На основе социальных норм происходит подразделение поведения на нормальное (социально адаптированное), отклоняющееся (девиантное) и противонормное (в том числе и противоправное) поведение. Поведение - система поступков, направленных на социально значимые объекты. Социальное формирование человека осуществляется в оценочных ситуациях. Социальные нормы - требования общественного сознания, процесс их освоения личностью определяется индивидуальным сознанием. Отражение норм общественного сознания в индивидуальном сознании само по себе не предопределяет поведения личности. Социальный контроль осуществляется системой санкций. Санкция - это реакция группы на социально значимый поступок личности, стимулирующая желательное поведение, приемлемое для данной группы. Санкции могут быть формальными и неформальными. К формальным санкциям относятся правовые санкции, к неформальным - морально-этические. (2, 45).
Усвоение людьми законов, правовых знаний и требований, определяющих меру должного поведения, осознание своих прав и социально-приемлемых способов их реализации, а также понимание сложных правовых взаимоотношений между различными людьми, их группами и социальными институтами осуществляется и процессе правовой социализации. Этот процесс сопровождает развитие человека в обществе, которым создаются специальные условия для адекватного восприятия отдельным индивидом правовых ценностей, норм, санкций, ролевых предписаний и их перевода в личные поведенческие регуляторные механизмы.
Первоначальное знакомство человека с существующей в обществе правовой культурой происходит еще в раннем возрасте. Детские ролевые игры способствуют формированию понятий о функциях права и его представителях. Средства массовой информации, беседы со взрослыми, чтение книг становятся источниками знания о правовых ценностях и стандартах нормативного поведения. Возникшая в детстве индивидуальная правовая картина мира с возрастом значительно обогащается и уточняется в связи с усложнением форм деятельности (учеба, труд), расширением круга общения человека, реализацией им попыток самоактуализации и самореализации. Важнейшими институтами социализации при взрослении человека выступают семья, школа, референтные группы сверстников, трудовые коллективы.
При этом основными механизмами формирования правосознания, согласно точке зрения профессора В.М. Позднякова, выступают:
-идентификация - отождествление индивида с другим человеком, в результате которого происходит воспроизведение поведения, мыслей и чувств другого лица;
-внушение-особый вид эмоционально-волевого целенаправленного, но неаргументированного воздействия одного человека на другого или группу людей;
-заражение - бессознательная подверженность индивида определенным психологическим состояниям, связанным с некритическим принятием какой-либо информации или чувств;
-подражание - способ воздействия людей друг на друга, в результате которого осуществляется неосознанное воспроизведение личностных черт и поведенческих паттернов;
-убеждение - метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению для формирования определенных взглядов и мировоззрения в целом.
Итогом правовой социализации личности является возникновение индивидуального правосознания системы знаний, оценок и представлений о правопорядке общества, а также установок право-исполнительного поведения. Правосознание - ориентировочная основа правозначимых действий - определяет поведение человека в сфере наиболее существенных социальных отношений. Оно обусловлено уровнем личностно-гражданской зрелости, определяется характером и объемом полученного правового опыта, т.е. зависит от степени освоения доминирующей правовой культуры общества и субкультур конкретных социальных групп, в которые включен человек.
В развитой правовой культуре следует выделять три взаимосвязанных звена:
-правовая просвещенность (компетентность);
-позитивное психологическое отношение к праву (согласие с ним);
-включение в потребностно - мотивационную подсистему личности собственных ценностных ориентации, которые и выражаются в правомерном поведении.
