Действие во времени определяется 2-умя моментами: моментом вступления в действие и моментом прекращения действия нормативно-правового акта.
Момент принятия и момент вступления в действие нормативно-правового акта - не одно и то же. Они могут совпадать, но совсем не обязательно.
Правила вступления в действие законов:
1. Законы могут вступать с точно указанной даты.
2. Вместо даты может быть указан срок, по истечении которого вступает в действие закон.
3. Закон может вступать в действие с момента официального опубликования.
4. Общее правило вступления закона в действие. По нему закон вступает в действие по истечении 10-ти дней после дня официального опубликования. Официальное опубликование – опубликование в официальных источниках (Российская Газета, Парламентская Газета, Собрание законодательства РФ).
Правила вступления в действие подзаконных актов:
1. Может быть указана точная дата.
2. Могут вступать в действие с момента принятия или подписания.
3. Могут вступать в действие с момента официального опубликования.
4. Некоторые акты, не подлежащие опубликованию, как например приказы Министра внутренних дел, с момента получения адресата.
5. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ вступают в действие по истечении 7-ми дней после дня их официального опубликования. Источники официального опубликования – Российская Газета и Собрания постановлений РФ.
6. Ведомственные акты, подлежащие опубликованию, вступают в действие в течение 10-ти дней после дни их официального опубликования (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти).
Правила прекращения действия законов и подзаконных актов:
1. Если принят на определенный срок – по истечению срока действия.
2. Официальная отмена или признание утратившим силу.
3. Фактическая отмена – принимается новый акт, регулирующий те же отношения, что и предыдущий, и он фактически отменяет действие предыдущего.
4. Если вступает в силу международный договор, противоречащий этому акту. Такой акт прекращает свое действие.
5. Если принято постановление Конституционного Суда РФ о неконституционности нормативно-правового акта.
Действие во времени также предполагает правило, на какие отношения действует нормативно-правовой акт. По общему правилу, нормативно-правовой акт действует на те отношения, которые возникли после его вступления в силу.
Переживание закона. Это ситуация, когда формально отмененный закон продолжает действовать по прямому указанию субъекта правотворчества определенный промежуток времени на те отношения, которые возникли в период действия данного акта.
Морозова
Действие актов во времениозначает порядок опубликования и вступления в силу различных по своей силе нормативных правовых актов и ограничение их действия утратой юридической силы.
Нормативные правовые акты вступают в действие:
1) с момента опубликования. Неопубликованные акты не имеют юридической силы и не могут применяться;
2) с момента, указанного в самом акте;
3) по правилам, установленным действующим законодательством.
Так, федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования; указы Президента РФ и правительственные акты – по истечении семи дней после официального опубликования; акты исполнительных органов власти – при наличии двух условий: а) после регистрации в Министерстве юстиции РФ, если имеют межведомственный характер и затрагивают права, свободы и обязанности граждан; б) после опубликования по истечении десяти дней после регистрации. При этом источниками официального опубликования ведомственных актов являются «Российская газета» и «Бюллетень нормативных актов федеральных органов власти».
Прекращает свое действие нормативный правовой акт после:
1) истечения срока, на который был принят;
2) официальной отмены или признания утратившим силу;
3) принятия нового акта, которому противоречит ранее действовавший акт. Новый акт по общему правилу перекрывает действие предыдущего, если это акты одинаковой юридической силы;
4) вступления в силу международного договора, которому противоречат акты внутригосударственного значения или их части;
5) признания акта неконституционным;
6) приостановления действия акта правомочным органом. Например, Президент РФ вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ).
К действию нормативных правовых актов во времени относится и вопрос об обратной силезакона. В принципе каждый нормативный правовой акт распространяет свое действие на будущие общественные отношения, те, которые возникнут после вступления в силу данного акта. Вместе с тем в уголовном и административном праве установлено, что устраняющие ответственность или смягчающие наказание акты имеют обратную силу.
Нормы же, устанавливающие наказуемость деяния или усиливающие меры ответственности, обратной силы не имеют. Но чаще всего в самом законе должно содержаться указание на его обратную силу, если законодатель предполагает распространить действие закона на отношения, существовавшие ранее, до издания данного акта.
