Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Разделение государственной власти, суд в системе разделения властей



Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти (здесь рассматривается разделение властей "по горизонтали", о разделении властей "по вертикали" - разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ - см.вопрос 33). Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти.

Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным. Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие). Помимо Правительства РФ действуют другие федеральные органы исполнительной власти - федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, другие федеральные ведомства, а также их территориальные органы.

Некоторые государственные органы с особым статусом не относятся ни к одной из основных ветвей власти. Администрация Президента РФ (обеспечивает деятельность Президента РФ), полномочные представители Президента РФ (представляет Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа), органы прокуратуры РФ (осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих законов и другие функции), Центральный банк РФ (основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти - защита и обеспечение устойчивости рубля), Центральная избирательная комиссия РФ (проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий), Счётная палата РФ (осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета), Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав) и некоторые другие федеральные государственные органы не относятся ни к одной из основных ветвей государственной власти. Подробное рассмотрение этой проблемы выходит далеко за пределы нашей с Вами программы.

Судебная власть-Разновидность государственной власти, осуществляемая самостоятельными независимыми судами на основе Закона, путем конституционного, гражданского, уголовного судопроизводства.

Признаки судебной власти.

1)Является разновидностью государственной власти, которая установлена законодательством – ст.10,11 К РФ

2)Исключительность.

Судебная власть принадлежит судам, образующим судебную систему РФ (Конституционному суду РФ, конституционным уставным судам РФ, судам общей юрисдикции и арбитражным судам).

Судебная власть реализуется в деятельности профессиональных судей, а так же привлекающихся к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей – непрофессиональных судей.

3)Подзаконность.

Реализуется в трех направлениях:

1. Все суды организованны в соответствии с К РФ и другими Законами.

Например: организация Конституционного суда РФ предусмотрена ст.125 К РФ, ст.4,18 ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31.12.96г. с изменениями и ФКЗ «О Конституционном суде» от 21.07.94г. с изменениями.

Реорганизация и ликвидация судов возможна только на основании Закона.

2. Компетенция всех судов определяется только Законами.

Например: компетенция арбитражных судов предусмотрена в ФКЗ «Об арбитражных судах РФ» от 28.04.95г. с изменениями и в арбитражном процессуальном кодексе РФ 2002г. с изменениями.

3. При разрешении дел, судьи руководствуются К РФ и ФЗ, поэтому, если какой-то подзаконный акт или закон субъекта РФ им противоречит, то судья не должен применять эти нормативные акты.

4)Самостоятельность и независимость.

Различают внешнюю независимость судов и внутреннюю независимость судей.

Внешняя самостоятельность судов означает, что они не подчинены какому-либо руководству со стороны органов законодательной и независимой властей, иных государственных и негосударственных органов, не входят в систему каких-либо государственных органов, а образуют самостоятельную, обособленную систему.

Однако, суды взаимодействуют с органами законодательной, исполнительной власти и другими органами.

Например: КС РФ осуществляет проверку нормативных актов на предмет их соответствия К РФ.

Внутренняя независимость судей проявляется во взаимоотношениях между вышестоящими и нижестоящими судами, между судьями одного и того же суда, между судьями и участниками судебного процесса.

Законодательством предусмотрены определенные гарантии такой независимости.

Например: уголовная ответственность за вмешательство в судебную деятельность, несменяемость и неприкосновенность судей.

Однако в значительной степени независимость судьи зависит от морально-деловых качеств самого судьи, от его способности противостоять какому-либо воздействию и руководствоваться в своей деятельности только Законом.

5)Правоприменительный характер.

Судьи в своей деятельности по разрешению дел не создают новых норм права, а применяют действующие нормы права.

6)Судебная власть реализуется в четырех формах судопроизводства: конституционное, гражданское, административное и уголовное.

7)Полнота власти.

Она характеризуется компетенцией судебных органов, а так же обязательностью для исполнения, вступивших в силу судебных постановлений.

Формирование судебной власти в РФ характеризуется постоянной компетенцией судов, а так же появлением новых видов судов.

Только по судебному решению возможно заключение под стражу подозреваемого или обвиняемого в преступлении, обыск жилища, прослушивание телефонных переговоров и совершении иных действий, затрагивающих неприкосновенность жилища, переговоров и сообщений и т.д.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.