Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Задачи по «юридической психологии»



Задача 1.

Рабочие ликеро – водочного завода Дмитриев и Поляков похитили из цеха десятилитровый бидон этилового спирта и спрятали его на территории транспортного цеха. В течении пяти дней перед уходом Дмитриев и Поляков сами пили спирт и угощали им других рабочих.

  1. Назовите возможные предпосылки подобного поведения.
  2. Назовите возможные мотивы.
  3. Назовите форму организации.
  4. Перечислите основные личностные особенности граждан.

Задача 2.

Приехав за стройматериалами на склад завода, Носов погрузил без разрешения в свою автомашину две тонны оцинкованного кровельного железа. В это время к нему подошел работник завода Смирнов и , узнав что железо похищено, предложил помощь в его вывозе с завода и последующей реализации. Благополучно выехав с завода, Носов и Смирнов привезли железо в село Зеленга, где предложили купит его знакомому Смирнова – Стафееву, предварительно рассказав, как и где железо было похищено. Получив от Стафеева 4880 рублей, Носов и Смирнов разделили их между собой.

1Назовите возможные предпосылки подобного поведения.

2Назовите возможные мотивы.

3Назовите форму организации.

4Перечислите основные личностные особенности граждан.

Задача 3.

Во время обеденного перерыва слесари завода Бывалов и Смыслов зашли на склад и, обнаружив отсутствие на рабочем месте заведующего складом, решили похитить электронасос. Сунув его в мешок, они направились к выходу, но у складских ворот были задержаны работниками заводской охраны. Органами расследования их действия были квалифицированы как кража, совершённая с проникновением в хранилище по предварительному сговору группой лиц.

1Назовите возможные предпосылки подобного поведения.

2Назовите возможные мотивы.

3Назовите форму организации.

4Перечислите основные личностные особенности граждан.

 

Задача 4.

Трижды судимый за кражу и мошенничество Рудченко в магазине открыл сумочку стоявшей в очереди Дёминой и стал вытаскивать от туда кошелек. Заметив его действия, она схватила его за руку и за борт пиджака. В это время кошелек выпал из руки Рудченко. Безуспешно пытаясь вырваться он ударил её сначала по руке, а затем по лицу, после чего убежал.

1Назовите возможные предпосылки подобного поведения.

2Назовите возможные мотивы.

3Назовите форму организации.

4Перечислите основные личностные особенности граждан.

Задача 5.

Кузякин на комбайне убирал рожь. К нему подъехал на машине с прицепом Васильев и попросил два мешка ржи, пообещав за это бутылку водки. Он согласился и прямо из бункера насыпал в прицеп 120 кг зерна. В тот же день Васильев приехал на колхозное поле и в присутствии колхозников насыпал в прицеп машины 200кг картофеля.

1Назовите возможные предпосылки подобного поведения.

2Назовите возможные мотивы.

3Назовите форму организации.

4Перечислите основные личностные особенности граждан.

Задача 6.

Директор книжного магазина Данилов при получении товара с базы заметил, что экспедитор по ошибке передал ему 50 упаковок книг. Данилов промолчал о допущенной ошибке, а полученные от реализации незаконно полученных книг деньги в сумме 1800 руб. оставил себе.

1Назовите возможные предпосылки подобного поведения.

2Назовите возможные мотивы.

3Назовите форму организации.

4Перечислите основные личностные особенности граждан.

 

Задача 7.

Братья Тепляковы распивали спиртные напитки в парке вместе с незнакомым Сусловым и Федотовым. Когда Федотов ушел, Тепляковы решили завладеть имуществом Суслова. Они напали на него и стали избивать, но одалеть физически крепкого Суслова им никак не удавалось. Тогда Тепляков Сергей поднял с земли камень, нанёс им удар по голове Суслову, причинив средней тяжести вред здоровью. Упавшему на землю Суслову братья Тепляковы, нанесли несколько ударов ногами в область груди и живота, а затем обшарили карманы и забрали кошелёк с деньгами в сумме 74 руб., а также меховую шапку стоимостью 4000 рублей.

1Назовите возможные предпосылки подобного поведения.

2Назовите возможные мотивы.

3Назовите форму организации.

4Перечислите основные личностные особенности граждан.

