Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 8. Психология судебного процесса



План:

1.Общая психологическая характеристика судебного процесса.

2.Психологические основы полемики в судебном процессе.

3.Главная задача при произнесении речи участником про­цесса.

4. Доказательность и убедительность судебной речи.

5. Содержание и структура судебной речи.

6. Формирование убеждения и принятие решения судом.

7. Этапы процесса формирования убеждения судей.

 

Судебное разбирательство — самостоятельная стадия уголовного процесса, в ходе которой суд, проанализировав вер­сию предварительного следствия, все возможные взаимосвя­зи событий и обстоятельства дела, всесторонне и полно изу­чив доказательства, представленные по делу, выносит приго­вор, т.е. окончательное решение по делу. Именно суд призван решить дело по существу — это его основная и исключитель­ная функция.

Судебное исследование обстоятельств дела является само­стоятельным элементом осуществления правосудия, проводит­ся с полным соблюдением принципов гласности, устности, не­посредственности судебного разбирательства.

Судебная деятельность развивается в определенной, стро­го регламентируемой процессуальным законом последователь­ности, которая создает соответствующие стадии развития общей судебной деятельности, что призвано обеспечить наиболее це­лесообразные условия исследования доказательств, способство­вать установлению истины и осуществлению правосудия. Нали­чие стадий, четкое различие задач, условий деятельности на каждой стадии — все это создает наиболее оптимальные пси­хологические предпосылки для правильного и полного осуществ­ления правосудия. На каждой из стадий суд не только решает самостоятельные задачи; деятельность суда проходит в различ­ных внешних условиях, по-разному складываются психические отношения, различно осуществляются компоненты общей пси­хологической подготовки.

Психология рассмотрения уголовного дела в суде иссле­дует закономерности, связанные с психической деятельностью всех лиц, участвующих в рассмотрении дела, а также изучает воспитательное воздействие судебного процесса и приговора на подсудимого и других лиц, роль общественного мнения как фак­тора, влияющего на судебный процесс.

Судья должен обладать определенными психическими каче­ствами, такими как эмоциональная устойчивость и способность к конструктивной деятельности в экстремальных условиях уго­ловного процесса. Ведь не секрет, что именно в судебном за­седании проявляются агрессивность, злоба и ненависть заинте­ресованных сторон. Судья в такой ситуации должен проявлять выдержку, а также способность в необходимый момент восполь­зоваться своими властными полномочиями, которыми его наде­лило государство. Состояние готовности предполагает предель­ную концентрацию мыслительных процессов судей на всех об­стоятельствах данного уголовного дела.

Деятельность су­дьи детально и четко регламентирована законом. Судья наде­лен властными полномочиями, что предполагает повышенную ответственность за последствия своих действий. В своей дея­тельности судья обязан руководствоваться не только законода­тельными актами, действующими на территории РФ, но и обще­принятыми нормами нравственности и правилами поведения. Судья должен избегать всего, что могло бы умалить авто­ритет судебной власти.

Поведение, облик судьи должны быть такими, чтобы он сразу внушал к себе уважение, чтобы у всех присутствующих созда­валось убеждение в его праве, способности, умении решать судьбы людей.

Психологические основы полемики в судебном процессе.

Судебные прения состоят из речей:

1.обвинителей, гражданского истца и его представителей;

2.гражданского ответчика или его представителей;

3.защитника подсудимого.

Последовательность выступлений участников прений уста­навливается судом. При этом первым во всех случаях выступа­ет обвинитель, а последними — подсудимый и его защитник. Гражданский ответчик и его представитель выступают в прени­ях сторон после гражданского истца и его представителя.

Суд не вправе ограничивать продолжительность прений сто­рон. При этом председательствующий вправе останавливать уча­ствующих в прениях лиц, если они касаются обстоятельств, не имеющих отношения к рассматриваемому уголовному делу, а также доказательств, признанных недопустимыми.

После произнесения речей всеми участниками прений каждый из них может выступить еще один раз с репликой. Право после­дней реплики принадлежит подсудимому или его защитнику.

