Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правоприменительный акт: понятие и виды



Акты применения, как известно, являются важнейшей формой правоприменительной практики, т.е. представляют собой способы внешнего выражения и закрепления ее содержания. Многие отечественные авторы под правоприменительными актами понимают разнообразные акты-документы (actum), содержащие индивидуально-конкретные предписания и закрепляющие решения по юридическому делу.

Все разнообразие правоприменительных актов имеет некоторые общие черты.

1. Они представляют собой разновидность правовых актов. Поэтому им присущи многие признаки, характерные для любых юридических актов (нормативно-правовых, интерпретационных и т.п.).

2. Они относятся также к разновидности актов реализации права, занимая свое место среди договоров, сделок, заявлений и других индивидуальных юридических актов.

В отличие от нормативных актов правоприменительные акты, во-первых, связаны с разрешением конкретных обстоятельств юридического дела, казусов. Во-вторых, они адресуются персонально-определенным участникам общественных отношений (Сидорову, ТОО “БИС“ и т.п.). В-третьих, юридическое содержание актов применения составляют не только персонально-определенные, но и индивидуально-конкретные веления, требования, приказы, распоряжения и т.п.

3. Указанные акты официально закрепляют и оформляют (фиксируют) правоприменительное решение по конкретному юридическому делу.

4. Они обязательны для всех, кому персонально адресованы. Обязательность и определенная соподчиненность правоприменительных актов позволяет говорить об их юридической силе. Так, приказы министра, например, обладают более высокой юридической силой, чем указания его заместителей и начальников управлений министерства.

5. Властность, обязательность, юридическая сила актов применения обеспечивается разнообразными материальными и духовными, поощрительными и принудительными, организационными и иными мерами, в том числе и мерами государственного воздействия.

6. Это акты не любого участника, а только строго установленных субъектов правоприменительной практики, которые издают их лишь по вопросам, входящим в их непосредственную компетенцию (infra juridictionem - в пределах юрисдикции). К ним относятся как государственные органы (представительные и исполнительные, суды и т.п.), так и негосударственные организации (хозяйствующие субъекты, органы самоуправления и т.п.).

7. Акт применения является особым юридическим фактом (составом), который специально нацелен на возникновение, изменение или прекращение правоотношений, вызывает индивидуально-определенные юридические последствия.

Анализ указанных и иных признаков правоприменительного акта позволяет сформулировать следующее его краткое определение. Это официальный акт-документ, закрепляющий решение компетентного субъекта правоприменительной практики по конкретному юридическому делу и содержащий персонально-адресованные и индивидуально-определенные обязательные юридические предписания.

Классификацию правоприменительных актов можно проводить по различным основаниям и критериям.

1. В зависимости от субъектов правоприменительной практики выделяются акты: а) государственных (органов внутренних дел и т.п.) и негосударственных органов (хозяйствующих субъектов, органов самоуправления и т.п.); б) представительных и исполнительных органов государственной власти; в) судов (конституционных, общей юрисдикции, арбитражных); г) контрольно-надзорных органов (прокуратуры и т.п.).

2. По функциям они разграничиваются на регулятивные и охранительные (превентивные, правовосстановительные, компенсационные и т.п.).

3. По способам юридического воздействия правоприменительные акты могут быть обязывающими, запрещающими, управомочивающими, рекомендующими, поощряющими.

4. В зависимости от порядка издания различают правоприменительные акты, принятые коллегиально (коллективные) и на основе единоначалия (единоличные).

5. По основным сферам общественной жизни, на регулирование которых направлены правоприменительные акты, можно выделить хозяйственные и социальные акты, акты в сфере образования, культуры и т.п.

6. По срокам действия они бывают постоянными и временными, актами однократного действия (постановление о наложении административного штрафа) и длящегося действия (решение о назначении пенсии).

7. В зависимости от территории, на которую распространяется их действие, выделяются правоприменительные акты федерального, республиканского, областного, местного и локального значения.

8. По кругу субъектов (адресатам) правоприменительные акты могут быть адресованы гражданам, их коллективам и организациям, иностранцам, должностным и иным лицам.

9. По категоричности требований они разграничиваются на императивные, содержащие категорические предписания, которые не могут быть изменены адресатами по своему усмотрению, а также диспозитивные акты, в которых содержатся индивидуальные предписания на случай, если субъекты сами не установили для себя условия и требования определенного поведения.

10. Самостоятельное значение имеет классификация правоприменительных актов в зависимости от их юридической силы. Акты Генерального Прокурора РФ, например, обладают более высокой юридической силой, чем акты областных и городских прокуроров. Указанное деление правоприменительных актов позволяет в необходимых случаях устанавливать их соподчиненность, иерархичность, определенную зависимость друг от друга.

11. По наименованию правоприменительные акты бывают самые разнообразные: постановления, указы, приказы, приговоры, решения, определения, протоколы.

Каждый из видов правоприменительных актов специфичен по своей природе, элементам содержания и формы, занимает свое особое место в правоприменительной практике и индивидуально-правовом регулировании общественных отношений.

 

 

Глава 16. ИНТЕРПРЕТАЦИОННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

16.1. Понятие интерпретационной практики

16.2. Основания и поводы интерпретационной практики

16.3. Содержание и форма интерпретационной практики

16.4. Интерпретационная техника и тактика

16.5. Виды интерпретационной практики

16.6. Принципы интерпретационной практики

16.7. Цели (задачи) интерпретационной практики

16.8. Акты официального юридического толкования

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.