Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основания правосистематизирующей практики



Это фактические и юридические обстоятельства, с необходимостью требующие упорядочения правовых актов по определенной схеме (хронологической, предметной и т.п.).

Следует выделять нормативно-правовые и фактические основания юридической систематизации. Фактические основания в свою очередь необходимо разграничивать на две группы. Первую составляют обстоятельства, которые «подталкивают» процесс систематизации, служат поводом или причиной подготовки кодификационных и иных актов. Так, формирование качественно новых экономической, социально-политической, духовной и правовой систем объективно требует существенного реформирования действующего законодательства, ликвидации устаревших правовых актов и создания крупных нормативно-правовых блоков (сводов, кодексов и т.п.) для проведения преобразований во всех сферах общественной жизни.

Правовая систематизация необходима также в случае накопления большого объема правовых актов, их устаревания, противоречивости и пробельности, что создает значительные трудности в работе правотворческих , правоприменительных и иных органов.

Ко второй группе относятся те основания, которые выступают в качестве критериев систематизации правовых актов (хронологический, предметный и т.п.).

При официальной систематизации одних только фактических оснований для упорядочения правовых актов недостаточно. Компетентные на то органы и должностные лица обязаны в данном случае издать закон или иной нормативный акт, которые служат нормативно-правовой основой для организации и проведения этой работы. Так, 14 февраля 1998 г. Президент РФ издал указ № 170 «О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации, которым обязал Министерство юстиции РФ и Главное государственно-правовое управление Президента РФ совместно с федеральными органами исполнительной власти приступить к систематизации действующих федеральных законов, нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ, законодательных и иных нормативных актов высших органов государственной власти и управления РСФСР, а также Союза ССР, продолжающих действовать на территории России, в целях включения их в Свод законов РФ и формирования его нормативного корпуса.

Указом № 2171 президента РФ от 16.12. 1993 г. в целях унификации формирования эталонных банков данных правовой информации утвержден Общеправовой классификатор отраслей законодательства. Актуализированный (уточненный и т.п.) его вариант ежегодно должен публиковаться в первых номерах Собрания законодательства РФ. Разделы классификатора служат официальными критериями систематизации правовых актов.

Содержание и формы правосистематизирующей практики

Под содержанием правосистематизирующей практики понимается совокупность всех составляющих ее свойств и элементов. В самом общем плане оно состоит из деятельности по упорядочению правовых предписаний и складывающегося на основе этой деятельности опыта.

Основными элементами содержания правосистематизирующей деятельности выступают ее объекты, субъекты и участники, юридические действия (операции), средства и способы, результаты данной деятельности.

Объекты юридической систематизации - это то, на что направлены действия ее субъектов и участников. Ими могут быть разнообразные нормативно-правовые, правоприменительные, интерпретационные и иные акты, а также общественные отношения, подлежащие правовому регулированию (например, при кодификации). Непосредственными предметами являются, как правило, отдельные разделы (части, пункты и т.п.) этих актов, конкретные нормативно-правовые, правоприменительные и интерпретационные предписания, подлежащие учету и соответствующей группировке.

Субъектами систематизации выступают определенные органы, должностные или частные лица, без которых эта практика немыслима и которые принимают окончательные решения, возникающие при систематизации. Например, кодифицированные акты издаются только правотворческими органами (Государственной Думой РФ и т.п.).

Участники - это отдельные лица (ученые, практики), их объединения и организации, которые так или иначе содействуют субъектам юридической систематизации. Так, в качестве участников этой деятельности могут выступать научно-исследовательские учреждения, юридические вузы, отдельные юристы.

Правосистематизирующие действия представляют собой внешне выраженные, социально-преобразующие акты по упорядочению правовых предписаний. Характер указанных действий (операций) в значительной степени зависит от вида практики. В самом же общем плане они сводятся к сбору правовых актов, внесению в них изменений и дополнений, выбору критериев систематизации, укрупнению и приведению актов в определенный порядок, их хранению, поддержанию в контрольном состоянии и т.д.

К средствам юридической систематизации относятся любые социальные, юридические, технические и пр. явления и предметы, с помощью которых достигаются определенные цели и результаты систематизации. Это могут быть специальные карточки, журналы, компьютерная техника, цифры, буквы, слова и т.п. Взятые в совокупности они представляют определенную юридическую технику.

В правосистематизирующую тактику включаются способы и методы использования соответствующих средств, принципы и правила систематизации, вопросы обоснования, планирования и организации этой деятельности. Например, поиск карточек при картотечном виде учета возможен ручным, автоматизированным и смешанным способами. Существуют, например, несколько способов освобождения от устаревших, но формально не отмененных актов. Это: а) отмена каждого акта поименно специальным нормативным актом: б) отмена совокупности актов определенным нормативным актом путем их поименного перечисления; в) признание утратившими юридическую силу всех актов за определенный период времени.

Результат юридической систематизации представляет собой итог соответствующих действий субъектов и участников практики. Результаты бывают промежуточными и окончательными, юридическим и социальными, позитивными и негативными и т.д. При официальных видах систематизации окончательные результаты чаще всего аккумулируются в инкорпорированных, консолидированных или кодифицированных актах. Рассматривая юридические и социальные результаты систематизации, следует иметь в виду, что издание, например, Свода законов Российской империи сыграло значительную роль в развитии экономической, политической и правовой систем российского общества; выпуск же Свода законов СССР существенно не отразился ни на юридической, ни на общественной практике советского общества.

Особое место в содержании практики занимает юридический опыт, который отражает как совокупный итог всей правосистематизирующей деятельности, так и отдельные ее моменты. Он формируется путем выделения (селекции) наиболее целесообразных, передовых и полезных юридических действий, средств, способов, приемов и принятых решений, имеющих важное значение для последующей правосистематизирующей практики. Например, опыт систематизации российского законодательства, в том числе подготовки проектов гражданского, торгового и уголовного уложений, а также анализ опыта систематизации зарубежного законодательства позволили М.М. Сперанскому и сотрудникам 2-го отделения с.е.и.в. в очень короткие сроки и на достаточно высоком уровне провести систематизацию законодательства и создать в 1832 г Свод законов Российской империи.

Внешней формой юридической систематизации здесь выступают разнообразные акты - документы (кодексы, своды, собрания и т.п.), в которых закрепляются действия субъектов, средства и способы их осуществления, вынесенные решения и т.п.

К внутренней форме, т.е. к способу организации и внутренней связи элементов содержания официальной систематизации относится ее процедурно-процессуальная форма, которая определяет процессуальные права и обязанности ее субъектов, стадии и производства, процедуры закрепления и оформления принимаемых решений и иные процессуальные требования. Достаточно развитая процессуальная форма присуща кодификации, консолидации нормативных актов и другим видам официальной юридической систематизации.

Общими стадиями для процесса официальной систематизации являются следующие: 1) принятие субъектом решения о проведении упорядочения правовых актов; 2) определение объектов, субъектов и участников данной деятельности; 3) анализ и ревизия существующего массива правовых актов; 4) выбор оснований (критериев) систематизации; 5) отмена всех устаревших и недействующих актов (их разделов, частей, предписаний и т.п.); 6) внесение необходимых изменений и дополнений в те акты, которые частично устарели и утратили свою юридическую силу; 7) приведение в стройную систему действующих актов и утверждение результатов систематизации; 8) их опубликование; 9) поддержка в контрольном состоянии изданного систематизированного акта.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.