Как известно, результатом толкования применяемой нормы права служат полная ее ясность и точность, отсутствие двойного смысла. Если говорить более точно, то между «духом» и «буквой» закона не должно быть расхождений, т. е. между смыслом нормы и словесным ее выражением не должно быть различий.
В зависимости от результатов толкования различают три его вида:
буквальное(адекватное),
расширительное,
Распространительное
ограничительное.
Чаще всего воля законодателя уясняется в точном смысле с текстом нормы. Иными словами, словесное выражение нормы и ее действительный смысл должны совпадать. Тогда говорят: «дух» и «буква» закона не расходятся, совпадают.
Расширительноетолкование нормы права, иногда его называют распространительным, имеет место тогда, когда словесное выражение нормы у́жеее действительного смысла, т. е. «дух» закона шире его «буквы». Например, в Конституции РФ закреплено: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» (ч. 1 ст. 120). В действительности имеются в виду не только законы, принятые представительными законодательными органами власти, но и подзаконные акты.
Ограничительноетолкование применяется в случаях, когда словесное (текстуальное) выражение нормы шире содержательного ее смысла. Например, перечисленные в Уголовном кодексе обстоятельства, отягчающие наказание, всегда толкуются ограничительно или буквально, но никогда не могут толковаться расширительно (ст. 63). А обстоятельства, смягчающие наказание, подлежат расширительному толкованию, поскольку в ст. 61 УК РФ указывается, что при назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих обстоятельств и другие, не предусмотренные данной статьей.
Расширительное и ограничительное толкование относятся к исключительным видам; как правило, используется буквальное толкование. Обычно считается, что не могут расширительно толковаться нормы, устанавливающие какие-либо ограничения или более строгую ответственность, а также санкции норм права. Если же в тексте нормы использованы такие обороты, как «и другие» условия или обстоятельства, «иные», «и так далее», то они предполагают расширительное толкование.
Толкование нормы права и нормативных правовых актов тесно связано с их конкретизацией. Конкретизация нормативных предписаний чаще всего осуществляется в процессе подзаконного правотворчества. Но нормы права могут конкретизироваться и при их толковании. Это характерно, например, для решений Конституционного Суда РФ. В своих решениях и при толковании конституционных норм он конкретизировал конституционные положения о трехкратном представлении Президентом РФ в Государственную Думу кандидатуры на пост Председателя Правительства РФ, о подсчете голосов при голосовании федеральных законов в Государственной Думе и Совете Федерации. Конкретизация, безусловно, вносит нечто новое в содержание правового установления, поэтому 273
конкретизацию норм могут осуществлять только субъекты толкования, обладающие соответствующими полномочиями.
Виды толкования по субьекту
Подвид разьяснения
o Официальное – разъяснение, которое дается уполномоченными на то субъектами, формулируется в специальном акте (акте толкования) и формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы. Оно также подразделяется на виды:
§ Аутентичное (авторское) разъяснение, которое исходит от органа, который принял толкуемую норму. Например, Федеральное Собрание.
§ Делегированное (легальное) толкование – разъяснение дается уполномоченным органом, не принимавшим толкуемую норму. Например, суд.
§ Нормативное толкование – разъяснение, которое дается безотносительно к конкретной ситуации, как бы на будущее.
§ Казуальное толкование – дается в процессе рассмотрения конкретного юридического дела.
o Неофициальное толкование – может быть дано любым субъектом, но оно не является формально обязательным.
§ Доктринальное или научное толкование – разъяснение, которое дается учеными-юристами и др. Например, комментарий к Конституции РФ.