Судебные прения проходят посредством произнесения уча­стниками процесса судебной речи, которая теснейшим обра­зом связана с результатами судебного следствия и получен­ными в ходе него доказательствами. Речь оратора должна быть ясной, грамотной с точки зрения закона и доступной для всех участников судебного следствия. Искусство судебной речи зак­лючается в том, чтобы вызвать у судей солидарность со ска­занным путем предоставления соответствующих доводов, под­крепленных имеющимися в деле доказательствами. Основным приемом ораторского искусства является такое воздействие на окружающих, которое способствует самостоятельному развитию их мысли.

Главная задача при произнесении речи участником про­цесса — убедить суд и всех присутствующих в зале судебного заседания в правильности даваемого им толкования фактов. Чтобы убедить своих слушателей, повлиять на них логикой до­водов и суждений, нужно привлечь их внимание, заставить слу­шать и воспринимать сказанное.

Суд вправе вынести обвинительный приговор только при условии полной и несомненной доказанности виновности под­судимого в инкриминируемом ему деянии. Поэтому судебная речь должна быть строго обоснованной, убедительной, она дол­жна опираться на имеющиеся в деле доказательства. В своей речи участник прений подводит итог судебного следствия, ана­лизирует собранные по делу материалы, дает им правовую оцен­ку, приводит доказательства, либо опровергающие предъявлен­ное подсудимому обвинение или смягчающие его вину, либо подтверждающие вину подсудимого (в зависимости от того, ка­кой участник произносит речь), высказывает соображения отно­сительно наказания и других вопросов, подлежащих решению суда.

Доказательность и убедительность судебной речи нахо­дятся в прямой зависимости от результатов судебного след­ствия. Речь прокурора или защитника будет обоснованной толь­ко тогда, когда она опирается на тщательно проверенные мате­риалы дела, когда каждый довод подкреплен полученными на судебном следствии объективными данными. Поэтому одной из главных обязанностей лиц, участвующих в деле, является ак­тивное участие в исследовании всех доказательств по делу, в проведении допросов подсудимого, свидетелей, потерпевше­го, осмотре вещественных доказательств и документов, провер­ке и оценке выводов экспертов и совершении других судебных действий, направленных на выявление фактов, имеющих значе­ние для дела.

Содержание и структура судебной речи строго индивиду­альны и зависят от результатов судебного следствия, позиции, избранной его участниками, характера предъявленного обвине­ния. особенностей доказательственного материала и других обстоятельств уголовного дела. Общепринятых правил постро­ения речи не существует. Для нее недопустимы однообразие, заранее установленный трафарет, какие-либо клише. Выступле­ние с защитительной речью — дело творческое, ситуационное.

В основе построения судебной речи всегда должны лежать главная идея, главный тезис, от которых зависят содержание и структура речи, соотношение ее частей. Весь остальной мате­риал группируется вокруг этой идеи, которая должна быть вы­ражена предельно четко и полно.

Определив исходную позицию по рассматриваемому делу, участник прений должен наметить круг вопросов, которые он намерен осветить в своей речи, определить их соотношение и удельный вес, расположить в определенной логической пос­ледовательности. Отсутствие логической стройности в изло­жении материала, бессистемность и диспропорция частей не­избежно затрудняют восприятие речи, снижают ее воздей­ствие на суд.

Как правило, судебная речь состоит из следующих фраг­ментов:

1.вступительная часть;

2.анализ фактических обстоятельств дела;

3.анализ юридической стороны предъявленного обвинения;

4.характеристика личности подсудимого;

5.анализ причин преступления и условий, способствовавших его совершению;

6.заключительная часть.

Формирование убеждения и принятие решения судом име­ют свои психологические особенности как в случае коллегиаль­ного, так и в случае единоличного рассмотрения дела.

Формирование судейского убеждения — это результат воздействия на сознание судей определенной совокупностью доказательств, установленных и проверенных в ходе судебно­го разбирательства, соотнесение их с нормами уголовного пра­ва и сделанные на основании этого правовые выводы. На фор­мирование судейского убеждения влияют как социально-психо­логические, так и внесудебные факторы (поведение подсудимого в суде, оценка средств массовой информации, общественное мнение и т.п.).

