Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие и стадии законотворчества в РФ



Законотворческий процесс — главная составная часть пра­вотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие за­конов прежде всего характеризует данный процесс в целом.

Законотворчество — сложный, неоднородный процесс, вклю­чающий в себя следующие стадии:

1) законодательная инициатива — закрепленное в Консти­туции РФ право определенных субъектов внести предложение о принятии закона, соответствующий законопроект в законода­тельный орган. Право законодательной инициативы порождает
у последнего, обязанность рассмотреть предложение и законо­проект, но принять или отклонить его -- право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Кон­ституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федера­ции, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ; обсуждение законопроекта - важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная ста­дия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносят­ся на всенародное обсуждение;

3) принятие закона, что достигается с помощью двух меха­низмов голосования (простым большинством и квалифициро­ванным). Принятие закона — главная стадия, которая в свою очередь распадается на три подстадии:

а) принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т. е. 50% + 1 голос; федеральные же конституционные законы считаются приня­тыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от обще­го числа депутатов Государственной Думы);

6) одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ "федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации"; в соответствии с ч. 2 ст. 108 Конституции РФ "фе­деральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации");

в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2. ст. 108 Конституции РФ Президент в течение четырна­дцати дней подписывает одобренный закон и обнародует его);

4) опубликование закона (как правило, федеральные кон­ституционные законы и федеральные законы подлежат офици­альному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются)

3.Правовое регулирование и правовое воздействие.
Юридические средства участвуют в правовом регулировании и правовом воздействии. Если правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения в целях их упорядочения, то правовое воздействие – как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей.

Между правовым регулированием и правовым воздействием имеются различия. Предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия. В последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние.

Если правовое регулирование как специально-юридическое воздействие в любом случае связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие – не всегда. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе – необязательно. В этом смысле регулирование – лишь одна из форм воздействия права на социальные связи, далеко не охватывающая всех иных форм, к которым относят информационно-психологическую, воспитательную, социальную (С.С. Алексеев, В.П. Казимирчук, В.В. Лазарев, Н.И. Матузов и другие авторы).

Информационно-психологический (мотивационный, импульсивный) аспект характеризуется воздействием прескриптивной (нормативной) правовой информации на мотивы субъектов. Здесь можно выделить два основных юридических средства – правовые стимулы и правовые ограничения, которые синтезируют в себе информационные и психологические закономерности, осуществляемые в данном процессе.

Воспитательный (педагогический, ценностно-ориентационный) аспект заключается в общеидеологическом влиянии всей правовой действительности на внутренний мир субъекта, на формирование в сознании людей ценностных представлений, на правовое воспитание личности. Данный аспект необходимо отличать от информационно-психологического (мотивационного). Еще Л.И. Петражицкий заметил, что действие права «состоит, во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям и воздержаниям (мотивационное или импульсивное действие права), во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других, вообще в воспитании народной психики в соот

ветствующем характеру и содержанию действующих правовых норм направлении (педагогическое действие права)».

Социальный аспект представляет собой взаимосвязь правовых и других социальных (экономических, политических, нравственных) факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования. Эти факторы в своей совокупности образуют социальную среду действия права: доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения; направление поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально полезной цели; формирование правом социально полезных образцов поведения; социально-правовой

контроль2.

Разумеется, все вышеназванные формы воздействия права (информационно-психологическая, воспитательная, социальная) на общественные отношения взаимосвязаны, между ними нет и не может быть «китайской стены». Аналогичное положение в совокупном правовом воздействии занимает и правовое регулирование (как лишь одна из форм воздействия – специально-юридическая). Отсюда вывод: с одной стороны, нельзя полностью отождествлять понятия «правовое регулирование» и «правовое воздействие» (у них объемы не совпадают), а с другой – полностью различать. В самом общем понимании их можно рассматривать как синонимы, ибо подобное разделение условно, оно связано с выделением различных граней общего действия права.

Билет№24

1.Политическая система общества и её структура.
ПСО- это упорядоченная на основе права и иных соц.норм совокупность институтов (гос.органов, полит.партий) в рамках которых проходит политическая жизнь об-ва и осущ. полит власть.

Понятие ПСО показывает как регул. полит.процессы, как формируется и функционирует полит.власть. Это механизм организации и реализации полит. деятельности . Полит. система имеет ряд характерных черт:

1.Именно в ее рамках и с ее помощью осущ. полит. власть.

2.Она зависит от характера общественной среды, a также соц. и эконом. структур об-ва.

3.Она обладает относительной самостоятельностью.

ПС в конечном счете регулирует производство и распределение благ между соц.общностями на основе использ. гос.власти, участия в ней, борьбы за нее.

Выделяют след.компоненты ПС:

1.Полит организация об-ва, включающая в себя гос-во, полит.партии и движение, общ.организации и объедин. и др.

2.Полит.сознание, кот. характеризует психологические и идеологические стороны полит.власти и полит.системы.

3.Соц-полит. и правовые нормы, регулирующие полит. жизнь об-ва.

4.Полит.отношения, которые складываются между эл-ми системы по поводу полит.власти.

5.Полит.практика, состоящая из полит.деятельности и совокупного полит.опытва.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.