Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Акты применения правовых норм: понятие, особенности и виды



Акт применения права - это такой правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юр. дела. Правоприменительный акт выступает итогом правоприменительной деятельности и обладает следующими особенностями: а) исходит от компетентных органов; б) носит государственно-властный характер; в) носит индивидуальный (персонифицированный), а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями; г) имеет определенную установленную законом форму.

Вместе с тем следует различать акт применения как действие (деятельность) и как акт-документ. Последний должен иметь определенную структуру и состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.Классифицируют правоприменительные акты по следующим основаниям: 1) по форме - на указы, приговоры, решения, приказы и т.п.; 2) по субъектам, их издающим, - на акты государственных и негосударственных (в частности, муниципальных) органов; 3) по функциям права - на регулятивные (приказ о повышении по службе) и охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела);4) но юр. природе - на основные (выражают конечное решение юридического дела, например, приговор) и вспомогательные (подготавливают издание основных актов, в частности постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого); 5) по предмету правового регулирования - на акты уголовно-правовые, гражданско-правовые и т.п.; 6) по характеру - на материальные и процессуальные.

Билет№9

1.Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя.
Процесс возникновения государства выражается в переходе человеческого общества от первобытной стадии к цивилизации. Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира шел по разным путям. Он обусловлен в первую очередь внутренним развитием общества, его различными социально-экономическими, культурно-историческими, этническими, психологическими и другими обстоятельствам.

Закономерности появления государства:

Признаки гос-ва:

-наличие публичной власти

-суверенитет

-территория

-Население

-Налоги

-Аппарат принуждения

-Прерогатива правотворчества

 

Наличие публичной гос.власти

Публичная она так как не совпадая с об-вом , выступает от его имени, от имени всего народа.ВЛАСТЬ СУЩ. И В ДОГОС. об-ве, но это была непосредственно общественная власть, кот. исходила от всего рода и использ. ими для самоуправления. Особенность публичной гос.власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в проф.сословии управленцев , из кот. комплектуются органы управления и принуждения. Олицетворенная в гос.органах и учреждениях публичная власть становиться гос.властью, т.е. той реальной силой, кот.обеспеч. гос.принуждение.

Население.

Это человеческое сообщество, проживающее на территории гос-ва . Население может состоять из одного народа или быть многонациональным. Иногда отношения между нациями могут бытьнапряженными или даже конфликтными, что порой приводит к дестабилизации гос-ва. Для смягчения конфликтов использ. различные средства. Наиб. эффективные из них явл-ся федерализация и автономия.

Территория

В догосударственном об-ве принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалось кровным или предпологаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном об-ве кровно-родственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Гос-во имеет строго локализованную территорию, на кот. распространяется его суверенная влсть, a население на ней проживающее, превращается в подданных или граждан гос-ва, т.о. возникают пространственне пределы гос-ва.

Суверенитет.

Суверенитет как4 свойство гос.власти заключае6тся в ее верховаенстве, самостоятельности и независимости. Верховенство гос.власти внутри страны обозначает: 1)универсальность ее властной силы, кот. распространяется на все население, все партии o общ.орган страны;2) ее прераготивы;3)наличие у нее таких средств воздействия, кот. никакая другая общ.власть не распологает. Самостоятельность и независимость гос.власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном монопольном прапве решать все свои дела.

Налоги

Налогообложение также составляет один из основных признаков гос-ва поскольку без налогов и др. обязательных платежей гос-во не может содержать свой аппарат. Только гос-во вправе устанавливать налого и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находиться на его территории либо освобождать от них отельные каьегории людей.

Прерогатива правотворчества

Гос-во издает законы и подзаконные акты, обладающее юр.силой и содержащие нормы права. Те или иные общ.объед. могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизационных подразделений и членов, тогда как нормативные акты гос-ва обязательны для всех гос. и муниципальных органоыв, общ.объед., частных организаций, должностных лиц и граждан.

2.Правовая система общества: понятие и структура. Классификация правовых систем.
Правовая система общества - это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства.

В структуру правовой системы входят следующие главные элементы:

- право (законодательство);

- юридическая практика;

- господствующая правовая идеология.

Понятия «право» и «правовая система» соотносятся как часть и целое. Если под правом понимается система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, то под правовой системой - явление, отражающее правовую организацию общества, целостную правовую действительность, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает правовое воздействие на поведение людей.

Право - ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущности правовой системы данного общества.

Помимо права, юридической практики и господствующей правовой идеологии в правовую систему входят и другие элементы: правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и т.п.

Понятие «правовая система» выражает комплексную оценку юридической сферы жизни конкретного общества, дает дополнительные возможности для обобщенного исследования значительной части юридического бытия той или иной страны.

Точно так же как в политологии, наряду с понятием «политическая система» существует понятие «политическая жизнь» и в юриспруденции наряду с категорией « правовая система» необходимо «прописать» и категорию «правовая жизнь». В юридической науке понятие «правовая жизнь» и «правовая система» во многом должны соотноситься подобно соотношению в политологии понятий «политическая жизнь» и «политическая система» (а в экономической науке понятий «экономическая жизнь» и «экономическая система»).