Освоение правовых ценностей и норм в процессе социализации первоначально происходит преимущественно на бессознательном уровне. Так, для детей наиболее значимыми субъектами идентификации выступают их родители и учителя. Именно от них они узнают, как подобает себя вести в различных ситуациях, копируют с них образцы социального поведения. При этом глубина усвоения ребенком моделей поведения, степень принятия им социальных ценностей и норм (в том числе правовых) во многом зависит от эмоционального отношения к конкретным лицам. При положительном отношении
ребенком усваиваются не только внешние поведенческие проявления взрослых, но и ценностно-мировоззренческое отношение к правовой реальности. При негативном же отношении ребенка к родителям и учителям отвергаются не только они сами, но и та система нравственных и правовых ценностей, носителями которых они являются. При наличии благоприятных условий правовой социализации личности достигается высокий уровень индивидуального правосознания. При этом в достаточной, мере развитым оказываются все структурные компоненты правосознания: познавательный, эмоционально-оценочный и поведенческий.
Познавательный компонент правосознания характеризуется суммой правовых представлений, знаний, навыков и умений. Поведенческий компонент предполагает наличие установки (предрасположенности) на правомерное поведение, привычек к безоговорочному исполнению правовых норм и негативного отношения к их нарушителям.
В качестве важной предпосылки к противоправным деяниям в последние годы часто указывается влияние особой ментальности, сложившейся в российском обществе советского периода. Она часто приводила и приводит по сей день или к недооценке значения права, или к легкомысленному, безответственному отношению к требованиям закона, или же к активному неприятию норм права.
Низкая правовая культура должностных лиц, усугубляемая отсутствием реальной ответственности за отступления от норм права, чаще всего становится причиной неуважения к праву и пренебрежения им.
Негативное влияние на советских людей оказала и чрезмерная идеологизация частноправовой сущности гражданского права. В связи с этим у людей практически была подавлена личная инициатива, а также заблокирован ведущий механизм творческого развития - чувство собственного достоинства.
В условиях тоталитарного государства правовое поведение большинства советских людей строилось не на основе развитых внутренних правовых убеждений, а лишь- на конформно-исполнительском или на вынужденно законопослушном уровне. Взятый в постсоветский период курс на восстановление общечеловеческих ценностей, что, прежде всего, зафиксировано в статьях Конституции РФ, и одновременно активная разработка различных правовых кодексов вселяют определенный оптимизм. Изучение общественного сознания и психологии, а также социальные реалии все настойчивее констатируют утрату гражданами доверия к власти и социальным институтам, отчуждение значительного числа населения страны от политических, нравственных и правовых ценностей, приводящее к снятию нравственных и правовых барьеров. Все большее число граждан России теряют основные черты и характерологические особенности российского этноса, духовно-нравственные стереотипы поведения, складывавшиеся и существовавшие веками.
Для современной молодежи основными становятся материальные блага и все менее значимыми общечеловеческие нравственные ценности. Культура и психология, ценностные ориентации, демонстрируемые и активно пропагандируемые средствами массовой информации с их агрессивностью, вседозволенностью, открытым отрицанием складывавшихся веками моральных норм общественной жизни, отражают скорее нормы поведения завоевателя, а не человека цивилизованной, экономически развитой системы.
Широкое распространение получили примиренческое отношение к преступлениям и гражданская пассивность, которая в определенной мере обусловлена тем, что все большее число граждан тем или иным образом входит в сферу преступности — все теснее контактирует с лицами, совершающими преступления или входящими в преступные группировки (2, 46).
Правовые представления, интерпретация права принадлежат к сложным психосоциальным явлениям, включающим комплекс исторических, государственно - иституциональных, мировоззренческих, личностных детерминант и одновременно; имеющих множество характеристик или измерений, в качестве основных групп условий, которые могут обеспечить эффективность функционирования правовых норм, выступают:
-макросоциальные условия (реальные социально-экономические возможности общества, правовая система, социальные институты, правовая культура, общественное мнение, престиж права);
-микросоциальные условия (субкультуральные правовые оринтации в различных формальных и неформальных социальных группах, трудовых и иных коллективах);
-личностные условия (субъективная правовая активность в правотворчестве и правоисполнительном поведении).
