Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Отличие нормативного акта от акта применения права



Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо определить понятия «нормативный акт» и «акт применения права». Общим между ними является то, что:
— это правовые акты;
— они принимаются и обеспечиваются компетентными (прежде всего государственными) органами;
— они выступают властными по своему характеру документами. В отличие от нормативного акта право-применительный акт:
1) применяется именно на основе нормативного;
2) конкретизирует норму права, содержащуюся в нормативном акте, применительно к индивидуальным ситуациям, отношениям;
3) носит персонифицированный (индивидуальноопределенный) характер;
4) не является источником (формой) права и рассчитан только на однократное применение;
5) выступает юридическим фактом для возникновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений.

Субъективные права и юридические обязанности участников правовых отношений: понятие и структура.

Если общественные отношения выступают материальным содержанием правоотношений, то субъективные права и обя­занности — юридическим. Именно через права и обязанности осуществляется юридическая связь участников правоотноше­ний.

Субъективное право — это мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы. Субъективное право есть средство для достиже­ния определенного блага, ценности. В этом заключается его пред­назначение, главная роль.

Структура субъективного права состоит из возможности:

определенного поведения управомоченного лица;

требования соответствующего поведения от обязанного лица;

обращаться за защитой к компетентным государствен­ным органам (прежде всего в суд);

пользоваться определенным социальным благом, ценно­стью.

Юридическая обязанность — это мера необходимого пове­дения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица. Обязанность есть гарантия осуществления субъ­ективного права. Без нее последнее превратится в фикцию.

Структура юридической обязанности, которая является об­ратной стороной субъективного права, включает необходимость:

совершать определенные действия или воздерживаться от них;

отреагировать на законные требования управомоченного;

нести юридическую ответственность за неисполнение этих требований;

4) не препятствовать контрагенту пользоваться тем бла­гом, на которое тот имеет право.

Различия между субъективным правом и юридической обя­занностью:

если субъективное право призвано удовлетворять собст­венные интересы лица, то юридическая обязанность — "чужие" интересы (управомоченного лица);

если субъективное право — мера возможного поведения (реализация его зависит от усмотрения управомоченного лица), то юридическая обязанность — мера необходимого поведения (от ее реализации отказаться нельзя).

Вместе с тем рамки ("мера") возможного (субъективного права), и необходимого (юридической обязанности) поведения должны быть четко очерчены в законодательстве.

Билет№22

1.Особенности федеративного устройства России.
Федеративное устройство – форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности.
Федеративное устройство РФ основано на конституционных принципах, закреплённых в Конституции РФ:
1. Государственная целостность РФ.
2. Единство системы государственной власти.
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов.
4. Равноправие и самоопределение народов.
5. Равноправие субъектов РФ (принцип симметричной федерации).
Особенности федеративного устройства РФ.
Российская Федерация – неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения – по территориальному принципу.
Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим. Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов. В составе РФ есть несколько сложнопостроенных субъектов – краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область.

2.Закон, его верховенство в системе нормативных актов. Виды законов.
Для начала следует отметить, что закон — это принятый в особом порядке акт государственного законодательного органа, который обладает высшей юридической силой и направлен на регулирование наиболее важных общественных отношений. Вообще, законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов. Такое особенное их положение предопределяется следующими характерными чертами, присущими закону как виду нормативно-правового акта:

 

• закон принимается только соответствующими компетентными законодательными (представительными) органами государственной власти или же непосредственно народом (референдум);

 

• закон обладает высшей юридической силой. Ни один государственный орган, кроме того, который издал соответствующий закон, не имеет права отменять либо изменять содержание какого-либо закона;

 

• закон регулирует наиболее важные основополагающие общественные отношения;

 

• закон содержит нормы исходного, первичного характера;

 

• закон принимается в особом, официально утвержденном процессуальном порядке.

 

В зависимости от значимости в системе действующего законодательства, т. е. в зависимости от занимаемого места, все законы как источники права подразделяются на следующие виды:

 

1. Конституционные законы — данные законы закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. В частности, к конституционным законам относятся следующие виды нормативно-правовых актов:

 

а) Конституция Российской Федерации и республик, входящих в ее состав;

 

б) законы, которые вносят изменения либо дополнения в Конституцию Российской Федерации;

 

в) законы, которые уточняют, конкретизируют содержание Конституции Российской Федерации.

