6. Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии
7. Преступность среди женщин
8. Виды преступных формирований
9. Терроризм.
10. Виктимология.
Криминальная психология изучает психические, закономерности, связанные с формированием преступной установки личности, образованием преступного умысла, подготовкой и совершением преступления. Она исследует личность преступника и пути воздействия на него.
Когда в литературе речь идет о психологии преступника или механизме преступления, анализируется весь комплекс взаимодействия внешних и внутренних факторов, обусловливающих возникновение и развитие преступного действия. Сюда входят следующие элементы: мотивы, борьба мотивов, потребности, цели, способы совершения преступления, ориентировочная основа его действии, отношение преступника к промежуточным и итоговым результатам преступления.
Психологическая структура личности преступника представлена следующими основными подструктурными элементами
а) подструктура направленности — совокупность наиболее устойчивых, социально значимых качеств личности (мировоззрение, ценностные ориентации, социальные установки, ведущие мотивы), связанные с правосознанием человека;
б) подструктура опыта — знания, навыки, привычки и другие качества, проявляющиеся в выборе ведущих форм деятельности;
в) подструктура психических форм отражения - познавательные процессы, эмоциональные реакции и психические состояния;
г) подструктура темперамента и типа человека с преобладанием той или иной сигнальной системы;
д) подструктура наследственно обусловленных и других биологических свойств, наряду с социальными факторами влияющих на формирование характера, поведения, действий и поступков человека.
Личность преступника — совокупность типологических качеств индивида, лежащих в основе совершенного им преступления.
Способы самооправдания:
1) утрирование виновности жертвы;
2) обесценивание общественных и правовых норм путем противопоставления их нормам референтных антисоциальных групп (банд, воровских шаек);
3) перенесение ответственности на других лиц, оправдание, связанное со сложившимися обстоятельствами.
В качестве психологических предпосылок преступного поведения выступать феномены отчуждения и тревожности. По данным эмпирических исследований, наиболее отчужденными являются бродяги, а среди них - алкоголики. Среди преступников наибольшая отчужденность наблюдается у лиц, отбывающих длительные сроки наказания в виде лишения свободы.
Большой криминогенностью обладает феномен личностной тревожности, обусловленный наличием у определенного типа людей значительного беспредметного страха. Как личностное свойство, тревожность может возникнуть из-за постоянного ощущения неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, преувеличения их могущества и угрожающего характера. В случае, когда человек, обладающий чрезмерным уровнем тревожности, начинает оценивать субъективную угрозу безопасности, то он может предпринять попытки насильственных действий, против людей или явлений, которые воспринимаются им как угрожающие, деструктивные. В этом случае |человек может совершить преступление, чтобы не разрушить представление о самом себе, своем месте в мире, чтобы не прекратилось его биологическое и социальное существование. Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности. Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий. Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия. Психологическая особенность неосторожного поведения (по сравнению с умышленным преступным поведением) заключается в отсутствии или недостаточности должного внимания, требуемой предусмотрительности или напряжения психических сил при наличии реальной возможности их осуществления. Организованная преступная группа — это неофициальная общность людей, осуществляющих совместную деятельность, направленную на достижение криминальных целей. Нижний предел численности преступной группы определен уголовным законодательством: «Совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления». Верхний предел законодательством не установлен.
Психология преступного сообщества в качестве специального раздела криминальной психологии исследует процесс их образования, структуру, распределение ролей, а также психологические механизмы управления. Став членами преступного сообщества, многие преступники действуют активнее, поскольку такая деятельность подкрепляется групповым авторитетом. «Успешно» функционирующее преступное сообщество формирует у большинства своих членов чувство безнаказанности, корпоративной защищенности. Создание преступного сообщества — это не только количественный, но и качественный сдвиг социальной опасности.
