Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Исторические истоки аскетизма. Прообразы христианского аскетизма и монашества



С самого начала человеческой истории необходимым элементом духовной жизни был аскетизм, который носил яркий и многоликий характер. Христианство не является единственным проповедником аскетизма. В плане аскетизма ереси шли дальше учения Церкви. Самые популярные апокрифы были аскетичнее евангельских канонических требований. Как правило язычники бранили христианство не за полноту осуществления аскетического принципа, а за его недостаток, не за презрение к телу, а за почтение к телу, выразившемуся в догмате о воскресении. Все это невольно говорит о невозможности идентифицировать христианскую аскезу с более поздними рецепциями (заимствованиями) греческой языческой философии.

Буддийский аскетизм.В буддийской религии есть свой аскетизм, но цель его иная. Он не преследует задачи победы духа над плотью. Его цель – абсолютное отрицание бытия, личность человека необходимо растворить в безличностной нирване.

Христианский аскетизм ставит задачу соединения человеческой личности с личностным Богом. У нас Бог не безличностный. Христианство впервые поставило проблему личности как таковой.

Таким образом, буддийский аскетизм нельзя отнести к прообразам христианского аскетизма.

Эллинский аскетизм.В эллинской культуре пифагорейцы учили, что главное – это достижение гармонии бытия.«Ты должен быть ключем в гармонии вселенского бытия». Исходя из этого, аскетизм пифагорейцев служил для того, чтобы позволить человеку включиться в процесс вселенской гармонии. Условием включения в эту гармонию являлась добродетель умения управлять собой, самообладание.

Позже греки стали понимать под аскетизмом упражнение в нравственном смысле. Аскетами стали называть тех философов, которые главной своей задачей считали познание себя и достижение совершенства. Отсюда их крылатое выражение:«Познай самого себя».К этому философскому течению можно отнести сократиков, киников, стоиков.

Именно в греческой философии в идеал добродетели впервые был включен идеал добровольной нищеты. Например: философ Диоген жил в бочке и единственной его собственностью была палка, которой он отгонял собак. Образ целомудрия в греческой философии явил Ксенократ. Однажды, когда он спал, друзья подшутили и положили к нему двух блудниц. Вскоре они бежали от него, крича: «Зачем нас положили к этому мертвецу!»

Ветхозаветный аскетизм.Назорейство - удаление от общества во имя ис­полнения обета. Примерные обеты: «Если выздоровеет дочь, я два года буду воздерживаться от вина». Некоторые давали обет на время не стричь волос. Лишь Самсон дал пожизненный обет не стричь волос.

Некоторые назореи давали три обета:

1) не пить вина и сикера;

2) не прикасаться к женщинам;

3) не стричь волос.

Еще один ветхозаветный прообраз монашества - служение при скинии. Служащие при скинии носили хламиду и льняной пояс. Пророк Самуил, который служил при скинии, был инициатором создания пророческих школ. Они жили общинами, соблюдали целомудрие и носили мантию с кожаным поясом.

Ионадав и его потомки (Иерем. 36,9) пророк Илья и св. Иоанн Предтеча несли подвиг нестяжательства. Подвиг девства был исключительным и редким, так как все стремились к многочадию.

Аскетизм по описанию Филона Александрийского. Промежуточный период между историей Ветхого Завета и раввинистическим иудаизмом (кон. 1-го нач. 2-го вв. до Р.Х.) отражен в сочинении «О жизни созерцательной» Филона. Он пишет, что прообразом монашества послужила секта терапевтов. Он причисляет эту секту к крайнему монашеству. Терапевты (от греч.слова терапео - врачевать, служить) хвастались тем, что они лечат души, захваченные трудами, болезнями, чувственностью, похотью и т.д. Вступающий на пусть терапии и врачевания души стремится к вечной и блаженной жизни. Терапевты считали, что их земная жизнь кончена, а потому раздавали имения и бежали из места, где родились и воспитывались, ибо знали, что естественные привязанности сильно притягивают. Они бежали в пустынные места, с целью сохранить совершенный образ жизни. Терапевты жили недалеко от Александрии, некоторые считают, что это ответвление кумранитов или есеев. Филон видит в них первых христианских подвижников.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.