Задача 8.

Дважды судимая за растрату Адыгова в парфюмерном отделе универмага увидела, как незнакомая ей женщина, оказавшаяся Бамукиной, купила дорогие французские духи. Решив, что в сумочке этой женщины находится крупная сумма денег, Адыгова решила завладеть ими. Разрезав лезвием безопасной бритвы боковую поверхность сумочки, она извлекла из нее кошелёк и пыталась скрыться, но бла задержана. Денег в кошельке не оказалось.

1Назовите возможные предпосылки подобного поведения.

2Назовите возможные мотивы.

3Назовите форму организации.

4Перечислите основные личностные особенности граждан.

Задача 9.

Шадрин и Капралов вошли в летнее кафе, расположенное в парке, дождались когда никого из посетителей в кафе не останется, закрыли дверь, вывесив табличку «ЗАКРЫТО», наставили на продавца макет пистолета и взяли из кассы 7860 рублей. После этого Шадрин и Капралов связали продавца, заткнули ему рот кляпом, положили в подсобном помещении и ушли.

1Назовите возможные предпосылки подобного поведения.

2Назовите возможные мотивы.

3Назовите форму организации.

4Перечислите основные личностные особенности граждан.

 

Задача 10.

Б.иЗ.на улице стали приставать к двум женщинам: те отклонили домогательстваиперешли на другую половину улицы. Б.иЗ. последовали за ними, стали хватать за руки, у одной из них оторвали рукав пальто. Женщины стали звать людей на помощь. Подошли двое дружинников и попытались урезонить Б. и З., те набросились на дружинников с кулаками. Тем временем подъехал милицейский патруль и препроводил дебоширов в отделение милиции.

1Назовите возможные предпосылки подобного поведения.

2Назовите возможные мотивы.

3Назовите форму организации.

4Перечислите основные личностные особенности граждан.

 

Задача 11.

У. по телефону сообщил, что в одном из чемоданов, погруженных в самолет, находится взрывное устройство с часовым механизмом. В связи с сообщением рейс был отложен. Пассажиры эвакуированы. Взрывное устройство не обнаружено. Проверкой было установлено, что звонил пассажир, опоздавший на посадку.

1Назовите возможные предпосылки подобного поведения.

2Назовите возможные мотивы.

3Назовите форму организации.

4Перечислите основные личностные особенности граждан.

 

Задача 12.

П. проживал в однокомнатной квартире с своей женой., которой он был моложе на 10 лет, и несовершеннолетней падчерицей. Когда девочке исполнилось 14 лет, П. стал добивться вступление в половую связь. Девочка плакала и отказывалась. Тогда П. стал грозить, что расскажет своей жене, что давно сожительствует с девочкой и та выгонит её из дому. Хорошо зная обстановку в семье, девочка стала опасаться, что так и будет, и уступила домогательствам отчима.

1Назовите возможные предпосылки подобного поведения.

2Назовите возможные мотивы.

3Назовите форму организации.

4Перечислите основные личностные особенности граждан.

Задача 13.

Х. напал на улице поздно вечером на возвращающуюся с работы Д. Пытаясь защититься Д. стала вырываться кусаться кричать, но Х., будучи значительно физически сильнее, совершил с ней насильственный половой акт, потом задушил её зато, что она порвала на нём одежду, расцарапала до крови лицо и несколько раз укусила его.

1Назовите возможные предпосылки подобного поведения.

2Назовите возможные мотивы.

3Назовите форму организации.

4Перечислите основные личностные особенности граждан.

Задача 14.

Р., проезжая поздно вечером по городу, увидел одиноко идущую Ф. и предложил ей покататься. Когда Ф. отказалась Р. Ударил её по голове, отчего Ф. потеряла сознание. Заташив Ф. в машину Р. Совершил с ней половой акт, а когда Ф. пришла в себя и стала сопротивляться, нанёс ей несколько ударов ножом и ещё раз совершил половой акт. Вред, причинённый Ф., в акте судебно-медицинской экспертизы был отнесён к категории тяжких.

1Назовите возможные предпосылки подобного поведения.

2Назовите возможные мотивы.

3Назовите форму организации.

4Перечислите основные личностные особенности граждан.

 

Задача 15.

