Автоматические установки (системы) пожаротушения (АУП) предназначены для лока-лизации, тушения и ликвидации пожаров. Одновременно они выполняют функции авто-матической пожарной сигнализации. АУП подразделяют:
по конструктивному исполнению – на спринклерные, дренчерные, агрегатные, модуль-ные;
по виду огнетушащего вещества – на водяные, пенные, газовые, порошковые;
в зависимости от способа тушения пожара и назначения – на объемного тушения (газо-вые и порошковые, обеспечивающие создание в защищаемом помещении среды, не под-держивающей горение) и поверхностного тушения(водяные, пенные и порошковые, пред-назначенные непосредственного воздействия на горящие поверхности).
АУП должны обеспечивать:
срабатывание в течение времени менее начальной стадии развития пожара (критичес-кого времени свободного развития пожара);
локализацию пожара в течение времени, необходимого для введения в действие опера-тивных сил и средств;
тушение пожара с целью его ликвидации;
интенсивность подачи и (или) концентрацию огнетушащего вещества;
требуемую надежность функционирования (локализацию или тушение) [14].
Спринклерные установки включаются автоматически при повышении температуры среды внутри помещения до заданного предела. Датчиком является спринклер, снабжен-ный легкоплавким замком, который расплавляется при повышении температуры и откры-вает отверстие в трубопроводе с водой над очагом пожара. Спринклерная АУП состоит из системы магистральных, питательных и распределительных трубопроводов. Оросители установлены на распределительных трубопроводах. На магистральном трубопроводе уста-навливается контрольно-сигнальное устройство. В зависимости от температуры в защи-щаемом помещении сплинкерные АУП могут быть: водяными, воздушными, воздушново-дяными. В отличие от водяной, состоящей из постоянно заполненных водой всех трубо-проводов, воздушная АУП заполняется водой только до контрольно-сигнального устрой-ства. Распределительные трубопроводы, расположенные выше этого устройства, заполня-ются воздухом, нагнетаемым компрессором. При возникновении пожара воздух выходит наружу через открывающиеся оросители, после чего вода заполняет систему и поступает через оросители на очаг пожара. Воздушно-водяная АУП является комбинацией водяной и воздушной систем. В холодное время ее заполняют воздухом.
Дренчерные АУП близки по устройству к спринклерным и отличаются от последних тем, что оросители на распределительных трубопроводах (дренчеры) не имеют легкоплав-кого замка и отверстия постоянно открыты. В отличие от спринклерной установки дрен-черная может быть приведена в действие вручную и она орошает всю площадь помеще-ния. Эти установки предназначены для защиты помещений, в которых возможно очень быстрое распространение пожара (например, с наличием больших количеств ЛВЖ). Обычно в спринклерных и дренчерных АУП используют воду, но могут применяться и воздушно-механические пены. В этом случае их оборудуют автоматическими дозаторами, с помощью которых в поток воды добавляется раствор пенообразователя, а также специи-альными оросителями-генераторами. Такие АУП называют пенными.
В АУП газового (объемного) тушения в качестве огнетушащего средства используется диоксид углерода (CO2), хладон 114В2 углекислотно-хладоновый состав. Установки пред-ставляют собой батарею баллонов, в которых находятся указанные вещества в сжиженном состоянии под давлением до 12,5 МПа, соединенные с помощью специального клапана с системой распределительных трубопроводов, размещаемых в защищаемом помещении. Трубопроводы имеют отверстия-оросители. Включение клапана может осуществляться автоматически по сигналу от пожарного извещателя или сигнализатора горючих газов и паров (индикатора взрывоопасности), а также вручную при нажатии кнопки специального пускателя. К достоинствам газовых (объемных) АУП относятся: высокая эффективность, быстрота тушения (в пределах 120 с), легкость автоматизации процесса. Главное преиму-щество не только надежное пожаротушение, но и возможность флегматизации. С помо-щью таких АУП защищают многие, в том числе уникальные объекты: музеи, архивы, ма-шинные залы, подземные сооружения и т. д.
Пожарная сигнализация
Пожарная сигнализация предназначена для подачи звукового и светового сигнала при обнаружении пожара в течение времени менее начальной стадии его развития (критичес-кого времени свободного развития пожара), передачи извещения о месте и времени его возникновения и при необходимости включения АУП и дымоудаления. Система пожар-ной сигнализации состоит из пожарных извещателей, включенных в сигнальную линию (шлейф), преобразующих проявление пожара (тепло, свет, дым) в электрический сигнал, приемно-контрольной станции, передающей сигнал и включающей световую и звуковую сигнализацию, а так-же АУП и дымоудаления.
