Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие и условия эффективности норм права



Эффективность правового регулирования – соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью (Малько А.В.)

 

Далее – Парфенов:

Эффективность является важным показателем, характеризующим роль права в обществе. Эффективность выражает тот реальный эффект, практический результат, который достигается при выполнении намеченных правовых мероприятий.

Аспекты эффективности:

1. Фактическая эффективность;

2. Обоснованность и целесообразность;

3. Полезность;

4. Экономичность правового регулирования.

 

1. Фактическая эффективность - соотношение между фактически достигнутым результатом и той целью, для достижения которой были приняты соответствующие нормы.

В этой плоскости показатель эффективности может иметь не только позитивное значение, но и значение отрицательной эффективности.

Фактическая эффективность является исходным материалом при определениирезультативности правового регулирования.

 

2. Обоснованность и целесообразность - условиядейственности и результативности права как регулятора общественных отношений.

Угол зрения расширяется и в соответствии с этим рассматривается соотношение между конечными целями, лежащими в основе правового мероприятия, исодержанием правовых норм. Особенно касается правотворчества (и научная обоснованность правовых норм, их соответствие назревшим потребностям общественного развития, степень учета общественного мнения).

3. Полезность - фактическая эффективность, уточненная с точки зрения особенности и целесообразности правового регулирования. Здесь берется лишь степеньположительности реально достигнутого эффекта.

Является главным показателем, характеризующим активную роль права в жизни общества.

4. Экономичность - положительная эффективность, рассматривается с учетом количества затраченных в процессе правового регулирования материальных средств, человеческой энергии, времени. Главное здесь - деловая подготовка кадров, штат госоргана, их техническая оснащенность, профессионализм сотрудников и т.д. Особо важно при принятии законов - их экономическая обеспеченность (принимают законы, которые сразу обречены на неисполнение из-за необеспеченности ресурсами и т.п.).

 

 

Реальный показатель эффективности во многом зависит от функций права. Эффективность права в области осуществляемых им охранительной и регулятивно-статической функции выражается главным образом в состоянии правопорядка (предупреждение правонарушений, результативность мер государственно-принудительного воздействия, динамика правоотношений).

Эффективность права при осуществлении им регулятивно-динамической функции неразрывно связана с результативностью социально-экономических/социально-культурных мероприятий, облекаемых в правовую форму. Количественное измерение эффективности можно получить выраженной в определенных экономических, социальных показателях изменений в стране.

Качественные характеристики отдельных средств правового регулирования, от которых зависит эффективность:

полезность целей, поставленных в нормах права;

справедливость правовых норм;

правильность выбора санкций, предусмотренных за нарушение правовых норм;

доступность правовых норм для населения и понятность изложения норм прав в статье закона;

правильность выбора субъектов, которым предписывается реализовывать возникшие правоотношения;

степень участия самого государствав реализации права;

действенность выбора видов юридической ответственности;

• конкретный вид и размернаказания.

 

Эффективность права зависит и от действительности государственного механизма правового регулирования - от способности правотворческих органов вовремя выявить общественные потребности и правильно закрепить их в нормах права, от профессиональных навыков исполнительных органов. Эффективность зависит от восприимчивости самого общества к регулирующему воздействию норм прав - способности общества воспринимать правовые идеи, соответствие этих идей правилам общественной морали, от соответствия этих правовых идей основным потребностям и закономерностям общественного развития.

Это общие условия, от которых зависит эффективность права.

  1. Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц.

Действие в пространстве обусловлено территорией и юрисдикцией органа государства, принявшего данный нормативно-правовой акт.

 

Нормативно-правовой акт действует в пределах той территории, на которую распространяется юрисдикция принявшего его органа. В понятие территории государства входит земная поверхность в пределах государственных границ, внутренние воды, воздушное пространство, недра, континентальный шельф (подводная часть материка), кабины летательных аппаратов, морские и речные суда, порты, трубо- и газо-проводы, территории посольств и консульств зарубежом.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц. Общее правило: нормативно-правовые акты государства распространяются на всех субъектов, находящихся на территории данного государства независимо от того, временно или постоянно это пребывания.

 

Конечно, есть исключения, например, лица, обладающие дипломатическим иммунитетом.

Морозова

Действие актов в пространствепредполагает распространение действия акта на территорию данного государства. К ней относятся земная территория, в том числе недра и континентальный шельф (подводная часть материка), внутренние и территориальные воды (в пределах 12 морских миль), воздушное пространство над земной и водной территорией и не входящее в состав другого государства, речные и морские суда под флагом своего государства, если они находятся в водах своего государства или в нейтральных водах. Территорией данного государства условно считаются кабели и трубопроводы, продолженные в открытом море. Этот вопрос тесно связан с проблемой государственного суверенитета и юрисдикцией государства.

Иностранное законодательство допускается к применению на территории другого государства, если об этом имеется соответствующее соглашение между государствами.

В федеративных государствах общефедеральные акты распространяют свое действие на всю территорию федерации. Акты субъектов федерации действуют в пределах данного субъекта. То же относится к актам местных органов власти и актам органов местного самоуправления. Столкновение актов разрешается коллизионным правом.

Действие актов по кругу лицпредполагает распространение их действия по общему правилу на всех, кто находится на территории данного государства независимо от того, временное это пребывание или постоянное.

Лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, также подчиняются законам страны пребывания, но привлечение их к ответственности регулируется правилами международного права. На иностранцев и лиц без гражданства не распространяются некоторые положения законодательства, например воинская обязанность.

Адресатами ряда актов выступают не все лица, а лишь определенные социальные группы (пенсионеры, военнослужащие, государственные служащие) или жители определенных регионов – Крайнего Севера, районов, где объявлено чрезвычайное положение, и др.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.