Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений. Юридическая норма - первичная клеточка права, исходный элемент его системы. Поэтому естественно, что данной норме свойственны основные черты права как особого социального явления. Из этого не следует, однако, что понятия «право» и «норма права» совпадают. Они соотносятся между собой как целое и часть. К признакам нормы права относят: 1) общеобязательность (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей); 2) формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов); 3) связь с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия — принуждением и стимулированием); 4) предоставительно - обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права); 5) микросистемность (она выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).
Акты толкования норм права: понятие, особенности и виды.
Акт толкования права — это такой правовой акт, который содержит разъяснение смысла юридических норм. Особенности актов толкования права:
— представляют собой разъяснение смысла юридических норм;
— содержат конкретизирующие, а не нормативные предписания;
— не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормами, которые толкуют;
— не являются формой и источником права.
В юридической литературе различают следующие виды актов толкования права:
1) в зависимости от типов официального толкования они подразделяются на акты нормативного (аутентичные и легальные) и казуального толкования;
2) в зависимости от органов, дающих толкование, — на акты органов государственной власти, управления, судебных и прокурорских органов и т.п.;
3) в зависимости от предмета правового регулирования — на акты толкования уголовного, административного, гражданского права и т.д.;
4) в зависимости от характера — на материальные и процессуальные акты;
5) в зависимости от формы — на указы, постановления, приказы, инструкции и т.п.;
6) в зависимости от юридической природы различают интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения.
Билет№14
1.Понятие типа государства. Характеристика отдельных типов государства. В действиетльности нет понятия государства вообще,существуют только конкретные госва,каждое из которых обладает неповторимыми лишь ему присущими чертами. В то же время не смотря на индивидуальные особенности каждое Г в чем-то схоже в другими,что и позволяет объединить госва в различ группы и опред образом их классифицировать. Такая классификация в ТГП называется типологией. Типология может проводиться по различным основаниям и в следствии этого возможно существование нескольких подходов в типологии государств.Выделяют два основных подхода.
Формационный подход был разработан марксистко-ленинской теорией и использовался не просто для выделения типов государств,а исторических типов государств. Под ист типом гос-ва было принято принимать совокупность наиболее существенных признаков присущим гос-вам той или иной общественно-экономической формации. Под ОЭФ понимается особый способ производства материальных благ. Всего выделялось 5 ОЭФ:
-первобытно общинная
-рабовладельческая
-феодальная
-капиталистическая
-коммунистическая.
В соответствии с этими формациями выделялось 4 типа гос-ва:
-Рабовладельческое государство явилось первым историческим типом государства, возникшим на рубеже IV и III веков до нашей эры (Месопотамия, Египет). Рабовладельческий строй существовал в странах Азии, Европы и Африки вплоть до III – V веков нашей эры.Рабовладельческое государство представляло собой орган классового господства и насилия класса рабовладельцев над рабами и мелкими производителями – крестьянами и ремесленниками.
-Феодальное государство является исторически вторым типом государства, который отображает качественный скачек в поступательном развитии человеческого общества, ибо перемена формы эксплуатации превратила рабовладение в крепостничество.
Способом присвоения феодалом прибавочного продукта была земельная рента. Известны три её формы: отработочная, продуктовая, денежная, которые условно соответствуют трем периодам в развитии феодального государства. Вся деятельность феодального государства сводилась в основном к одному – удержать власть помещиков над крепостными. На крестьянство ложилась вся тяжесть содержания класса эксплуататоров: князей, дворянства, духовенства. Крестьянин не признавался полной собственностью помещика, но мог быть продан, куплен, наказан своим господином.
-Буржуазное (капиталистическое) государство возникает в ходе разложения феодального строя, связано с победой новых капиталистических общественных отношений. Основной задачей его становится обеспечение господства диктатуры класса буржуазии. Экономической предпосылкой появления этих отношений является универсализация существующей частной собственности, растущая степень ее обобществления. В основе этого государства лежит капиталистическая частная собственность на орудия и средства производства, но не на работника. На первый план здесь выходит Экономическое принуждение, отношения эксплуатации сохраняются. Появляется наемный труд в национальном масштабе.
-Социалистическое государство представляет собой четвертый тип государства, который может возникнуть только в ходе социалистической революции, при соответствующих условиях, связанных с развитием буржуазного общества.Государство по-новому диктаторское и по-новому демократическое выступает политической организацией большинства населения во главе с рабочим классом.
Если все предыдущие государства были основаны на частной собственности, то экономической основой социалистического государства является общественная собственность в различных её формах, что дает возможность ликвидировать эксплуатацию человека человеком, устранить все причины, её порождающие.
Английский историк Тойнби предложил цивилизационный подход классиф-ии Г, который учитывает не только социально-экономич условия но и религиозные, психологические, культурные основы жизни общества. Типу цивилизации можно выделить тип Г. Вся мировая история насчитывает 26 цивилизаций – египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др.
2.Предоставительно-обязывающий характер юридических норм. В самом общем плане социальное регулирование понимается как имманентный обществу и определяющий социальный порядок процесс. Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия множества самых разнообразных факторов. В их числе выделяют следующие: 1. Так называемые стихийные регуляторы как непосредственное проявление естественных законов природы и общества. Факторы стихийного регулирования носят ест характер и могут выражаться в виде конкретных событий общесоциального масштаба, явлений экономического порядка, феноменов массового поведения и т.п. Это, например, увеличение продолжительности жизни людей, массовые сезонные заболевания, демографические процессы, миграция населения, инфляционные ожидания и т.д. 2. Социальные нормы как регуляторы, связанные с волей и сознанием людей. 3. Акты индивидуального регулирования, выступающие в виде целевого, адресного воздействия субъектов друг на друга. Указанные факторы могут играть в общ-ве как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль. В зависимости от соотношения естественной, нормативности и социального нормирования можно выделить как минимум четыре группы действующих в обществе нормативных регуляторов. 1. Естественные нормы, существующие в виде сформулированного знания о нормальном, естественном состоянии объекта, определяемом его природой. Такие нормы формирует, например, наука. 2. Разработанные на основе знания естественных норм правила работы с техническими и природными объектами. Подобные правила принято называть техническими нормами. 3. Правила поведения, базирующиеся на естественных формах или складывающиеся в связи с их действием. Сюда относится большинство социальных норм. 4. Правила поведения, содержание которых определяется не столько естественной нормативностью, сколько целями и задачами, стоящими перед общ-ом, или потребностями конкретной его сферы. Это некоторые юр-ие процессуальные нормы, ритуалы и т.п. При обсуждении роли права в сис-ме социального нормативного регулирования значение имеют нормы третьей и четвертой группы, в лит-ре именно их принято квалифицировать как социальные нормы. Они не просто сущ-ют и действуют в общ-ве, а регулируют общ-ые отношения, поведение людей, нормируют жизнь обш-ва.