Приведите указанную в скобках форму существительного.
Оладьи ( им.п. ед.ч. и род.п., мн.ч.), выговор (им.п., мн.ч.), макароны (род.п. мн.ч.), бриджи и джинсы (им.п. ед.ч. и род.п. мн.ч.), полис (им.п. мн.ч.), туфли (им.п. ед.ч. и род.п. мн.ч.).
Найдите ошибки и исправьте их.
1. Наша староста принесла ведомости. 2. У них была довольно экстравагантная тамада. 3. В холодильнике нашлось крепкое виски. 4. По широкой авеню мчались машины. 5. Самые дешевейшие обои в нашем магазине. 6. Золушка потеряла на балу один туфель. 7. Он человек занятый, у него нет времени заниматься этими вопросами. 8. Поедь на рынок и купи 5 килограмм банан, 6 килограмм помидоров, одну консерву лосося и банку компота из мандарин. 9. Вот когда я выздоровею, тогда начну ходить на тренировки. 10. Не ложите так много соли! 11. Композитор попросил пианиста исполнить своё музыкальное произведение. 12. За это время результаты ее успеваемости стали еще более худшими.
Рекомендуемая литература
1. Борисов В.К., Панина Е.М., Панов М.И. др. Этика деловых отношений: Учебник. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА. М., 2006.
2. Ботавина Р.М. Этика деловых отношений. М.: «Финансы и статистика», 2005.
3. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.
4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Рост он/Д: изд-во «Феникс», 2000.
5. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2006.
6. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / Под ред. В.И. Максимова, А В. Голубевой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство ЮРАЙТ; ИД ЮРАЙТ, 2012.
7. Русский язык и культура речи: учебник / А.И. Дунев и др.; под общей ред. В.Д. Черняк. М.: Издательство Юрайт; ИД ЮРАЙТ, 2011.
Словари
1. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 2-е изд. М.; СПб.: Большая Российская энциклопедия – Норинт, 1997.
2. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы / Т.Ф. Иванова. 7-е изд., стереотип. М.: Изд-во «Дрофа». Рус. яз. Медиа, 2011.
3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд. дополненное. М.: ООО «А ТЕМП», 2010.
4. Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И. Аванесова – Изд. 9. М.: Русский язык, 2001.
5. Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: словарь-справочник. М.: Издательство АСТ, 1997.
6. Учебный словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. Денисова П.Н., Морковкина В.В. М.: Русский язык, 1978.
Приложения
Приложение 1
Задания и тесты для самоконтроля усвоенности
Изученного материала
1. Задания для самопроверки усвоенности материала из
учебника Л.А. Введенской, Л.Г. Павловой, Е.Ю. Кашаевой. Русский язык и культура речи.
I. Из истории русского литературного языка
1. Расскажите о происхождении русского языка.
2. Каковы особенности русского языка XVIII в.?
3. Кому принадлежит особая роль в судьбе русского языка XVIII в.?
4.Каковы особенности русского языка XIX в.?
5. Кому принадлежит особая роль в судьбе русского языка XIX в.?
6. В чем суть разногласий «шишковистов» и «карамзинистов»?
7. Раскройте особенности языка XX и XXIвв.
II. Структурные и коммуникативные свойства языка
1. Расскажите о языке как знаковой системе: об особенностях системы; о функциях языка.
2. Расскажите о разновидностях русского общенародного языка. Каковы особенности кодифицированного литературного языка и разговорной речи? Раскройте понятие «языковая норма»: ее признаки и особенности (по материалам лекции).
3. Расскажите о лексических и грамматических особенностях научного, официально-делового и публицистического стилей, их жанрах ( по материалам данного пособия).
III. Речевое общение.
1. Что представляет собой речевая деятельность?
2. Расскажите о единицах речевого общения
3. Раскройте особенности текста; расскажите о его типах и законах организации (по материалам данного пособия).
4. Раскройте принципы речевой коммуникации, выделяемые разными учеными (по Г.П. Грайсу, Дж.Н. Личу).
5. Расскажите об условиях, способствующих осуществлению коммуникативной цели.
6. Расскажите об основных видах аргументов.
7. Какие невербальные средства общения выделяют исследователи?