Правовая система создает условия для нормального протекания правовой жизни, обеспечения ее стабильности, нейтрализации и вытеснения из нее негативных юридических явлений (правонарушений, злоупотреблений и иной «злокачественной юридической опухоли»). Другими словами, она по отношению к правовой жизни играет организующую роль, придает ей определенное единство, правомерные начала. Отсюда важно совершенствовать и укреплять элементы правовой системы российского общества, что будет содействовать обогащению и оптимизации его правовой жизни.

Между тем правовая система выступает лишь составной нормативно-упорядочивающей частью самой правовой жизни, ибо последнее явление (и понятие) шире первого.

Элементами правовой системы выступают, прежде всего, те, которые необходимы для процесса правового регулирования, для целенаправленного воздействия на сознание и поведение субъектов.

Негативные же правовые явления - преступность, правонарушения, деформации и т.п., тоже имеющие отношение к бытию права и обладающие определенной юридической окраской, к элементам правовой системы не относятся.

В этой связи понятие «правовая жизнь» позволяет гораздо объемнее взглянуть на правовую действительность как позитивного, так и негативного плана. Такой взгляд необходим, ибо придает правовым реалиям определенную целостность. Ведь важно видеть в правовой жизни не только плюсы, но и минусы. Именно с последними право и вся правовая система призваны бороться. Данная категория дает возможность смотреть на существующий юридический быт не через «розовые очки», а, наоборот, видеть его со всеми его достижениями и недостатками, успехами и неудачами, свершениями и ошибками, сильными и слабыми сторонами. Кроме всего прочего, она характеризует собой не только совокупную упорядоченную и неупорядоченную (стихийную) правовую действительность, но и процесс исторического развития права в целом, основные этапы его эволюции.

Ценность понятия правовой системы заключается в следующем.

Во-первых, отдельные компоненты юридической среды достаточно хорошо изучены (право, правоотношения, правосознание, законность, правопорядок, субъективные права, нормативные акты и т.д.). Пришло время синтезировать их в одно понятие правовая система общества, чтобы получить возможность лучше отразить и представить общую картину, с учетом постоянно происходящих в указанной системе сложных интеграционных и дезинтеграционных процессов.

Во-вторых, возникли новые задачи, в решении которых должны быть задействованы все правовые рычаги в их согласованном, а не разобщенном виде. Только комплексное, совокупное их воздействие на общественные отношения может дать желаемый социальный эффект, привести к достижению поставленных целей.

В-третьих, рассматриваемое понятие дает возможность творчески применить системный подход к исследованию правовой действительности, а также использовать сравнительно-правовой метод. Системное же видение любого явления - залог его адекватного и глубокого осмысления.

Все это позволяет сопоставить правовую систему с другими столь же емкими системами - экономической, политической, моральной, выявить их специфику, возможности, формы взаимодействия как однопорядковых по своему уровню явлений.

Познание сущности и социальной природы права обусловливает поиск общих черт, признаков, закономерностей, которые лежат в основе действующих национальных систем права.

Понятие «национальная правовая система является одним из наиболее широких по содержанию и включает в себя всю, без исключения, совокупность правовых явлений и процессов, действующих в какой-либо отдельно взятой стране.

В каждой стране действует свое право - своя национальная (национально-государственная) система позитивного права, имеющая свою специфику и индивидуальные особенности.

Вместе с тем эти различные национальные системы права можно объединить в ряд групп (правовых общностей, типов), каждая из которых включает в себя несколько «родственных» (близких по своему генезису и правовым характеристикам) национальных систем права.

Известный французский юрист Р. Давид, специалист в области сравнительного изучения права, подобные группы однородных национальных систем позитивного права обозначил как «правовые семьи», «семьи систем права. Это наименование широко используется и в нашей литературе.

В своей классификации различных национальных систем позитивного права (и их объединения в соответствующие «правовые семьи», «семьи систем права») Р. Давид исходит из двух критериев, рассматриваемых и учитываемых в их совокупности: 1) юридико-технического критерия (источники права, структура действующего права, юридическая терминология, правовые принципы, концепции, конструкции, методы и практика работы юристов и т.д.) и 2) идеологического критерия (философские, политические и экономические принципы, мировоззрение и общественные идеалы, на которые опирается соответствующее национальное право).

Такой подход позволяет понимать под национальной право вой системой исторически сложившуюся совокупность норм права отдельной страны, а также используемые в этой стране механизмы правотворчества, правореализации и государственного принуждения, призванные обеспечить надлежащее функционирование и совершенствование действующих норм права.

С учетом приведенных критериев была предложена следующая классификация «правовых семей современного мира»: 1) романо-германская правовая семья; 2) семья общего права (англо-саксонская); 3) семья социалистических систем права; 4) религиозные системы (мусульманское право).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.