Реализация права. Формы непосредственной реализации права.
В литературе существует два подхода к определению реализации права. В широком подходе: реализация права – процесс, состоящий из 3-ех стадий:
· Формулирование и закрепление норм права.
· Разработка механизмов и процедур реализации права.
· Действия субъектов, их фактическое правовое поведение.
В узком смысле: реализация права – фактическое воплощение правовых предписаний в поведении субъектов.
Следует различать реализацию права и его действие
В принципе близкие понятия, так как реализация права означает одновременно его действие. Вместе с тем действие права более широкое понятие, оно предполагает не только его собственно юридический аспект функционирования (регулирование общественных отношений), но и информационное, психологическое, социальное и иное воздействие на общественные отношения. Реализация же права есть его специально-юридический механизм действия, т. е. непосредственное регулирование общественных отношений, перевод общих, абстрактных моделей поведения в конкретные поступки и деятельность субъектов правового общения.
ДП -это информационное, ценностно-мотивационное и непосредственно регулирующее воздействие права на общественные отношения в пределах определенного пространства, времени и круга лиц.
Выделяют внутреннююи внешнююстороны, или уровни, действия права. Внутренняя сторона(уровень) связана с восприятием права. Здесь специфика действия права заключается главным образом в том, чтобы вызвать у адресатов формирование мотивов правомерного поведения и подавить мотивы к неправомерным действиям. На данном уровне действие права выступает психологическим фактором. Только через психику человека право способно вызвать у него соответствующее отношение. Следовательно, восприимчивость нормы права свидетельствует о том, что она окажется эффективной в общественной жизни. Данная сторона служит основой для регулятивного действия права. Вне ценностно-мотивационного влияния невозможно специально-юридическое действие права. Недооценка законодателем указанного момента может привести к тому, что отдельные законы не будут восприняты населением и исполняться им.
Внешняя сторонадействия права включает в себя социально-правовое действие, т. е. реальное функционирование права. Она связана с формами и методами, присущими праву, с формами и методами правомерного поведения и действий обязанных лиц. Данная сторона действия права определяется способностью права самореализовываться в действиях людей и иных субъектов. Нельзя отрывать действие права от деятельности государства, поскольку именно государство обеспечивает действие права, вырабатывает средства регуляции и использует их для регламентации общественных отношений.
Выделяют 4 основные формы реализации права:
· Использование права – форма, посредством которой реализуются управомачивающие нормы. Использование права – желаемое для государства и общества правило поведения, государство может лишь стимулировать применение этих прав, но не заставить.
· Исполнение права – форма, в которой реализуются обязывающие нормы. В большинстве случаев это тоже активная форма реализации.
· Соблюдение права – форма, посредством которой реализуются запрещающие нормы. Это, как правило, пассивная форма реализации.
· Применение права.
Первые 3 формы – формы непосредственной реализации права. 4-ая – особая форма реализации права. Формы непосредственной реализации права называются так потому, что в этих 3-ех формах реализовать свои права может любой субъект права без прямого участия государства.
Используем права, исполняем обязанности и соблюдаем запреты.
Реализация права характеризуется следующими особенностями:
1) она всегдасвязана только с правомернымповедением. Это могут быть действия как активные, так и пассивные, т. е. воздержание от совершения противоправных действий. Только правомерное поведение субъектов общественных отношений реализует норму права, неправомерное – нарушает ее;
2) сформулированные в нормативных правовых актах предписания, установления, правила поведения и действий находят в результате их реализации фактическоевоплощение;
3) реализация права служит средством обеспечения правопорядка в обществе;
4) в реализации права заинтересован главным образом тот субъект, который обладает субъективными правами;
5) осуществляется в различных формах, что обусловлено разнообразием общественных отношений; спецификой содержания различных норм права; различием средств воздействия на поведение людей; положением субъектов в системе правового регулирования; многообразием механизмов реализации права и рядом других факторов.
Нередко для реализации юридических норм требуется вмешательство государства. В этих случаях используется правоприменение.