К. находился в интимных отношениях с Ф. Он неоднократно просил ее оставить своего мужа и перейти для проживания к нему. Но она не соглашалась, опасаясь мести своего мужа. Тогда К. пришёл в квартиру к Ф. и попросил его отпустить к нему жену, так, как их совместная жизнь была неудачной. В ответ Ф. Оскорбил К. Тогда последний схватил со стола нож и нанес Ф. 18 ножевых ранений в различные части, от чего последний на месте скончался.

1Назовите возможные предпосылки подобного поведения.

2Назовите возможные мотивы.

3Назовите форму организации.

4Перечислите основные личностные особенности граждан.

 

Задача №16.

Когда мы узнали, что наш сосед, Ростислав Борисович, оказался наркоманом, мы не поверили. Ведь наркоманы – это бандиты, потомственные уголовники. А Ростислав Борисович – такой уважаемый человек. Из хорошей семьи, дом – полная чаша. И сам герой: всю жизнь на военной службе, участвовал в боях в Афганистане, был тяжело ранен, долго лечился. А какой он вежливый, воспитанный, и вообще нормальный на вид. Ну, разве это может быть, что такой человек – наркоман?

1. Может ли быть Ростислав Борисович наркоманом? Если да, то на какой стадии?

2. Какие причины возникновения наркомании, скорее всего, могут быть в рассмотренном случае?

Задача №17.

К следователю вызвали молодого парня Анатолия Т. по подозрению в торговле наркотиками. Из оперативных данных стало известно, что Толя рассказывал друзьям, как он употребляет героин, ЛСД, кокаин. Толя уверял, что эти импортные наркотики дают «кайф» куда лучше, чем наши. Желающим он обещал несколько упаковок, как только друг-иностранец привезёт ему следующую партию. Когда Анатолий вошел в кабинет, опытный следователь сразу почувствовал разочарование. Несмотря на свою потрёпанную курточку и стоптанную обувь, парень был экстравагантно и ярко одет: в одном ухе было сразу две серьги, на голове – совершенно невообразимая прическа. «Ну и лопухи эти оперативники, - подумал следователь, - Этот Анатолий своим друзьям «лапшу на уши вешал», а они поверили. Смех, да и только!»

1. Почему следователь предположил, что информация, которую Анатолий сообщил своим друзьям, скорее всего, вымышленная?

2. Что Вы можете сказать о личностных особенностях Анатолия?

Задач18.

Ира, Валя и Тоня впервые оказались в новой компании, что собралась дома у их знакомого. Всё было прекрасно: музыка, танцы, галантные кавалеры, изысканные напитки и деликатесные закуски, шикарный сервиз, дорогая мебель, ковры, японская аудиовидеоаппаратура. В разгар веселья один из парней с загадочным видом вынул пачку сигарет и сказал: «Ну, вот я и принёс то, что обещал. Кто в тот раз пробовал, помнит. Это не простые сигареты, а особые, с начинкой. Кайф сейчас будет – высший класс!» Все восторженно зашумели, потянулись за сигаретами, и Тоня вместе с ними. Валя растерялась: она знала, что «начинка» - это наркотик, что пробовать его нельзя, но ей было неудобно отказаться, она боялась, что все начнут стыдить и высмеивать ее, а то и вовсе обидятся.

- Не бойся, Валюша, - парень покровительственно протянул ей сигареты, - вот увидишь, как тебе сейчас станет хорошо!

В ответ Валя вспыхнула и расплакалась.

- А ты, Ира, тоже боишься? – насмешливо продолжал парень, протягивая сигареты Ире.

- Ничего я не боюсь, - спокойно ответила Ира. – Просто я не собираюсь пробовать всякую гадость.

1. Как можно объяснить поведение Иры, Вали и Тони?

2. Кто из девушек с большей вероятностью психологически готов к употреблению психотропных веществ?

3. У какой из девушек есть элементы личностной предрасположенности к аддиктивному поведению, какие именно?

Задача 19.

