Право кроме внешней формы имеет и внутреннюю, под которой понимается его строение. Система права - это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права. Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной иерархической связи. Системная организация права имеет важное значение как для законодателя (принимая нормативный акт, правотворческий орган обязан гармонично “включить” его в существующую систему права, не нарушая ее целостности), так и для правоприменителя (системный принцип права в сфере правоприменительной деятельности позволяет правильно истолковать и применить норму права). Существенно влияние системности права и на процесс систематизации (упорядочения) законодательства. Черты системы права: - ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования - институты, подотрасли, отрасли; - ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимоувязаны, что придает ей целостность и единство; - она обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами; - имеет объективный характер, ибо зависит от объективно существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей. Понятие “система права” не следует отождествлять с понятием “правовая система”. Последнее шире по своему объему и включает в себя помимо системы права юридическую практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть.
3.Правомерное поведение: понятие и виды. Правомер поведение(ПП) - это соц значимое осознанное поведение индивидуальных или коллективных сбъектов ,предусмотренных правом и влекущих за собой юр последствия.
Признаки:
1.соответствие или противоречие прав предписаний
2.прав подконтрольность уполномоченных правопреминит органом
3.возможность прав стимлирования соц полезного прав поведения
4. возможность воздействия в случае несоответтствия поведения НП(реал санкция)
Виды:
1) по уровню его социальной значимости:
– необходимое поведение, затрагивающее все основы жизнеспособности общества;
– желательное поведение, отвечающее частным интересам всего общества, а также удовлетворяющее потребности отдельных ее субъектов;
– допустимое поведение, имеющее довольно сомнительную личную или общественную пользу, но все-таки разрешенное государством, учитывая его высокую социальную значимость;
2) по личной мотивации, которые проявляются в форме:
– восприятия норм права как направлений для поведения, ориентиров, которые наиболее целесообразны и отвечают интересам всего общества;
– повиновения правовым предписаниям, требованиям, но без какого-то внутреннего согласия или присутствия сомнений в правомерности данных требований, так называемое конформистское поведение;
– страха субъекта перед наказанием за иные варианты поведения;
3) по уровню социальной активности субъекта:
– обыденное, которое выражено в ежедневном правомерном поведении субъекта;
– активное, такое поведение, которое реализуется в осуществлении положительных поступков, но при этом связано и с дополнительными затратами времени, материальных средств, сил и др.;
– пассивное, которое выражается, как правило, в положительном бездействии, которое связано с добровольным отказом от обладания субъектом прав и свобод, принадлежащих ему по закону.
Билет№27
1.Формы и методы осуществления функций государства. Формы осуществления ФГ - представляют собой деятельность конкретных государственных органов по их реализации, бывают двух (трех) видов: 1) правовые - среди правовых форм выделяют правотворческую, правоисполнительную, правообеспечительная и правоохранительную. Правотворческая форма выр-ся в том, что деят-ть гос-ва связанная с выполнением тех или иных ф-ий регламентируется НормативноПравовымиАктами. Которые создаются в результате правотворечества. Правоисполнительная форма выр-ся в том , что органы гос-ва исполняющие те или иные ФГ обязаны исполнять законы и др. Правоохранительная форма выр-ся в том, что орг-ии, учреждения, должностные лица. Не исполняющие надлежащим образом законы и др. НПА регламентирующие ту или иную деятельность гос-ва должны привлекаться к ответственности. 2) Организационные (неправовые) - организационные формы осущ-ия ФГ-ва это разнообразная орг-ия деятельность связанная с выполнением тех или иных ФГ-ва (подбор и расстановка кадров, орг-ия финансирования). 3) Антиправовые (выделяются Венгеровым) - это формы реализации функций государства противоположные праву и противопоставленные ему. Примером может послужить судебное разбирательство над государственным служащим в связи с осуществлением последним своей деятельности не надлежащим способом (не соответствующим закону). Следует добавить, что эти формы возникают в результате противоправных действий государственных органов. Методы осуществления ФГ многообразны. Так, выполняя охранительную Ф, Г использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономич Ф необходим целый набор экономич методов – прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, гос субсидии, защита потребителей и др.