Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 1. Предмет, задачи, система и методы юридической психологии



План:

1. Предмет юридической психологии.

2. Основные задачи юридической психологии.

3. Система юридической психологии.

4.Междисциплинарные связи юридической психологии.

5.Методы юридической психологии.

Предметом юридической психологии являются индивидуально-психологические особенности субъек­тов правоотношений, общие психические закономер­ности системы «человек—право».

Юридическая психология изучает проявление и использова­ние психических закономерностей, психологических знаний в сфе­ре правового регулирования и юридической деятельности.

Судья и следователь, прокурор и защитник, администратор и воспитатель исправительной колонии должны быть вооруже­ны психологическими знаниями, позволяющими правильно ори­ентироваться в сложных и запутанных отношениях и конфлик­тах, в которых им приходится разбираться. Знание психологи­ческой науки необходимо каждому, кто имеет дело с людьми, кто призван воздействовать на них, проводить воспитательную работу.

Юридическая психология — «погранич­ная область науки», поэтому под ее предметом в «юридической» части понимается предмет юридической науки, а в «психологи­ческой» части — психологической науки. Другими словами, пред­мет юридической психологии — это не сумма предметов психо­логии и юриспруденции, а психология государственно-правовых явлений как целостность, в которой нельзя отделить психоло­гическое от юридического, а возможно лишь выделение психо­логической и юридической подсистем, находящихся в неразрыв­ной связи.

Предметом юридической психологии являются закономер­ности возникновения, развития и проявления психологических явлений, закономерности формирования психических свойств человека, психические закономерности деятельности и лично­сти человека в области правовых отношений.

Задачи юридической психологии:

- осуществлять подбор сотрудников, их подготовку, формирование не­обходимых личных качеств сотрудников правоохрани­тельной системы, способствовать преодолению дефор­мации и устранению негативных явлений в их профес­сиональной деятельности;

- исследовать психологию противоправного и нормативного поведения, мотивов совершения преступлений, личность насильственного, корыстного, неосторожного преступника и в целях предупреждения или сокращения преступности в стра­не;

- расширять возможности применения судебно-психологической экспертизы, разрабатывать новые на­правления, совершенствовать методический аппарат ее проведения;

- разрабатывать научно обоснованные ре­комендации для сотрудников правоохранительной си­стемы, направленные на применение ими целесообраз­ных и эффективных приемов и методов в работе в соот­ветствии с законодательством.

Система юридической психологии представляет собой определенным образом структурированную совокупность (комп­лекс) ее знаний, их направлений, разделов, частей.

Юридическая психология состоит из пяти разделов, каждый из которых имеет соответствующую подструктуру:

1)правовая психология:

а)право как фактор социальной регуляции поведения;

б)правовая социализация личности;

в)психология право понимания и правосознания;

2)криминальная психология:

а)понятие личности преступника, типы преступников;

б)психология совершения преступного деяния;

в)психология групповой и организованной преступности;

г)психология вины и ответственности;

3)психология уголовного судопроизводства:

а)психология предварительного следствия:

-психология следственной деятельности;

-психология личности следователя и других участников
уголовного процесса;

-психология коммуникативной деятельности следователя;

-психология следственных действий;

-судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе;

б)психология судебной деятельности:

-психология допроса в судебном следствии;

-психология судебных прений;

-психология деятельности прокурора;

-речь прокурора;

-психология деятельности адвоката (защитника);

-речь адвоката;

-психология подсудимого;

-психология принятия судебных решений;

4)пенитенциарная психология:

а)психология осужденного на лишение свободы;

б)психология жизнедеятельности в условиях исправительно-трудовых учреждений;

в)социальная реадаптация «вчерашнего осужденного»;

5) психология гражданского правового регулирования:

а) судебная речь в гражданском суде;

б)психология деятельности адвоката в гражданском судопро­изводстве;

в)психология деятельности прокурора в гражданском процессе;

г)судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопро­изводстве;

д)психология принятия судебных решений;

е)социально-психологические аспекты деятельности арбитра­жа, нотариата и коллегий адвокатов (юридических консультаций).