Организованная преступность — явление сложное и многогранное, поэтому в теории права она подразделяется на следующие преступные группы:
1) примитивно организованные — в их составе не более 10 человек, которые занимаются такими преступлениями, как рэкет и мошенничество. Структура группы определяется личностными качествами членов группы (ролевой характер) либо характером преступной деятельности. В этих группах часто нет ярко выраженного лидера, взаимоотношения носят партнерский и доверительный характер, решения о совершении преступлений принимаются и затем реализуются совместно;
2) среднеорганизованные — состоят из нескольких десятков человек, каждый участник такой группы имеет узкую специализацию (боевики, исполнители, финансисты). Для них характерны: иерархическая структура, ролевая дифференциация преступных микрогрупп. Видом их деятельности являются более тяжкие преступления: устойчивый рэкет, контрабанда и наркобизнес;
3)высокоорганизованные — состоят из нескольких тысяч человек, имеют сложную организацию.
Антисоциальное поведение несовершеннолетнего обусловлено как влиянием внешней социальной среды, так и индивидуальными особенностями личности подростка. Среди причин антисоциального поведения выделяют:
1) проблемы социального характера;
2) различные психотравмирующие ситуации, которые переживает подросток в семье и школе;
3) наследственную отягощенность, приводящую к патологическому отставанию в интеллектуальном и психофизиологическом развитии.
Личность трудного подростка отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе и на работе. С другой стороны, на нее излишне большое влияние оказывает особая сфера — улица, двор, какие-либо уличные группы, склонные к совершению правонарушений.
Все большее внимание общественности привлекает психологический портрет современной женщины-преступницы. Анализ современных социально-экономических процессов, условий жизни женщин позволяет считать, что причины их преступного поведения связаны с такими явлениями, как:
- вытеснение их из сферы общественного производства (70% безработных - женщины);
-невостребованность на рынке труда молодежи (в первую очередь лиц женского пола);
-ослабление роли семьи (35% женщин-преступниц разведены);
-резкое разрушение стереотипов образа жизни, смена жизненных ориентиров и ценностей (милосердие, женственность, человеколюбие, мягкость, добросердечность);
-повышенная криминогенность культуры, навязываемая средствами массовой информации;
-возросшая в обществе напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, враждебность и конфликты между людьми;
-рост антиобщественных явлений (алкоголизм, наркотизм, проституция, бродяжничество среди женщин).
Хотя удельный вес женской преступности гораздо ниже мужской, однако и он в последнее время неудержимо увеличивается.
В целом женщинам-преступницам по сравнению с преступниками-мужчинами в меньшей степени свойственны асоциальные установки, у них отмечается отсутствие устойчивых преступных убеждений; социально-психологическая адаптация хотя и нарушена, но глубоких дефектов не имеет.
В связи с тем, что каждому из выделенных в законодательстве видов преступных групп, организаций и сообществ присущи свои социально-психологические закономерности возникновения и функционирования, особенности внутренней структуры и распределения ролей, а также психологические механизмы управления и осуществления преступной деятельности, психологический анализ преступных формирований целесообразно проводить в аспекте роста их преступной сплоченности и организованности.
К наиболее простому типу преступных формирований обычно относят случайные преступные группы. Они состоят из двух и более лиц, которые объединились стихийно, без предварительного сговора, на основе спонтанно возникшей ситуации, под воздействием эмоций, настроения и чувства солидарности соисполнителей. Стихийные группы обычно совершают преступление внезапно: либо, поддавшись брошенному кем-то призыву типа «Наших бьют!», либо под воздействием общего эмоционально-волевого настроя. Из-за спонтанности объединения уровень психологической сплоченности в случайной преступной группе крайне низок, а явный лидер или организатор отсутствует. В случае разоблачения взаимная поддержка и защита проявляется слабо.
Данная форма группового соучастия имеет наибольшую распространенность в подростковой и молодежной среде, а также встречается и среди взрослых, склонных к хулиганским действиям.
Устойчивые преступные группы, состоящие из двух и более человек, которые объединились заранее, по предварительному сговору для совершения определенного преступного деяния.
Терроризм «захлестнул» сейчас нашу повседневную жизнь, стал как бы ее непременной составляющей. Все мы потенциальные жертвы терроризма. Такова страшная реальность нашего времени. Знать психологию терроризма – значит получить лишний шанс на свою собственную безопасность.
Терроризм – это применение устрашающего насилия как средства воздействия на государство, общество или личность в политических или криминальных целях.
