Орган государства - это элемент механизма государства, создаваемый в установленном законом порядке, обладающий установленной законом структурой и наделенные определенной компетенцией. Государственный орган (ГО) – основная ячейка механизма государства, обладающая определенными специфическими признаками:
· 1. Государственный орган является самостоятельным элементом механизма государства;
· 2. Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, в т.ч. возможностью применения в случае необходимости мер принуждения;
· 3. Государственный орган действуют от имени государства и по его поручению;
· 4. Государственные органы образованы и действуют на основе принятых государством нормативно-правовых актов;
· 5. Выполняют свойственные только им задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы;
· 6. Состоят из государственных служащих и соответствующих подразделений;
· 7. Имеют соответствующую материальную базу;
· 8. В процессе реализации имущественных прав выступают в качестве юридического лица;
· 9. Осуществляют свою деятельность на определенной территории.
Классификация государственных органов:
1) По порядку образования:
· - органы, избираемые непосредственно народом;
· - органы, формируемые другими государственными органами.
2) По способу принятия решений:
· - коллегиальные (Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ);
· - единоличные представлены одним лицом (Президент РФ, Ген. прокурор РФ).
3) По характеру компетенции:
· - органы общей компетенции - круг вопросов, по которым принимаются властные решения, охватывает многие сферы общественной жизни (экономику, культуру, здравоохранение, охрану правопорядка и др.);
· - специальной компетенции - специализируется на выполнении какой-то одной функции (министерство финансов, министерство юстиции).
4) По принципу разделения властей:
· - законодательные;
· - исполнительные;
· - судебные.
5) По иерархии:
· - высшие - распространяют свои полномочия на территорию всего государства;
· - местные – функционируют в административно-территориальных единицах и их полномочия распространяются только на эти регионы.
6) По правовым формам деятельности:
· - правотворческие;
· - правоприменительные;
· - правоохранительные.
7) По срокам полномочий:
· - постоянные;
· - временные - создаются в чрезвычайных условиях или для осуществления каких-либо крупномасштабных задач, имеющих общегосударственное значение.
22. Принципы организации и деятельности государственного аппаратаПроблемы совершенствования механизма современного Российского государства
Принципы организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом. Современное государство и государственный аппарат строятся на принципах, к которым предъявляют следующие требования:
1. нормативность, что обозначает закрепление в законодательстве (прямое или косвенное) и обязательность при создании государственных органов;
2. непротиворечивость, т. е. не допускается наличие нескольких взаимоисключающих принципов;
3. полнота, в соответствии с ней происходит предварительное установление самых важных условий формирования и реализации деятельности государственных органов;
4. самостоятельность, не допускается возможность дублирования нескольких принципов.
Различают также две группы принципов организации и деятельности государственного аппарата: общие и частные.
Общие принципы относятся ко всему государственному механизму и подразделяются насоциально-политические и организационные.
К социально-политическим принципам, в свою очередь, относят:
1. разделение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную;
2. демократизм. Демократия (греч. demos – народ, kratos – власть) – народовластие. В соответствии с принципом всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами;
3. гласность. В содержание данного принципа включается необходимость достаточной информированности общества, которая предусматривает постоянное и систематическое освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации, а также право каждого на получение информации, которая непосредственно касается его законных прав и интересов;
4. законность – строгое и неуклонное соблюдение всеми государственными органами правовых предписаний, законов;
5. профессионализм и компетентность. Этот принцип предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деятельности, очень сложной и специфической;
6. гуманизм – принцип, который призван обеспечить приоритет прав и интересов личности человека и гражданина при реализации деятельности государственным аппаратом;
7. национальное равноправие, в соответствии с которым любому лицу вне зависимости от национальности, расы, вероисповедания и т. д. предоставляется возможность для замещения им государственной должности, причем на равных условиях;
8. федерализм – принцип, который закрепляет равноправность государственных органов субъектов государства с общефедеральными государственными органами.
К организационным принципам относятся:
1. иерархичность;
2. дифференциация и законодательное закрепление функций и полномочий;
3. ответственность государственных органов за принимаемые ими решения, а также за неисполнение или недобросовестное исполнение должностных обязанностей в сфере предусмотренных полномочий;
4. сочетание коллегиальности и единоначалия в принятии решений;
5. соотношение отраслевых и территориальных начал управления.
Частные принципы организации и деятельности государственного аппарата – это те, которые имеют действие только на отдельные органы механизма государства.