Как учебная дисциплина юридическая психология имеет вводный раздел «Методологические основы юридической пси­хологии», в котором рассматриваются предмет, методы, зада­чи и теоретические принципы юридической психологии, ее мес­то в системе смежных наук, роль и значение в повышении эф­фективности правового регулирования, историческое развитие юридической психологии.

Самая тесная связь юридической психологии установи­лась с криминалистикой, особенно с ее разделами, посвя­щенными следственной практике и методике расследова­ния преступлений. Однако в этом интеграционном процес­се необходим более высокий качественный уровень, который привел бы к созданию системы психологического обеспечения внедрения и реализации рекомендаций кри­миналистики (и не только следственной тактики, но и всех ее трех частей) в деятельность правоохранительных орга­нов. Для этого необходима более широкая и квалифици­рованная методическая (по сравнению с настоящим поло­жением) помощь специалистов психологов в процессе расследования (рассмотрения) уголовных дел.

Весьма тесная связь существует между юридической психологией и криминологией. Важнейшие разделы кри­минологической науки просто не могли бы развиваться без опоры на ее разделы, касающиеся психологии лично­сти. Особое внимание криминологов привлекают именно особенности личности преступника, которые связаны с его преступным деянием, объясняют причины его совер­шения (направленность, ценностные ориентации, основные потребности, интересы, отношение к нормам морали, уро­вень правосознания, психические и психофизиологиче­ские особенности).

Традиционные связи поддерживаются между юриди­ческой психологией и судебной психиатрией, особенно в пограничных областях человеческой психики, находя­щейся между психической нормой и психической пато­логией, о чем свидетельствует развитие такого междис­циплинарного вида совместных исследований, которое определилось в качестве комплексной психолого-психи­атрической экспертизы.

Тесные связи юридическая психология поддержива­ет также и с социальной психологией. Такие ее разделы, как социально-психологические проблемы личности, яв­ляются базовыми в изучении психологических аспектов деятельности следователя, состава суда.

Метод юридической психологии — это способ и порядок исследования предмета юридической психологии.

По целям исследования методы юридической психологии делятся на три группы:

1.метод научного исследования.

Цель — изучение психических закономерностей человеческих отношений, регулируемых нормами права;

2.метод психологического воздействия на личность.

Цель — предупреждение преступной деятельности, раскрытие преступления и выявление его причин;

3.метод судебно-психологической экспертизы.

Цель - наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов.

Применительно к способам исследования судебная психо­логия располагает следующими методами:

1)Метод наблюдения. В процессе исследования не нарушается обычный ход деятельности человека, а просто отслеживаются отдельные характеристики или свойства исследуе­мого;

2)Анкетный метод. Характеризуется однородностью вопросов, которые задаются относительно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах;

3) Метод интервью (беседы) — доверительное общение с обследуемым лицом. При этом используются косвенные вопро­сы, и исключаются наводящие вопросы;

4) Метод эксперимента. Экспериментатор изучает зависи­мость особенностей психических процессов от особенностей, действующих на испытуемого внешних стимулов. Эксперимент строится таким образом, чтобы внешняя стимуляция изменялась по строго определенной программе.

5) Метод структурного анализа. Направлен на выявление структурно-функциональных зависимостей в исследуемом яв­лении;

6) Биографический метод. Изучаются автобиография об­следуемого лица, принадлежащие ему документы, корреспон­денция, сообщения учебно-воспитательных и лечебных учреж­дений, знакомых, родственников и т.п.;

7) Метод изучения отдельного случая (монографический метод) — углубленное исследование социально-психологичес­кого явления на одном конкретном, но представительном объек­те (представителе класса объектов), выделение в нем типоло­гических особенностей.

Литература.

  1. Аминов И.И. Юридическая психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 415с.
  2. Еналеева И.Д. Юридическая психология: Учеб. пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005. -79с.
  3. Мариновская И.Д., Тихомиров С.Н. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: Дело, 2005. – 384с.
  4. Юридическая психология: Конспект лекций \ сост. И.А. Горьковая. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – 127с.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.