Признаки терроризма:
- применение в качестве основных методов насилия и устрашения;
- стремление оправдать свои действия высокими нравственными мотивами, необходимостью достижения политических или идеологических целей;
- нанесение ущерба третьим лицам, т.е. людям, непосредственно не участвующим в конфликте;
- публичность и гласность, в той или иной мере пропагандистский характер террористических акций;
Насилие – это этически не обоснованное и не ограниченное применение силы с целью реализации эгоистического интереса.
С точки зрения мотива, одним из проявлений злой воли, может быть стремление к принудительной реализации личного или группового эгоистического интереса. Этот мотив может служить одним из субъективных признаков насилия. Другими его признаками являются непризнание за субъектом противодействия никаких человеческих прав, игнорирование его субъективности, автономности его духа. Поэтому насилие предполагает уничижение или уничтожение противника. Деяние это произвольное и необоснованное, т.е. не признающее никаких внутренних и внешних ограничений. Неограниченность применения силы особенно ярко проявляется в нанесении ущерба случайным людям в ходе терактов, захватов заложников.
Насильник видит в жертве лишь средство реализации своей цели, не признает в ней человека.
Существенным признаком терроризма является устрашение, которое можно определить одновременно и как психологическое насилие и как угрозу применения насилия. Страх – более эффективное оружие терроризма, чем физическое насилие. Физическое насилие невозможно применять беспрерывно, а насажденный страх деморализует противоположную сторону, парализует ее способность к сопротивлению, действуя непрерывно.
Насаждение страха является целью пропагандистского сопровождения террористических акций, привлечение к ним внимания средств массовой информации.
Классическая модель терроризма: выдвижение требований – угроза насилия – отказ – осуществление насильственной акции. Продолжением этого становится ужас – неадекватные действия – новые волны страха – новые террористические акции.
С точки зрения психологии террор – это состояние сильного страха (ужаса), возникающее как реакция на некоторые действия, имеющие целью вызвать именно это состояние у тех, в отношении кого они осуществляются или же тех, кто является их свидетелем. Значит, террор есть цель и результат используемых для их достижения действий и методов. Состояние ужаса можно вызвать, лишив человека спокойствия и безопасности практически в любой сфере – все зависит от того, насколько данная сфера значима для него. Чаще всего, естественно, это происходит в сфере физической, когда возникает непосредственная угроза самой жизни и физической безопасности.
Террор складывается из террористических актов – отдельных слагаемых, звеньев, компонентов, способов и результатов террора.
До настоящего времени нет четкого определения понятия «жертва». Во всех случаях, когда употребляется термин «жертва» или «жертвование чем-либо» — имеется в виду потеря. Жертва всегда связана с потерей чего-либо (это могут быть материальные, физические, духовные и другие ценности).
В юриспруденции понятия «жертва преступления», «пострадавший от преступления» используются как тождественные.
Жертвой преступления является физическое лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред, независимо оттого, вынесено или нет постановление о признании такого лица потерпевшим.
Проблема жертвы преступления должна изучаться комплексно с точки зрения виктимологии, психологии юриспруденции (правовой, юридической), криминологии, математического моделирования и др.
Виктимология— учение, наука (учение о жертве).
Жертва преступления всегда связана с насильственными действиями против нее. Поэтому понятие «насилие», «принуждение», «сила нервной системы», «нажим», «давление», «агрессия» и др. постоянно являются объектом виктимологического исследования (4).
Насилие — это управление мыслями, чувствами и поступками другого помимо его желания и воли. Это физическое, психологическое, экономическое принуждение жертвы выполнять волю преступника. Физическое насилие проявляется в побоях, избиении, лишении свободы передвижения, истязаниях. Основными способами насилия являются: изоляция, дискредитация, монополизация воспитания, демонстрация «всемогущества насильника», унижения и издевки, осмеяние в присутствии других людей, постоянные угрозы по поводу и без повода, легко переходящие в физическое насилие, использование психоактивных средств, непоследовательные и непредсказуемые требования, частые перепады настроения агрессора, в котором виновата «жертва», вынуждение делать нелепую и бесцельную работу.
Изоляция предполагает лишение информации; дискредитация — лишение права на собственное поведение, демонстрация «всемогущества насильника» — внушить чувство страха и т.д.