Важнейший элемент системы сигнализации – датчики пожара (извещатели), в зависи-мости от проявлений процесса горения могут быть: тепловыми, световыми и дымовыми. Наиболее распространенные тепловые извещатели (просты и дешевы) по принципу дей-ствия делятся на: максимальные, дифференциальные и максимально-дифференциальные. Первые срабатывают при достижении определенной температуры, вторые – при опреде-ленной скорости нарастания температуры, а третьи – от любого превалирующего измене-ния температуры. По конструктивному исполнению тепловые извещатели бывают пассив-ные, в которых под воздействие температуры чувствительный элемент меняет свои свой-ства: в извещателях максимального действия происходит размыкание контактов, соеди-ненных легкоплавким припоем; в дифференциальных извещателях на применении термо-парной термобатареи; в максимально-дифференциальных на биметаллическом эффекте, приводящим к деформации пластин, размыкающих контакты или на принципе изменения магнитной индукции под действием тепла.
Дымовые извещатели бывают двух типов: точечные, сигнализирующие о появлении дыма в месте их установки, и линейно-объемные, работающие на принципе затенения светового луча между приемником и излучателем. В извещателях могут быть заложены следующие принципы получения сигнала: в точечных – на фотоэлектрическом эффекте (ИП212-2); в объемных – изменение светового потока частицами дыма в дымовой камере (ИДФ-М) или затенении инфракрасного луча продуктами горения (ДОП, ИОП, КВАРТ), комбинированный реагирующий на дым и тепло в результате изменения проводимости диодов с повышением температуры (ДИП-1), радиационный, основанный на различной ионизации воздуха при на-личии дыма и продуктов сгорания источником α-излучения – плутония 239 (РИД-1, РИД-6).
Световые извещатели работают на принципе регистрации инфракрасного излучения пламени. Наиболее важной характеристикой извещателей является их инерционность. Наименьшей инерционностью обладает световой извещатель, наибольшей – тепловые.
Пожарные поезда
Предназначаются для тушения пожаров на объектах и подвижном составе железнодо-рожного транспорта, а также для оказания помощи при авариях, крушениях и стихийных бедствиях. Как правило, дислоцируются на крупных станциях, где имеется рабочий локо-мотивный парк, т. к. пожарные поезда не имеют своего локомотива, который, в случае по-лучения сигнала на выезд, берется из маневрового парка, при его отсутствии – с грузового поезда и при его отсутствии – с пассажирского. Отправление не позднее чем через 10 мин после получения дежурным по станции от начальника поезда сигнала о готовности. Уча-стки выезда определяются из расчета времени (не более 1,5 час), необходимого для при-бытия пожарного поезда в конечный пункт, ограничивающий участок.
Состав пожарного поезда определяется типовым табелем (табл. 9).
Таблица 9
Наименование вагона и его состав
Количество единиц в составе
1 категория
2 категория
1. Вагон для размещения личного состава, насосных установок, электростанции, пожарного инвентаря и запаса средств пожаротушения
2. Емкости для хранения воды (цистерны)
3. Вагон-гараж для размещения пожарного автомобиля и хранения запаса пенообразователя
-
Список литературы
1. О пожарной безопасности.Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ.
4. ГОСТ 12.1.044-89 (ISO 4589-84) ССБТ Пожаровзрывоопасность веществ и материа-лов. Номенклатура показателей и методы определения.
5. НПБ 105-95 Определение категории помещений и зданий по взрывопожарной и по-жарной опасности.
6. СНиП 21-01-97 Пожарная безопасность зданий и сооружений.
7. ППБ 01-03 Правила пожарной безопасности в РФ.
8. Правила устройства электроустановок. - Изд. 6-е с изм. и доп. с 01.01.92 г. по 01.12.99 г., принятыми Главэнергонадзором РФ - М.: Энергоатомиздат, 1999. – 926с.
9. НПБ 107-97 Определение категорий наружных установок по пожарной опасности.
10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федераль-ный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.
11. ППБО 109-92 Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.
12. Общие технические требования к противопожарной защите тягового подвижного состава. Утв. МПС от 29.12.95 г. №ЦТ-6 приложение к ГОСТ 12.2.056-81 ССБТ Электро-возы и тепловозы колей 1520 мм. Требования безопасности.
13. СНиП II-89-80 Генеральные планы промышленных предприятий.
14. ГОСТ 12.3.046-91 ССБТ Установки пожаротушения автоматические. Общие техни-ческие требования.