Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Деятельное и созерцательное подвижничество



Человек не может возвести свой взор к Богу, если ум его будет обращен к миру. Ум становиться способным к созерцанию Бога, когда восходит к мысли о Нем. Добродетель состоит в том, чтобы не занимать своего ума помыслами о мире, т.к. человек не может пребывать в тишине и без мечтаний пока на наго действуют чувства. «Ум не рассеиваясь по внешним предметам и не развлекаясь миром, под воздействием внешних чувств, входит в самого себя, а от себя восходит к мысли о Боге. Озаряемый же Божественным благолепием приходит в забвение о всем существующем. Душа не увлекается ни попечением о питании, ни беспокойством об одежде, в свободе от земных забот всю свою ревность обращает на приобретение вечных благ. Ум, если развлечен тысячью мирских забот, не может ясно усматривать истину». (Св. Василий Великий. Шестоднев (об образе и подобии)). Отсюда выясняется смысл и значение такого аскетического принципа как хранение ума. «Начало истинной жизни в человеке - страх Божий. А он не терпит того, чтобы пребывать в чьей-либо душе вместе с парением (рассеянностью) ума» – преп. Исаак Сирин. Вот почему человек, вкусивший безмолвие, не соглашается связывать ум заботами о телесном. Преп. Иоанн Кассиан: «Те (подвижники), кто сущность всякой радости и блажен­ства поставляют в созерцании духовных и Божественных предметов, когда хоть немного и невольно отвлекаются от Него помыслом, подвергают себя покаянию, как бы за некое святотатство, оплакивая, что предпочли они маловажную тварь к которой обратился их ум вместо Творца. Со всей живостью обращая взоры своего сердца к созерцанию блеска славы Божьей, они не переносят даже скоротечной тени плотских помыслов и отвращаются от всего того, что отвлекает взор ума от того Света. Итак, святые ходят как бы на цыпочках по растянутым на высоте канатам. Поставляя сущность своей и своего спасения на узкой стезе памяти о Боге, они помнят, что подвергнутся жестокой смерти, если нога их хоть немного поколеблется». Ближайшая цель Евангелия – делать добро, но перспектива смысла и глубины – аскетическое делание, непрестанное памятование о Боге. Преп. Макарий Великий: «Следует возводить ум и помыслы к Богу и не содержать в мыслях ничего иного, кроме надежды узреть Его. Душа должна собрать рассеянные грехом помыслы и в посте и с любовью ожидать пришествия Господа, Который придет и принесет мир». Многие из Святых Отцов любили совершенное безмолвие. Для приобретения одной бесценной жемчужины – непрестанного всецелого созерцания Бога, они променяли все, и отношения с близкими и родителями. Всесвятого Духа невозможно получить иначе, как сделавшись чуждым всего чуждого Духу. «Утвержденная в человеке мысль о Боге посредством постоянной о Нем памяти есть вселение Самого Бога в сердце человека» (Св. Василий Великий).

Рассмотренное направление уединенного созерцательного подвига не является единственным и исчерпывающим всей полноты идеальных требований к человеку. Положительное отношение к ближним и к миру не только составляет прямой долг всякого человека, но является безусловно необходимым для достижения созерцательного совершенства. Хотя любовь к Богу есть первая и наибольшая заповедь, вторая – подобная ей. Заповедь о любви к ближнему являет в высшей степени существенное и обязательное требование христианского совершенства. Египетские монахи постоянно занимались трудом, не теряя из памяти псалмов и не оставляя размышления о Св. Писании. Св. Феофан Затворник: «Египетские монахи целый день работали, но умом не отходили от Бога». Деятельная любовь к ближним является существенным и необходимым средством для достижения созерцания. Однажды Ангел явился преп. Питириму отшельнику и сказал: «Что ты превозносишься своим подвигом? Иди и посмотри на женщину, которая поработила себя перед людьми, и хотя все ее презирают, но она сердцем никогда не отходила от Бога». Преп. Серафим Саровский занимался столпничеством, но Божья Матерь явилась и понудила его служить людям. Многие аскеты также становились святителями. В истории Церкви бывало и наоборот. Преп. Петр Дамаскин: «Если кто желает получить два крыла духовного голубя, которые желал Давид: «кто дастъ ми крыле, яко голубине и полещу и почию» (Пс. 54, 7), тот пусть знает, что одно из них, все посребренное – крыло деяний, а другое – златовидное, – крыло видений, возвышаясь возлетит он к небесной высоте, и поселившись в горних местах, упокоится в небесном блаженстве». Таким образом, существует два вида христианского подвига: деятельного и созерцательного совершенства. Деятельное: милостыня, дела милосердия, забота о ближнем. Но если внимательно посмотреть, то в основе его лежит созерцательность. Созерцательное хранение ума, уединение, пост, безмолвие и т.п. Чаще всего деятельный подвиг предшествует созерцательному.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.