Игорь Д., 14 лет. К школьному психологу обратилась классный руководитель с просьбой дать характеристику на Игоря по запросу следственных органов по делу об ограблении ларька. Учительница отметила, что Игорь – мальчик из благополучной, материально обеспеченной семьи; очень сообразительный, способный, хотя и учиться не ровно, так как очень подвижный, любит «пошалить». При психологическом обследовании у подростка никаких нарушений со стороны психических процессов не выявлено. Интеллект - высокая норма. При исследовании личности – акцентуация характера по гипертивно-неустойчивому типу, самооценка завышена, высокий индекс склонности к аддиктивному поведению, социально одобряемые ценностные ориентации не сформированы. В беседе с матерью выяснилось, что Игорь – единственный ребёнок в семье. Отец на 20 лет старше матери, постоянно занят на руководящей работе. Мать не работает с тех пор, как вышла замуж, по её словам она «всецело посвятила себя воспитанию сына». То, что сын участвовал в ограблении ларька, мать объясняет «дурным влиянием улицы»; она всячески оправдывает сына растерянно повторяя: «И что же ему ещё надо было? Ведь у него было всё! Чего только он захочет, я ему сразу доставала! Ни в чём отказа не знал!»

 

1. В чем причина криминального поведения Игоря?

2. Какие рекомендации следует дать родителям?

Задача20.

Представьте, что вы приняты на должность школьного психолога. Район, где находиться школа, крайне не благоприятный: многие подростки совершают правонарушения, злоупотребляют алкоголем, а самое главное – курят коноплю. Даже в школе четверо подростков были уличены в том, что курили сигарету «с начинкой», в связи, с чем за ними прочно укрепился ярлык «наркоманы». Директор школы сразу заявил, что он освобождает Вас от всех функций школьного психолога, чтобы Вы сосредоточились на решении только одной задачи – борьба с наркоманией. Директор сказал, что Вы должны «наводнить» школу информацией о вреде наркотиков, как можно чаще проводить лекции, диспуты, викторины, вечера вопросов и ответов на эту тему и к концу второй четверти искоренить даже мысли о наркотиках хотя бы у двух из четырёх «наркоманов».

1.Верную ли позицию избрал директор?

2. С чего Вы начнёте свою деятельность?

 

 

Вопросы к экзамену.

  1. Предмет, задачи, система юридической психологии.
  2. Методы юридической психологии
  3. Развитие юридической психологии в зарубежных странах.
  4. Развитие отечественной юридической психологии.
  5. Правовая психология: определение, структура, предпосылки эффективности правовых норм.
  6. Правовая социализация и её психологические механизмы.
  7. Нарушения правовой социализации в семье.
  8. Нарушения правовой социализации в школе.
  9. Нарушения правовой социализации в референтной группе.
  10. Основные черты психологической характеристики личности преступника.
  11. Классификация психологических видов преступников.
  12. Психологические особенности корыстных преступников.
  13. Психологические особенности насильственных преступников.
  14. Психологические особенности серийных убийц.
  15. Психологическая характеристика «киллеров».
  16. Психологическая характеристика террориста.
  17. Психологические особенности серийных сексуальных убийц.
  18. Психологические особенности женщин преступниц.
  19. Основные психологические причины преступности.
  20. Специфика мотивации убийств.
  21. Специфика мотивации корыстных преступлений
  22. Особенности мотивации изнасилований.
  23. Характеристика игровой преступной мотивации.
  24. Психология преступных групп.
  25. Характеристика организованных преступных групп.
  26. Разновидности бандитских групп.
  27. Характеристика организованных преступных сообществ.
  28. Основные признаки «мафии».
  29. Основные функциональные признаки организованных преступных формирований.
  30. Структура организованных преступных формирований.
  31. Психологические механизмы сплочения преступной группы.
  32. Криминально – психологические особенности преступности несовершеннолетних.
  33. Криминальные группы несовершеннолетних.
  34. Подростковый алкоголизм, наркомания, токсикомания и преступность.
  35. Криминальная субкультура и её влияние на молодёжь.
  36. Связь акцентуации характера с преступным поведением подростков.
  37. Влияние социальной изоляции на личность несовершеннолетнего.
  38. Групповая агрессия несовершеннолетних.
  39. Подростковый вандализм.
  40. Пути профилактики преступности несовершеннолетних.
  41. Воспитательно-коррекционная работа с лицами, отягощенными психическими заболеваниями.
  42. Психологическая характеристика следственной деятельности.
  43. Профессиональные качества следователя, юридический статус.
  44. Профессиональная деформация личности следователя.
  45. Психология допроса свидетеля. Психология очной ставки. (приемы изобличения допрашиваемого во лжи).
  46. Психология допроса потерпевшего. Психология очной ставки. (приемы изобличения допрашиваемого во лжи).
  47. Психология допроса подозреваемого и обвиняемого. Психология очной ставки (приемы изобличения допрашиваемого во лжи).
  48. Психология обыска.
  49. Психология предъявления для опознания.
  50. Психология следственного эксперимента.
  51. Психология очной ставки и осмотра места происшествия.
  52. Судебно-психологическая экспертиза. Общая характеристика.(повод назначения, виды, процедура проведения, подготовка заключения.)
  53. Судебно-психологическая экспертиза по гражданским делам.
  54. Судебно-психологическая экспертиза способности воспринимать важные для дела обстоятельства.
  55. Судебно-психологическая экспертиза физиологического аффекта и других психических состояний (стресс, фрустрация).
  56. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам об изнасиловании.
  57. Судебно-психологическая экспертиза индивидуально – психологических особенностей.
  58. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних.
  59. Судебно-психологическая экспертиза установления социально – психологической структуры преступной группы.
  60. Посмертная судебно-психологическая экспертиза.