Процесс формирования судейского убеждения развертыва­ется в системе «незнание — знание», от вероятностного зна­ния к знанию истинному и достоверному, которое возникает на основе исследования всей совокупности представленных след­ствием доказательств, т.е. в процессе судебного заседания происходит перерастание сомнения (как следствия вероятно­го знания) в убежденность судьи в достоверности полученных знаний.

Процесс формирования убеждения судей состоит из следующих этапов:

1. предварительное изучение материалов уголовного дела в целях решения вопроса о предании обвиняемого суду;

2. планирование судебного разбирательства и выдвижение судебных версий;

3. проверка материалов предварительного следствия в су­дебном разбирательстве;

4. судебные прения и сопоставление своих оценок с оцен­ками обвинения и защиты;

5. окончательное формирование убеждения судьи в сове­щательной комнате при выработке коллективного решения.

На первых двух этапах знание носит вероятностный харак­тер, что в психологическом плане означает наличие сомнений. Судья в ходе судебного следствия, изучая доказательства, на­правляет свою деятельность на устранение возникших сомне­ний, подтверждает вероятные предположения или приходит к выводу, что они были необоснованными. На двух последних этапах происходит окончательное формирование судейского убеждения. И хотя это деление схематично, важно подчеркнуть, что процесс формирования убеждения, с одной стороны, осно­ван на исследовании собранных доказательств, а с другой — яв­ляется выражением личностной позиции судьи, его этических взглядов, профессионального правосознания, а также требова­ния закона.

Свои психологические особенности имеет формирование судейского убеждения в случае коллегиального рассмотре­ния дела. В этом случае вынесение приговора осуществляется в строго определенном составе лиц, рассматривающих данное уголовное дело. Вынесение решения коллегиально способству­ет повышению чувства ответственности судей за ход и резуль­таты их деятельности в совещательной комнате, предельно ак­тивизирует их психические процессы, гарантирует отсутствие посторонних влияний. Совещание судей — это совокупность особых элементов формализованного и неформализованного общения. Формализованность призвана обеспечить полноту ре­шения необходимых вопросов в формировании убеждения, ак­тивность деятельности каждого судьи. Элементы неформализованности обеспечивают свободу высказывания мнений по лю­бому вопросу. У всех членов судебной коллегии должно быть четкое понимание целей своей деятельности и ответственнос­ти за нее, так как успех действий судебной коллегии напрямую зависит от деятельности каждого ее члена.

Процесс формирования убеждения судом заканчивается постановлением приговора. Постановление приговора являет­ся завершающей стадией судебного разбирательства. Для этой цели суд удаляется в совещательную комнату, где решает весь перечень вопросов, поставленных йа разрешение суда. В ходе судебного следствия суд должен проанализировать и учесть все обстоятельства совершения преступления конкретным подсуди­мым, с оценкой его личностных качеств, которые в конечном итоге определили социально значимые особенности его поведе­ния. Закон гласит, что каждый вопрос, поставленный на разре­шение суда, должен быть в такой форме, чтобы на него можно было дать либо утвердительный, либо отрицательный ответ.

Приговор должен быть составлен в понятных и доступных выражениях, а описание преступного деяния должно соответ­ствовать фактам, установленным судом. Обоснование самого судебного решения должно содержать доводы, анализ исследу­емых доказательств, по которым суд принял одни из них и от­верг другие. Решение о виде наказания должно быть сформу­лировано таким образом, чтобы при исполнении приговора не возникало никаких сомнений.

При индивидуализации наказания суд учитывает:

1. форму вины, цели и мотивы преступления;

2. психическое состояние подсудимого;

3. особенности его личности.

Для назначения судом наказания большое значение имеют повторность, неоднократность совершения преступления, а так­же отягчающие или смягчающие вину обстоятельства.

 

Литература.

1.Мельник В.В. Искусство защиты в суде присяжных. М., 2003.

2.Судебные речи: Сборник \ Авт. – сост. М.Ф. Чудаков. М., 2002.

3. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник для вузов, 2-е изд., перераб., доп. – М.: Юристь, 2005. -588с.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.