Решение о создании кабинета безопасности и охраны труда или уголка безопасности принимается руководителем ОУ. Органам исполнительной власти, органам образования, безопасности и охраны труда рекомендуется проводить работу по формированию в каждом районе базовых кабинетов безопасности и охраны труда. Они должны быть ориентированы на осуществление методической помощи кабинетам безопасности и охраны труда в ОУ.
В соответствии с «Рекомендациями по организации работы кабинета по охране труда», утвержденными Постановлением Минтруда России от 17 января 2001 г. № 7, кабинет (уголок) охраны труда создается в целях обеспечения требований охраны труда, распространения правовых знаний, проведения профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Под кабинет охраны труда в организации рекомендуется выделять специальное помещение, состоящее из одной или нескольких комнат (кабинетов), которое оснащается техническими средствами, учебными пособиями и образцами, иллюстративными и информационными материалами по охране труда.
В ОУ целесообразно создавать объединенный кабинет по ГО, охране труда и всем видам БЖ исходя из уровня образования (среднее, высшее), профиля учебного заведения (гуманитарный, технический), а также с учетом содержания программ специальных, общепрофессиональных, математических и естественно-научных, гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Обоснование затрат на оснащение кабинетов (уголков) БЖ может выполняться с использованием приведенных рекомендаций исходя из размеров финансовых средств, выделяемых на развитие учебно-материальной базы.
Кабинеты безопасности целесообразно оснащать методической, правовой литературой, а также иными средствами обучения, рассмотренными ниже.
Примерная тематика учебных видеофильмов, слайдов, плакатов в области БЖ, рекомендуемых для кабинета безопасности: Безопасность на дорогах и на транспорте; Безопасность на воде, безопасность на природе и на отдыхе; Поведение при ситуации криминогенного характера, правила безопасного поведения при землетрясениях, наводнениях, ураганах; Правила безопасного поведения при пожарах, при угрозе взрыва; Правила поведения при химическом заражении и радиоактивном загрязнении; Первая медицинская помощь при травмах; Правила проведения противошоковых и реанимационных мероприятий; Борьба с вредными привычками. Видеофильмы могут использоваться как самостоятельно, так и для занятий по БЖ. Современные средства позволяют записывать фрагменты видеофильмов прямо с телеприемников и вести широкий обмен видеоматериалами с другими ОУ, центрами безопасности, местными подразделениями органов, обеспечивающих безопасность.
Компьютерные обучающие программы, электронные учебники, энциклопедии и другие программные продукты могут устанавливаться как на отдельные персональные компьютеры, так и использоваться в сети при дистанционной форме обучения.
Уместны макеты, муляжи в кабинетах БЖ: макеты местности, отражающие расположение потенциально-опасных объектов, дорог, водоемов, убежищ и т. п.; макеты жилого, общественного и промышленных зданий с узлами жизнеобеспечения, технологическим оборудованием; макеты потенциально-опасных элементов технологического оборудования (в зависимости от профиля ОУ); макеты фильтрующих, изолирующих и других противогазов, респираторов; макеты убежищ, укрытий с основными системами жизнеобеспечения; макеты аварийно-спасательных средств; муляжи тела человека.
Такие макеты получают (заказывают) с помощью подразделений МЧС, ГАИ, пожарной охраны, вневедомственной охраны, воинских частей, а также изготавливают сами.
Для развития навыков проведения противошоковых мероприятий и сердечно-легочной реанимации могут использоваться робот-тренажер типа «Гоша», а также иные куклы-тренажеры.
Кабинет БЖ может оснащаться образцами малогабаритных аварийно-спасательных инструментов (механических, гидравлических и др.), приборов поиска пострадавших, приборов радиационной, химической и другой разведки, изолирующих и промышленных противогазов, респираторов, аппаратов для проведения сердечно-легочной реанимации и т.п.
Содержание стендов, плакатов аналогично тематике фильмов и слайдов, а также макетам, муляжам, тренажерам.
Уголок безопасности и охраны труда оформляется в виде стендов, витрин или экранов, на которых с помощью проекционной техники демонстрируются результаты работы специализированных компьютерных программ.
Содержание работы кабинета (уголка) безопасности и охраны труда, распределение обязанностей по обеспечению их деятельности между специалистами ОУ (с внесением сведений об этом в соответствующие должностные инструкции) утверждаются руководителем ОУ с учетом рекомендаций федеральных органов исполнительной власти, органов по охране труда субъектов РФ.
Организация и руководство работой объединенного кабинета, функции контроля, как правило, возлагаются на лицо, выполняющее должностные обязанности специалиста по безопасности, по охране труда и преподавателя БЖ.
Основными направлениями деятельности кабинета (уголка) безопасности являются:
− оказание действенной информационно-методической помощи в решении проблем безопасности в ОУ, преподавании основ БЖ;
− создание системы постоянного информирования работников об их правах и обязанностях в области безопасности, о нормативных правовых актах по безопасности, охране труда, ГО и ЧС;
− пропаганда вопросов безопасности и охраны труда.
Кабинет (уголок) безопасности облегчает выполнение указаний органов власти, рекомендуемых ими мероприятий по развитию преподавания БЖ, ГО, всех видов безопасности и охраны труда, в том числе:
− проведение семинаров, лекций, бесед и консультаций для работников ОУ и родителей по вопросам безопасности;
− обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ, применению средств коллективной и индивидуальной защиты, оказанию первой доврачебной медицинской помощи;
− проведение инструктажей по всем видам безопасности;
− организацию выставок, экспозиций, стендов, макетов и других форм наглядной агитации по безопасности;
− анализ состояния безопасности, условий труда и иной деятельности в ОУ (по заданию руководства ОУ).
В кабинете безопасности или возле него (на стендах) целесообразно размещение следующей информации:
− графики проведения инструктажа и расписания учебных занятий по безопасности и охране труда;
− приказы, планы и распоряжения по вопросам безопасности и охраны труда;
− вредные и опасные производственные факторы и средства защиты на рабочих местах;
− законодательство о безопасности и охране труда;
− случаи производственного травматизма и профзаболеваний в ОУ и принятые меры по устранению их причин;
− новые поступления в кабинет документов, учебно-методической литературы, учебных видеофильмов и т. д.
Кабинет безопасности целесообразно оборудовать на основе предварительно разработанного проекта в специально выделенном помещении или помещениях. Для новых и реконструируемых ОУ месторасположение кабинета безопасности определяется на стадии проектирования.
Работник, ответственный за работу кабинета (уголка) безопасности в ОУ:
− составляет план работы кабинета (уголка) безопасности, включающий конкретные мероприятия с указанием лиц, ответственных за их проведение;
− организует оборудование, оснащение и оформление кабинета (уголка) безопасности;
− организует проведение занятий и плановых мероприятий.
В связи с актуальностью проблем безопасности отсутствие в ОУ кабинета безопасности (с материалами по ГО, ЧС, охране труда, электробезопасности и т. д.) следует рассматривать как нарушение директивных указаний Минобрнауки, МЧС России и других ведомств.