Учет макросоциальных условий имеет целью гармонизировать объективные потребности общества, строящего правовое государство, и интересы его граждан. Это может быть достигнуто, если при разработке законов будут учитываться общественное мнение и уровень развитости правовой культуры населения в целом, предприниматься целенаправленные меры по научному обоснованию и повышению престижа права в обществе, осуществляться разноплановая профилактическая деятельность среди населения (2, 50).
Учет микросоциальных условий, обеспечивающих эффективность норм права, предполагает реализацию социально-психологического мониторинга тенденций в развитии правовых субкультур, свойственных тем или иным социальным слоям и группам, которые всегда различаются практикой исполнения права, своеобразием его понимания. Например, в среде бизнесменов, где оборот товаров и денег проходит быстро, соблюдение определенных правовых формальностей может замедлить скорость и наращивание объемов торгово-финансовых операций. Поэтому здесь в определенной мере признана практика отступления от оперативного заключения юридических актов при продлении или заключении контрактов деловыми партнерами, и сделки, даже связанные с большим риском, могут заключаться под устное «честное слово», на основе телефонных договоренностей и т.п.
Учет личностных условий субъекта, реализующего право, требует прежде всего изучения соотношений внешней и внутренней правовой мотивации у конкретных типов людей.
Мотивы правомерного поведения личности отличаются большим разнообразием:
-убежденность в общественной пользе поступка;
-долг перед обществом;
-профессиональное чувство ответственности;
-практическая полезность поступка для другого; -стереотипность поведения;
-конформизм (подчинение большинству); месть, ревность, эгоистические интересы и т.д.
Например, в одной камере следственного изолятора находилось двое заключенных. Первый обвинялся в хищении государственной собственности в особо крупных размерах. Под давлением собранных улик, признавая в значительной части свою вину, этот человек говорил, что, совершая преступление, он заботился главным образом о своей семье, в особенности о детях, которые благодаря этим «заботам» ни в чем не нуждались. Второй заключенный обвинялся, помимо других преступлений, в злостном уклонении от уплаты алиментов на содержание четверых детей в двух покинутых им семьях. Он также частично признавал свою вину и в качестве смягчающего обстоятельства отмечал, что всю жизнь работает на пользу общества, является честным тружеником, а в семейной жизни ему не повезло из - за дурных свойств характера его бывших спутниц жизни. Оба заключенных постоянно конфликтовали между собой: первый обвинял второго в «безнравственном» поведении, забвении собственных детей; второй обвинял первого в стяжательстве и «забвении» государственных интересов во имя мещанского благополучия. Оба считали себя правыми.
Существует необходимость создания условий для проявления личностью позитивной социально-правовой активности - для добровольного, инициативного, творческого совершения действий, способствующих укреплению законности и правопорядка. Чтобы такая активность имела место, у человека должен существовать истинный интерес и уважение к праву. Человек должен признавать высокий престиж деятельности правовых учреждений и осуществлять поиск наиболее эффективных путей использования своих правомочий и реализации своих гражданских обязанностей, долга в правовой сфере. Однако, хотя позитивная социально-правовая активность в полной мере соответствует духу правового государства и демократическому общественному строю, она еще не свойственна широким кругам российского населения.
Наиболее действенным способом построения правового общества в России, как отмечает В.М. Поздняков, является путь «снизу», т.е. через становление сознания личности, ее способность и умение оценивать и защищать свои права. При этом первоначальным моментом должно стать развитие у личности способности к регулированию взаимоотношений с другим человеком без того, чтобы пренебрегать чужими и жертвовать собственными интересами, а заключительным - формирование «правовой интуиции». «Правовая интуиция» может рассматриваться как функция интеллектуально развитой личности, как один из аспектов положительного социального стереотипа поведения человека.
Кроме того, правосознание играет регулирующую роль в процессе правореализации при разрешении конкретных юридических дел, принятии правоприменительных актов и всех видов конкретных юридических решений. Здесь действует профессиональное правосознание юриста. Так, в Федеральном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» говорится:
Конституционный суд РФ разрешает дела и дает заключения, руководствуясь Конституцией РФ и правосознанием...