 

Категория «конституция Российской Федерации» может быть рассмотрена с двух аспектов: фактического и юридического. Фактическая конституция подразумевает под собой реальные общественные отношения, а юридическая конституция — правовое оформление данных общественных отношений.

 

Конституция — это акт высшей юридической силы, который составляет нормативную базу всего российского законодательства. Кроме того, в Конституции Российской Федерации определен перечень конкретных федеральных конституционных законов (14). При принятии данной категории законов обязательно необходимо одобрение не менее 3/4 голосов членов Совета Федерации, однако на эти голоса может быть наложено вето Президента Российской Федерации, который также обладает полномочиями в принятии федеральных конституционных законов.

 

2. Текущие (обыкновенные) законы — данные законы принимаются на основе и для исполнения федеральных конституционных законов. Обыкновенные законы составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни общества. В свою очередь все текущие федеральные законы (законы Российской Федерации) подразделяются на две следующие группы:

 

а) органические (кодифицированные) законы — данные законы принимаются по целым отраслям права в целях упорядочения имеющихся отраслевых правовых норм. Такие кодифицированные законы воплощаются в Основах законодательства Российской Федерации, а также в отраслевых кодексах;

 

б) чрезвычайные (исключительные) законы — принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах. Данные текущие законы носят временный характер и прекращают свое действие с прекращением соответствующих условий.

 

3. Подзаконные нормативные акты:

 

а) указы Президента Российской Федерации, которые в свою очередь делятся на следующие виды по различным критериям:

 

• в зависимости от характера полномочий на: указы в границах собственных полномочий; указы на основе делегированных парламентом полномочий; указы, подлежащие утверждению Советом Федерации;

 

• в зависимости от юридической значимости на: нормативные указы (данные указы содержат нормы права, регулируют различные сферы общественной жизни и имеют общеобязательный характер) и правоприменительные указы (данные указы носят индивидуально-разовый характер, принимаются по конкретным вопросам государственного управления);

 

б) распоряжения Президента Российской Федерации;

 

в) указы и распоряжения президентов республик, входящих в состав Российской Федерации;

 

г) постановления Правительства Российской Федерации, которые могут быть приняты:

 

• во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных и федеральных конституционных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации;

 

• по вопросам собственной компетенции.

 

д) распоряжения Правительства Российской Федерации;

 

е) приказы и инструкции министерств, государственных комитетов и иных федеральных ведомств;

 

ж) уставы; постановления и распоряжения исполнительных органов государственной власти; приказы и инструкции министерств и ведомств субъектов Российской Федерации;

 

 

з) решения представительных органов местного самоуправления; постановления и распоряжения глав органов местного самоуправления;

 

и) нормативные акты общественных организаций;

 

к) международно-правовые акты, которые в свою очередь подразделяются на два вида:

 

• директивы — данные международно-правовые акты дают возможность выбора способов, средств, форм реализации международных обязательств;

 

• постановления — это требования, содержащие определенные правовые предписания и подлежащие непосредственному исполнению каждой стороной.

3.Понятие и классификация юридических фактов.
Юр факты- правоотношения, прадставляющие собой устойчивые правовые связи, которые возникают , развиваются и прекращаются при наличии опред остоятельств .ЮФ-предпосылки возникновения правоотношений.

Признаки:

1.ЮФ по своему содержанию представляют собой реальные явления действительности , они обладают конкретностью и индивидуальностью.

2.ЮФ выстпают лишь те обстоятельства к прямо и косвено затрагивают права и интересы об-ва госва индивидов и поэтому нуждаются в правовой регламентации

3.предусмотренны НП

4. ЮФ объективированны

5.ЮФвызывают прав последствия

Классификация:

1.по хар-ру их связи с индивид волей( юр события и юр действия)

2.по хар.ру последствий (правообразующие,правоизменяющие и правопрекращающие)

3.по времени действия(однократного лействия и постоянного)

Билет№23

1.Политический режим: понятие и виды.
Политический режим — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.
Демократический режим
Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах
Авторитарный режим
Авторитаризм — характеристика особых типов режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» означает определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.
Существует два определения авторитаризма:
социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам;
Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие демократии как в отношении свободного проведении явыборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени.
Тоталитарный режим
Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.
В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.
Анархия
Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации). Также анархия представляется как форма общественного устройства, но не как некое промежуточное состояние в момент перехода от одного политического режима к иному.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.