Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Государство как важнейший элемент политической системы



общества.

Государство является стержнем, основным элементом политической системы общества, поскольку оно – источник политической власти, ее сосредоточение.

Понятие «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как страна, общество, нация, народ, занимающие опреде­ленную территорию и представляемые органами высшей власти. В этом смысле говорят о французском, итальянском, российском и т. п. государствах. В узком значении государство рассматривается как особая организация, обладающая верховной властью на определенной территории.

В политической науке государство представляет собой основной институт политической системы и власти в обществе, концентрированное осуществление этой властью политики. Вот почему и в обыденном и в теоретическом сознании все четыре явления: общество, государство, власть и политика естественно отождествляются.

История государства представляет собой сложный и многообразный процесс, опосредованный многими историческими, региональными особенностями каждой эпохи, спецификой локальных цивилизаций (древне-восточной, греко-римской, средневековой эпохи на Востоке и на Западе) и другими факторами.

Ранняя форма государства возникает из предгосударственных форм власти или союза племен. Позднее его становление, функционирование и развитие связано с разделением общественного труда, появлением частной собственности, социальной дифференциацией общества, образованием социальных групп (классов, страт и т. д.). Вместе с появлением имущественного, социального и функционального неравенства возникает политика, организующая и регулирующая общественные отношения, и ее новая институциональная форма – власть с органами управления и контроля.

Так, в процессе одновременного развития экономической, социальной и политической организации общества возникает государство. Государство всех времен и типов обладает рядом устойчивых, общеисторических признаков и функций.

Признаки государства:

-формирование правящих кругов на социальной и классовой основе; наличие политической организации – политической системы, структур центральной и периферийной власти;

-выполнение специфических функций (поддерживать внутренний мир и порядок, защищать подвластную территорию, регулировать классовые, социальные, национальные, экономические отношения, преследовать цели общего блага);

-монополия на неэкономическое принуждение, исключительное право издавать обязательные для всех законы, право эмиссии денежных знаков, право определять и взимать налоги и сборы, выпускать займы, осуществлять бюджетную политику, создавать, содержать и использовать вооруженные силы и органы принуждения, право на осуществление внешней политики и другие).

Вышеназванные общие признаки государства отличают его от других организаций и объединений.

Функции государства:

- защита государственного строя; предотвращение и устранение социальных конфликтов;

- регулирование экономических, социальных, правовых и других общественных отношений;

- осуществление внутренней политики;

- обеспечение национальной безопасности, защита внешнеполитических интересов страны;

-функции обороны страны и ведения вооруженной борьбы и многие другие.

Методы, которыми осуществляются функции государства, применяемые им при этом средства, характер установленных в государстве общественных отношений позволяют классифицировать разные его виды, строить их типологию.

Типология государств.

По форме правления (способу организации верховной государственной власти, процедурам образования ее институтов и нормам взаимоотношений с населением) выделяют:

а) монархию (абсолютная, конституционная)

б) республику (президентская, парламентская).

По форме государственного устройства:

а) империи, для которых характерны: 1) обширная территория; 2) сильно централизованная власть; 3) асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией; 4) разнородный этнический культурный и религиозный состав; 5) элита, стремящаяся к экспансии; 6) наличие общего политического проекта, стоящего над интересами конкретных групп;

б) конфедерации – добровольное объединение двух или более суверенных государств, для которых характерны: 1) образование финансовых ресурсов из взносов государств-членов; 2) принадлежность вооруженных сил каждому из государств, при создании формального общего командования; 3) признание нормы закона обязательной, если она признана каждым из членов в отдельности; 4) создание общего законодательного органа, куда входят в равном количестве и обладающие одинаковыми полномочиями представители всех государств-членов; 5) отсутствие общего бюрократического аппарата; 6) коллегиальный характер общих исполнительных органов.

в) федерации – устойчивые союзы государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций и имеющих собственную конституцию, законодательные исполнительные и судебные органы, а часто и двойное гражданство.

г) национальные (унитарные) государства – единые, политически однородные организации, состоящие из административно-территориаль­ных единиц, не обладающих собственной государственностью.

По типу политического режима:а) тоталитарные;б) авторитарные;в) демократические.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.