Психическое насилие (принуждение) — это запугивание физическим воздействием, распространение позорящих слухов, сведений о жертве, ругань, брань и др.
Психическое насилие (принуждение) «жертвы» приводит к душевному переутомлению, занижению самооценки и самоконтроля, сужению социальных контактов, появлению хронического чувства вины, депрессиям. Психическое насилие проявляется в агрессии, давлении (нажиме), способности жертвы выдерживать длительное
возбуждение.
Агрессия — это врожденное, наступательное поведение человека, направленное на причинение вреда жертве.
Давление (нажим) — это энергичное воздействие на жертву с целью побуждения, принуждения к выполнению (или воздержанию) каких-либо действий.
Экономическое принуждение (насилие) - это силовое лишение человека имущества и материальных средств путем мошенничества, кражи и т.п.
Психологические характеристики жертв преступлений подразделяются на пять групп.
Это:
1) лица обладающие в целом активной жизненной позицией. Жертвой становится вследствие недостаточного критического отношения к сложившейся жизненной ситуации;
2) лица, при общей выдержанности, обладающие невысоким духовно-культурным потенциалом и неустоявшейся психикой. Их ум достаточно примитивен, досуг бессодержателен, что и обеспечивает их нахождение в ситуациях, когда они могут оказаться в роли жертвы;
3) обладающие насильственной установкой на разрешение конфликта; агрессивностью, склочностью, не уживчивостью, деспотизмом и др. Причинение вреда подобным лицам чаще всего происходит как ответная реакция на их попытки совершения насильственных действий;
4) лица с корыстной направленностью (жадностью, скупостью и пр.), проводящей их к совершению преступления. Жертвами они становятся потому, что причинение им вреда играет роль своеобразного акта мести за корыстные действия по отношению к своему ближнему окружению;
5) лица для которых характерно сочетание насильственной и корыстной направленности личности.
Изучение уголовных дел о насильственных преступлениях показывает, что значительная часть потерпевших от этих преступлений своим поведением либо способствовали совершению преступлений, либо провоцировали их.
Компоненты переживаний жертвы чаще всего связаны со страхом, болью, нравственными и психическими страданиями, обусловленными преступными посягательствами.
Страх как эмоциональное отражение опасности обусловлен неизвестной ситуацией, неверием в свои силы, отсутствием информации о возможности благоприятного выхода из создавшейся обстановки. Страх может вылиться в аффективные формы — ужаса, нарушения логического мышления и т.д. При истязании, избиении, ранениях к состоянию страха (ужаса) присоединяется чувство боли. Боль влияет на психические явления (психические процессы, состояния, свойства).
Система основных элементов психологической структуры личности потерпевшего обязательно включает в себя изучение закономерных связей и взаимоотношений преступника и жертвы.
В зависимости от степени близости, интенсивности и продолжительности отношений с преступником потерпевшие классифицируются на три группы:
1) состоящие с преступником в родственных связях;
2) знакомые;
3) не знакомы с преступником, встретившиеся с ним непосредственно перед совершением преступления или незадолго до него, случайно либо в связи с исполнением служебных или общественных обязанностей (например, работники милиции).
Взаимоотношения преступника и жертвы могут подразделяться:
а) по времени возникновения связи (до совершения преступления, в момент преступного посягательства);
б) по характеру (наличия или отсутствия) взаимодействия (контактного или опосредованного) в процессе совершения преступления;
в) по обстоятельствам образования (определенные взаимоотношения до совершения преступления, остро конфликтная ситуация).
Особое значение в психологии взаимоотношений преступника и жертвы имеет характер связей между будущими преступником и жертвой: дружеские, приятельские, нейтральные, враждебные, случайные.
Криминальная психология изучает такие ситуации, когда преступник выбирает будущую жертву. В подобных случаях развитие связи преступник — жертва происходит до момента преступного посягательства в одностороннем порядке. Преступник подыскивает себе жертву среди лиц, которые в силу своего аморального поведения являются виктимными. Связь преступник — жертва может образоваться и при отсутствии специального поиска или выбора жертвы. Конкретный человек становиться жертвой чаще всего при случайных обстоятельствах.