрывать тайны Божий, высокая мудрствовать; он верит одному слову Господа-Жизнодавца, зная, что и каждое слово Его есть истина, дух и живот вечный, и словам Церкви Его, присно наставляемой Духом Святым на всякую истину, верит, как верит дитя отцу или матери своей, не требуя доказательств, полагаясь совершенно на них. Нищий духом считает себя последнейшим и грешнейшим паче всех, вменяет себя попранием всех» (св. Иоанн Кронштадтский).

Эта антиномия также прекрасно иллюстрируется литургической практикой. Так, в ответ на возглас из алтаря: «Святая святым» (упоминается уже у свт. Кирилла Иерусалимского), молящиеся смиренно отвечают: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос». Данный момент евхаристической службы заключает в себе определенную богословскую концепцию святости.

Соединение со Христом, причастие требует очищенности от греха (именно отсюда происходит позднейшее соединение таинства покаяния с причащением), которое и дается благодатью евхаристического богослужения.

Образ вышеуказанной антиномии можно увидеть и в следующем выражении прп. Симеона Нового Богослова: «Прежде надлежит увидеть его (свет благодати), а потом многими подвигами стяжать, так как многие видели, но не стяжали... Вначале многократно находит божественное просвещение и осияние на тех, которые каются с теплотой сердца, но скоро и отходят. И если они вдадут себя всех всецело в подвиги даже до смерти, и взыщут сего просвещения с болезнью сердечною, то снова получат его, и оно опять придет к ним более совершенным».

Таким образом, прелестным является не само по себе видение даров Божиих (хотя и оно часто бывает сокрыто от человека; впрочем, не всегда), но одно из следующих духовных состояний:

1). Приписывание этого состояния себе, полагание его своим достижением, а себя -достойным его. Прп. Макарий Великий говорит о том, каково должно быть внутреннее расположение человека, когда ему бывают открыты дары Божий, ему подаваемые: «Душа верная и истиннолюбивая, взирая на уготованные праведным вечные блага и на неизреченное благодеяние имеющей снизойти Божией благодати, и себя, и свое рачение, и свой труд, и подвиг признает недостойными неизреченных обетовании Духа. Таков нищий духом, которого ублажает Господь. Таков алчущий и жаждущий правды. Таков сокрушенный сердцем».

2). Полагание этого состояния неким венцом духовной жизни, чем-то значимым, приобретённым, заслуженным, неким богатством. Такое состояние есть оглядывание назад, превращение в соляной столп, остановка на духовном пути к Богу. Следующий духовный совет против опасности такого обольщения даёт прп. Марк Подвижник: Необходимо, «чтобы он (человек) не был насыщен (в своем стремлении) и не почитал себя праведным и богатым в благодати, но чтобы рыдал и плакал, как плачет мать, которая имела единственного сына, который, когда она воспитала его, неожиданно умер»; и ещё: «Блаженны не надеющиеся дерзновенно на дело свое, якобы угодное Господу, и стыдящиеся сретить Бога по причине такого ненадеяния на дело свое...».

Православию чужда мысль о личных заслугах верующего: все доброе в себе православный христианин приписывает действию благодати.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.