Каждая эпоха, исходя из уровня достигнутых в эту эпоху знаний, пыталась определить, что же есть такое государство. Цицерон: «Государство – это правовой порядок в обществе». Марксисты: «Государство – это орудия для подавления одного класса другим».
Аристотель: «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающихся и ни от кого другого не зависящих».
Что есть государство? Существует два основных значения этого термина.
1) государство понимается как страна, т.е политико-географическое образование
2) как правовая организация политической власти, система институтов власти.
Объединяя оба значения, следует рассматривать государство как организацию политической власти, существующую в определенной стране.
Государство — это политико-территориальная, правовая организация суверенной публичной власти, способная делать свою волю общеобязательной для всего населения страны и способная принуждать к исполнению этой воли.
Признаки, отличающие государство от догосударственной и негосударственной организаций:
1. Наличие выделенного из общества и стоящего над ним аппарата власти и управления. Он состоит из обособленного слоя людей, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Они не производят непосредственно ни материальных, ни духовных благ, а лишь управляют. Основными составными частыми аппарата власти и управления (аппарата государственной власти) являются ОЗВ, ОИВ, ОСВ.
2. Наличие аппарата принуждения, он состоит из особых отрядов ВС в виде армии, полиции, разведки, контрразведки, принудительных учреждений. Аппарат власти и управления вместе с особыми отрядами вооруженных людей в литературе нередко называют публичной властью (Марченко).
3. Разделение населения по территориальным единицам. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Территория государства – своего рода материальная база, без которой оно не может существовать. Это единственное условие существования и функционирования государства.
Территория – это пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть. Составные части территории государства:
· Земля и ее недра, образующая сухопутную территорию
· Реки, озера, искусственные водохранилища, морские внутренние и территориальные воды, омывающие территорию данного государства (водная территория государства)
· Воздушное пространство над сухопутной и водной территорией (воздушная территория)
· Объекты, приравненные к территории государства (морские и воздушные суда, космические корабли и станции и др.)
Каждое государство обладает на своей территории всей полнотой власти и исключает какое бы то не было вмешательство в дела своего общества и государства иностранных властей. Вся территория государств разбивается на ряд административно-территориальных образований. В разных странах они называются по-разному (округа, провинции, области, края и др.).
4. Суверенитет. Означает:
· Верховенство государственной власти внутри страны
· Независимость на международной арене
· Самостоятельность при принятии решений
Верховенство проявляется в способности государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, государственных органов.
Суверенитет государства может быть формальным или ограниченным.
Формальный суверенитет юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на него влияния других государств, не осуществляется.
Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным. Принудительное ограничение – по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей. Добровольное ограничение – допускается самим государством по взаимной договоренности с другими государствами; когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.
Наряду с государственным суверенитетом существуют суверенитет народа и суверенитет нации. Суверенитет народа – его верховенство в решении коренных вопросов организации жизни. Суверенитет нации – полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
5. Займы и налоги Налоги – обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан и юридических лиц. По способу взимания:
прямые (взимаются с доходов и имущества граждан и юридических лиц непосредственно)
косвенные (взимаются путем включения их в стоимость производимой продукции или путем прибавления к цене).
6. Наличие населения. Однако население является составной частью не только государственной, но и догосударственной организации, поэтому можно сказать, что оно выступает в качестве основного признака как государственного, так и первобытнообщинного строя. Поэтому население само по себе не может выступать в качестве отличительного признака государства (Марченко).
7. Некоторые авторы (Коркунов) в качестве основного признака выделяют наличие у государства «самостоятельной принудительной власти». Такое мнение вызывает сомнение по двум причинам:
· Оно характеризует государство как принудительный инструмент, не принимает во внимание того, что государство в своей деятельности использует не только принуждение, но и убеждение.
· Самостоятельная принудительная власть свойственна не только государству, но и в определенных пределах каждой негосударственной организации.
1. Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах.
10. Государство издает законы и подзаконныеакты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права. Общественные объединения могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизационных подразделений и членов, а нормативные акты государства обязательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан. Правотворчество – исключительная прерогатива государства.
Факультативно выделяются в качестве признаков государства, некоторыми авторами - наличие армии. Это неверно.
Типология государства.
Типология государств, т. е. их классификация по типам, содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.
Под типомпонимаются общие, системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.
В настоящее время в юридической литературе применяются два основных подходак типологии государств – формационный и цивилизационный
Формационный.
Основан на обьединении государств в рамках отдельной общественно-экономической формации.
Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производительных сил и производственных отношений), который, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства. Например, экономическую основу рабовладельческого общества составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и на рабов, которые рассматривались исключительно как производители материальных и других благ.
Каждой формации (кроме первобытно-общинной) соответствует свой тип государства и права.
Замена одного экономического строя другим влечет изменения в государственно-правовой надстройке. ОЭФ сменяются закономерно.
Формационный подход присущ марксистскому учению о государстве. При этом выделялись пять формаций: первобытно-общинная (безгосударственная), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая. Каждая имеет свой тип государства, кроме первобытно-общинной и охраняет интересы господствующего класса.
Переход от одного типа государства к другому происходит в результате социальной революции, причина которой – конфликт возникший в результате несоответствия характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества.
Проблемы данного подхода
Теория социально-экономических формаций была разработана по материалу европейских стран при этом не был учтен опыт восточных стран, развитие которых шло по другому пути.
Развитие государств носило необратимый характер, формации менялись в строго определенной последовательности, что безусловно шло в разрез с установившейся практикой.
Не подтвердилось положении об отмирании института государства и прихода ему на смену коммунистического общественного самоуправления.
Почему разные народы начав с первобытно-общинной ЭФ в результате пришли к совершенно различным формациям разновременно?