61. Комплексная судебно – психолого – психиатрическая экспертиза.

  1. Комплексная судебно – психолого – вокалографическая (фонетическая) экспертиза.
  2. Комплексная судебно – психолого – лингвистическая экспертиза.
  3. Комплексная судебно – психолого – искусствоведческая экспертиза.
  4. Комплексная судебно – психолого – сексологическая экспертиза.
  5. Комплексная судебно – психолого – почерковедческая экспертиза.
  6. Комплексная судебно – психолого – автотехническая экспертиза.
  7. Комплексная судебно – психолого – педагогическая экспертиза.

69. Психологическая характеристика деятельности адвоката.

70. Важнейшие профессиональные качества адвоката.

  1. Стратегия и тактика защиты по уголовным делам.
  2. Значение защитительной речи адвоката в суде и психологические требования к ней.
  3. Психологические особенности судебной деятельности.
  4. Нравственно – психологические особенности государственного обвинителя.
  5. Психологические особенности судебного допроса.
  6. Психологические особенности личности судьи.
  7. Психология присяжных заседателей.
  8. Значение судебных прений и в чём состоит их психологическое воздействие на судей. Особенности вынесения приговора.
  9. Виктимология.
  10. Психологическая характеристика потерпевшего.
  11. Исследование личности потерпевшего.
  12. Развитие пенитенциарной системы в России и за рубежом.
  13. Наиболее типичные психические состояния для осуждённого.
  14. Адаптация осуждённого. (особенности нормальной адаптации осуждённого, в чём выражается дезадаптация осуждённого? Крайние формы дезадаптации.)
  15. Социально – психологическая структура коллектива осуждённых.
  16. Группы осуждённых и их характеристика.
  17. «Семья» в исправительном учреждении.
  18. Иерархическая система групп осуждённых отрицательной направленности.
  19. Основные средства исправления и перевоспитания осуждённых.
  20. Социальная реадаптация гражданина освобождённого из мест лишения свободы. Психологические предпосылки её эффективности.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..

Учебно – тематический план курса «юридическая психология»…………..

ТЕМА 1. Предмет, задачи, система, методы юридической психологии…………..

ТЕМА 2. Развитие юридической психологии в России и за рубежом……………

ТЕМА 3. Правовая психология…………………………………………………………

ТЕМА 4. Криминальная психология (психология преступного поведения, психология преступных групп, психология преступности несовершеннолетних, психология женской преступности, терроризм)……………………………………………………..

ТЕМА 5. Психология юридического труда (на примере следователя)……………..

ТЕМА 6. Психология следственной деятельности…………………………………….

ТЕМА 7. Судебная медико–психологическая экспертиза…………………………….

ТЕМА 8. Психология судебной деятельности………………………………………..

ТЕМА 9. Психология адвокатской деятельности……………………………………..

ТЕМА 10. Пенитенциарная психология………………………………………………..

ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………………………..

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………………………

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ…………………………….…………………………………...

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.