Исповедь – это итог напряженного аскетического делания человека, это выражение покаяния души человека, поэтому покаяние не должно сосредотачиваться на самой исповеди, а на всей жизни.
Умалчивание грехов. Оно касается и кающихся, и духовников.
Значительная часть вины в неискренности исповедающихся лежит на пастырях, которые неиспытывают должным образом кающихся.
Многие из современных священников совершенно пасивны на исповеди и ограничиваются выслушиванием обших фраз приходящих.
Пастырь должен привнести несколько и своего старания, делать должное по силе своей.
По словам апостола Павла, да не обладает им нерадение, пока не приведет их в меру высокую, в мужа совершенна.
Кто не готовится к исповеди, кто не анализирует свои помышления, обычно на исповеди таким нечего сказать, и совесть, и память им ничего не подсказывает.
Всем грешен - обычные фразы. Но кого раскаяние схватило за сердце, тот видит уже большое количество струпов. Но и таким очень не хватает многого, отчасти по неведению церковных заповедей и незнанию Писания, отчасти от еще недостаточной проницательности их духовного взора.
Пастырь должен досоветовать прочесть литературу, писанную Святыми Отцами, где указывается перечень наиболее частых грехов и их опасность.
Священник, используя соответствующую тактику, должен помочь человеку превзойти стыд и недопонимание, и способствовать наводящими вопросами открыть душу исповедывающегося перед Богом. Что касается исповедающихся, то следует называть не только сам грех, а и рассказывать как и когда, и при каких обстоятельствах он происходил.
Хорошие врачи, профессора к лечению не приступают прежде, чем не расспросят больного о его бабушках, дедушках, о его образе жизни, собственных занятиях, роде службы, склонностях и прочих делах, по-видимому, очень далеких от этой болезни. Однако такое опрашивание об окружении больного и его жизнь, чтобы правильно судить о степени тяжести грехов и чтобы подать без ошибки надлежащее лекарство.
Поэтому кающиеся не к любопытству духовника должны относить эти вопросы, а к самому существу исповеди, и без его вопросов самим о себе все рассказывать. Еще подробнее надо отвечать на вопросы как творится грех, и что Вы при этом чувствовали, иначе степень страсти или греха не будет ясна. К тому же может получиться с нашей стороны не самообвинение, не предстояние на Страшном Суде, а какое-то прихорашивание, кокетничество, недоговаривание и жиманство.
Хороших примеров для нас достаточно в Библии, где грехи прямо называются своими именами, где грехопадение описывается со всеми подробностями. Взять бы грех Амнона. Здесь целое описание.
Если бы в Библии у Святых Отцов не было все точно описано никто не мог бы спастись, потому что не знали бы тяжести грехов и исповеди.
Подробное описание грехопадений, мы, не потому только должны делать, чтобы открыть этим возможность духовнику как судье составить правильное представление о нашей преступности, но и потому, что это описание нужно еще более для нас самих, ведь на исповеди бывает стыд, который приходится переживать и преодолевать, распиная свое самолюбие.
Это своего исповедничество и мученичество, невидимое пролитие крови, человек за одно только это, кроме всего прочего, как утверждает прп. Стефан Савваит, уже получает большую награду.
Стыд и страх приносит и практическую пользу.
*Душа, помышляющая об исповеди, утверждается ею от согрешений, как бы уздою*. / Иоанн Лест./.
Не нужно впрочем забывать, что наши теперешние мучения от стыда должны считаться ничтожными.
Первые христиане каялись вслух перед всей Церковью, а мы, перед одним священником и то связанным обетом.
Подробная и откровенная исповедь приносит и ту пользу, что после откровения всего без утайки, душа чувствует необыкновенную легкость и ощущение чистоты, и появление некоего мысленного света. Это и есть в мельчайших размерах предвкушение того состояния, которое испытывают достигшие блаженного бесстрастия и очистившиеся от грехов Святые.
Иногда какая-нибудь боголюбивая душа и хочет сказать, что тяготит ее, но духовник не хочет, а иногда и не может выслушать, потому что за ним стоит очередь исповедников. Но и это не оправдание. Выберете буднее время и исповедайтесь как следует, как велит совесть. Для этого нужно выбрать духовника по своему сердцу.
Существует генеральная исповедь. Она практикуется для новоначальных, которые приходят в Церкви впервые и сознательно, перед рукоположением и постригом, смертью.
Исповедовать грех нужно до тех пор, пока не появиться ненависть к греху.
Современные богословы призывают называть смертные грехи не для того, чтобы смаковать ими, а для того, чтобы раскрывать хитрость диавола. К этому призывали и Святые Отцы золотого века христианства.
Кающемуся при подробной исповеди будут встречаться подводные камни ибо враг рода человеческого старается все извращать, старается все портить и здесь. Поэтому при исповеди блудных грехов нужно, называя подробности, не нужно с наслаждением их описывать, дабы не получить большего осуждения. Тем более не надо забывать, что перед ним стоит духовник, а не бесплотное существо, не ангел.
Во-вторых, самому нужно стараться все рассказывать, а не ждать, пока духовник не начнет сам расспрашивать и задавать такой вопрос, касаться такой стороны плотской жизни, с которой мы не знаем, и наживаем себе искушения. Бесы после этого могут разжигать.
Не нужно бояться говорить о своих блудных, постыдных делах, дабы не смутить этим духовника, на самом деле здесь часто прикрывается ложный стыд.
Общие фразы: * Всем грешен*, * грешу как все* опасны тем, что человек берет на себя лишние грехи и свидетельствует о небрежном отношении к Богу.
Епитимия (епитимья́ от греч. ἐπιτιμία, «наказание») — способ врачевания кающегося грешника, заключающийся в исполнении им дел благочестия, определенных его духовником. Епитимия – духовно-исправительная мера, направленная на исправление человека, она – средство помощи кающемуся в борьбе с грехом. Под епитимией в православной аскетической литературе также принято понимать Божественные наказания в виде скорбей и болезней, претерпевание которых освобождает человека от греховных навыков.
Св. Василий Великий говорит, что цель епитимии состоит в том, чтобы согрешивших «извлечь из сети лукавого» (Василия Великого Правило 85) и чтобы «грех всячески ниспровергать и истреблять»...