Настоящее пособие предназначено для студентов различных специальностей. В нём доступно излагаются основные понятия и современные научные сведения по юридической психологии поведения всех категорий граждан. Это острая и злободневная проблема, монографий и учебных пособий по которой в настоящее время очень мало. Пособие не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний, но необходимо для успешной организации учебной и самостоятельной работы студентов. Изложенный материал легко усваивается и быстро запоминается. В пособии предложена оригинальная программа, которая будет полезна студентам и практикам в их профессиональной деятельности.
Рецензент: заместитель директора ФИЦПКПСС ГОУ ВПО «ШГПУ»,
кандидат психологических наук С. В. Кочина
Печатается по решению редакционно – издательского совета КГТА.
ВВЕДЕНИЕ.
Данное пособие выполнено с учетом рекомендаций Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по юридической психологии. Сравнительно небольшой объем учебно - методического пособия не позволяет подробно изложить все вопросы теории и истории юридической психологии, описать различные его формы, достаточно полно представить его концепции, а тем более дать основательный анализ всех существующих в мировой психологической науке точек зрения по рассматриваемым проблемам.
Учебно – методическое пособие по курсу «Юридическая психология» предназначено для студентов психологических специальностей, а также для всех кто интересуется данной проблематикой. Его необходимость и включение в учебный процесс обусловлены той общественно – политической ситуацией, которая сложилась в нашей стране в последние полтора – два десятилетия и характеризуется усилением преступности. Оно максимально облегчит и углубит усвоение студентами теоретических знаний, окажет помощь в правильном использовании психологических закономерностей, поможет получить навыки оценки познавательных процессов
Комплекс включает программу курса, его структуру, краткий конспект лекционного материала, списки основной и дополнительной литературы к каждой теме, вопросы к экзамену, глоссарий, приложения, проверочный тест.
Курс составлен с целью сформировать у студентов научно обоснованные, целостные представления о современном состоянии проблемы взаимодействия закона и личности, особенности деятельности правоохранительных органов, раскрыть причины и условия возникновения, а также формы проявления отклоняющегося поведения, познакомить будущих специалистов со способами диагностики и методами коррекции девиантного и делинквентного поведения, сформировать представления об основных концепциях и теориях разработанных в русле данной проблематики.
Необходимым условием успешной работы с заданиями, включенными в пособие, и, следовательно, эффективности самостоятельной работы является обязательная предварительная подготовка к нему, предполагающая самостоятельное изучение учебного материала, и соответствующей дополнительной литературы.
В ходе изучения дисциплины ставятся следующие задачи:
-усвоение студентами основных понятий, классификаций, теорий, фактов, закономерностей и методов юридической психологии;
-знакомство с методами исследования основных психических явлений, в области криминологии.
-ознакомление с основными понятиями, применяемыми в правовой среде и одновременным «переводом» их на термины психологических конструкций, разработанных в последнее время.
- выделение основных психологических факторов, влияющих на отправление юридических процедур или вызывающих профессиональную «юридическую логику», отличающуюся от логики, установленной в психологических концепциях. В перечень задач входит также и интерпретация встречающихся в юридической сфере феноменов и объективных реалий. Установление того, что их детерминирует. Предполагается, что это, в дальнейшем, позволит по внешним признакам судить о конкретных причинах, лежащих в основе возникающих и проявляющихся закономерностях.
- обучение навыкам выделения предельно дробных признаков. Именно они, в дальнейшем, могут стать основными элементами, из которых могут конструироваться контуры проверяемых явлений.
- получение информации о тех психологических факторах, которые определяют специфику отдельных юридических явлений.
В результате изучения дисциплины студент должен:
а) знать:
основные представления о юридической психологии, усвоить её язык и содержание понятийного аппарата;
структуру психических явлений криминальной психологии, виктимологии и т.д.;
основные характеристики, качества и свойства психических процессов, состояний и свойств;
основные психологические концепции отечественных и зарубежных психологов, рассматривающих общие вопросы изучения и развития психологической составляющей юридических отраслей знания.
б) уметь:
применять полученные теоретические и практические знания и навыки в различных сферах человеческой деятельности.
проводить психологическое обследование с целью изучения психических процессов, психических состояний и личностных свойств.
составлять психологическое заключение по результатам психодиагностической работы.
в) иметь представление:
об основных исследованиях зарубежных и отечественных психологов, изучающих различные явления в области юридической психологии.
Приобрести навыки самостоятельного анализа явлений права, включающих в себя психологическую составляющую, либо психологических феноменов, имеющих правовое значение.
Для успешного изучения данной дисциплины студенты должны знать: биологию, обществознание в объеме средней школы. Владеть основами знаний из цикла дисциплин изучаемых на 1 и 2 курсах: «Антропология», «Введение в профессию», «Анатомия ЦНС», «Физиология ЦНС», «Общая психология», «Психодиагностика», «Специальная психология», «Социология», «Философия», «Правоведение», «Политология» и другие.
Учебно – тематический план по курсу
«Юридическая психология»
№
п\п
Тематическое содержание занятий
Формы учебной деятельности и количество часов
Лекции
Семинарские занятия
1.
Предмет, задачи, система, методы юридической психологии.
2.
Развитие юридической психологии в России и за рубежом.