Особенности правового разума и правовых чувств выражаются также в профессиональном усмотрении, являющемся источником предложений по совершенствованию правового регулирования, снятию или нейтрализации противоречий, которые возникают в процессе применения правовых норм. Интенсивность, степень выраженности, острота проявления правовых знаний, правовых установок и ценностных ориентации отличают профессиональное правосознание юристов от правового сознания остальных членов общества.
Правовое сознание как органическая составная часть правотворческой и правореализуюшей деятельности выполняет роль механизма и условия эффективности функционирования правовых норм.
Девиантное (отклоняющееся) повеление - поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, преступное или аморальное; результат асоциального развития личности, воздействия на нее неблагоприятных социальных ситуаций, наложения негативных социальных факторов на «слабые места» личности.
В отношении молодежи причины девиантного поведения объясняются существующим разрывом между их возможностями и степенью удовлетворения потребностей. Стремление к преодолению разрыва является тем внутренним мотивом, который побуждает молодых людей с недостаточно устойчивой социальной ориентацией к поступкам и действиям, противоречащим нормам. В социально-психологическом плане в выборе механизмов девиантного поведения решающая роль отводится отношению самой личности к совершаемым ею нарушениям, реагированию на мнение окружающих, всего общества. Среди алкоголиков каждый пятый лично мало озабочен тем, что о нем думают другие люди (2, 55).
В современной науке процесс детерминации негативных социальных явлений, в том числе девиантного поведения, рассматривается как сложная иерархическая система факторов, проявляющихся на нескольких уровнях: на уровне индивидуального поведения, поведения малых социальных групп, социальных общностей, на уровне общества в целом.
Одним из механизмов формирования девиации выступает пагубное пристрастие к чему-либо. Форма такого поведения характерна для людей с низкой переносимостью психологических затруднений и обусловлена стремлением как можно быстрее и проще достигнуть психофизиологического комфорта посредством бегства от реальностей жизни, которое достигается употреблением алкоголя и наркотиков. Повторные аддиктивные реакции приводят к возникновению аддиктивности как качества личности, перерастают в девиантное поведение и образ жизни, разрушают здоровье и психику человека. Он духовно опустошается, исчезают главные человеческие качества, подлинно человеческие эмоции (2).
Другим фактором является социальное неравенство, противоречие между относительно равномерно растущими потребностями людей и существенно неравными возможностями их удовлетворения. При этом главным выступает не сам уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей, а именно степень различий, «разрыва» в возможностях их удовлетворения для разных социальных групп и индивидов (2, 56).Если рассуждать с медицинской точки зрения, то алкоголизм - это хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков, которое проявляется в физической и психической зависимости от алкоголя, психической и социальной деградации, патологии внутренних органов, обмена веществ, центральной и периферической нервной системы.
С психологической точки зрения алкоголизм - это определенный образ жизни, система ценностей, своеобразное мировоззрение психологически и нравственно деформированной личности.
Преобладание в массовой психологии отношения к потреблению алкоголя как к обязательной норме придает ему социально одобряемый характер, а ее нарушение, как правило, влечет за собой моральные санкции.
Социально-психологическим фактором алкоголизации выступает также подражание, проявляющееся у подростков и молодежи в стремлении быстрее усвоить, перенять образцы поведения взрослых (2, 57).
Становление индивида на путь злоупотребления спиртными напитками зависит также от: неблагоприятных экономических, материально-бытовых, морально-нравственных, условий и отношений, а также продолжительности приема спиртного, доступности алкоголя. Вместо того, чтобы прервать пьянку в стране, наоборот, на нашем телевидении демонстрируют сюжеты поголовного пьянства. Показывают и рекламируют разные препараты от похмелья. Встает проблема, решение которой требует незамедлительного проведения противоалкогольной компании в плане единой социальной политики государства (4, 183).
Литература.
1.Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб., 2002.
2. Аминов И.И. Юридическая психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 415с