производство необходимых отключений и принятие мер, препятствующих подаче на-пряжения на место работы вследствие ошибочного или самопроизвольного включения коммутационных аппаратов;
вывешивание запрещающих плакатов на приводах ручного и на ключах дистанционно-го управления коммутационных аппаратов;
проверка отсутствия напряжения на токоведущих частях, которые должны быть зазем-лены для защиты людей от поражения электрическим током;
установка заземления (включены заземляющие ножи, а там, где они отсутствуют, уста-новлены переносные заземления);
вывешивание указательных плакатов «Заземлено», ограждение при необходимости ра-бочих мест и оставшихся под напряжением токоведущих частей, вывешивание предуп-реждающих и предписывающих плакатов [4].
Отключения.При подготовке рабочего места должны быть отключены: токоведущие части, на которых будут производиться работы; не огражденные токоведущие части, к ко-торым возможно случайное приближение людей, механизмов и грузоподъемных машин на расстояние менее регламентированного; цепи управления и питания приводов, закрыт воздух в системах управления коммутационными аппаратами, снят завод с пружин и гру-зов у приводов выключателей и разъединителей. Отключение производят таким образом, чтобы электрооборудование или часть электроустановки со всех сторон были отделены от токоведущих частей, на которые может быть подано напряжение. Причем в электроуста-новках напряжением U≥1000 В с каждой стороны устанавливается видимый разрыв. Ви-димый разрыв может быть создан отключением разъединителей, снятием предохраните-лей, отключением отделителей и выключателей нагрузки, отсоединением или снятием шин и проводов приводы разъединителей, выключателей и других коммутирующих уст-ройств, которыми может быть подано напряжение к месту работы, для предотвращения их ошибочного или самопроизвольного включения запирают в отключенном положении. Си-ловые трансформаторы и трансформаторы напряжения, связанные с выделенным для ра-бот участком электроустановки, должны быть отключены и схемы их разобраны также со стороны других своих обмоток для исключения возможности обратной трансформации.
Вывешивание запрещающих плакатов.Плакаты вывешиваются с целью предупреж-дения ошибочных действий персонала и случайной подачи напряжения на работающих. Плакаты вывешиваются на приводах (рукоятках приводов) коммутационных аппаратов (выключателях, отделителях, разъединителях, рубильниках, автоматах, у места снятых предохранителей), на задвижках, закрывающих доступ воздуха в пневматические разъеди-нители, на ключах и кнопках дистанционного и местного управления. На приводах разъ-единителей, которыми отключена для работ воздушная или кабельная линия электропере-дачи, независимо от числа работающих бригад, плакат «Не включать! Работа на линии» вывешивается и снимается по указанию оперативного персонала, ведущего учет числа ра-ботающих на линии бригад.
Проверка отсутствия напряжения.Такая проверка осуществляется перед началом работ со снятием напряжения. Отсутствие напряжения между всеми фазами и каждой фа-зы по отношению к земле и нулевому проводу на отключенной электроустановке опреде-ляет работник из числа оперативного персонала. В установках U≥110 В отсутствие напря-жения проверяют при помощи указателя напряжения. Перед использованием указателя проверяют его исправность. Для этого указатель подносят к токоведущим частям заведо-мо находящимся под напряжением. В электроустановках напряжением U≥35 кВ для про-верки отсутствия напряжения можно пользоваться изолирующей штангой, прикасаясь ею несколько раз к токоведущим частям. Признаком отсутствия напряжения является отсут-ствие искрения и потрескивания. Все действия необходимо производить в диэлектричес-ких резиновых перчатках.
Установка заземления.Заземления применяют для защиты работающих от пораже-ния электрическим током в случае ошибочной подачи напряжения. Устанавливать зазем-ления на токоведущие части необходимо непосредственно после проверки отсутствия на-пряжения. Его накладывают на токоведущие части всех фаз отключенной для производ-ства работ части электроустановки со всех сторон, откуда может быть подано напряжение. Как правило, с каждой стороны накладывается по одному заземлителю.
На двухпутных участках и станциях электрифицированных железных дорог перемен-ного тока при отключении питания лишь с одного пути принято завешивать по две зазем-ляющие штанги с каждой стороны возможного появления напряжения. Это обусловлено тем, что при непрекращающемся движении поездов под воздействием динамических уси-лий, передаваемых по проводам контактной подвески, может на мгновение произойти срыв контакта заземляющей штанги с элементов контактной сети, которая окажется под наведенным напряжением (потенциалом). Величина наведенного напряжения значительно выше допустимых для человека значений.