Особенности современного мира, входящего в ХХI век, заключаются в том, что он охвачен всеобщей научно- технической революцией и научно- техническим прогрессом.
Поэтому сегодня возникают различные вопросы и проблемы глобального характера.
Глобальными считаются проблемы, охватывающие население всего земного шара, всеобщие, т.е. относящиеся ко всем и каждому государству, которые не могут быть решены одним, отдельно взятым государством. Они обладают следующими признаками: во-первых, эти проблемы затрагивают интересы всего человечества, а в перспективе и будущее существование человеческого общества, т.е. имеют общепланетарный характер; во-вторых, эти проблемы проявляют себя как объективные характеристики развития общества во всех или большинстве регионах мира; в-третьих, их нерешенность создает угрозу для будущего человечества, препятствует прогрессу общества; в-четвертых, они могут быть решены только благодаря усилиям всего мирового сообщества, большинства или многих государств; в пятых, они предполагают примат международного права, т.е. неукоснительное соблюдение всеми государствами международных норм, повышение роли институциональных механизмов современного международного права, осознание всеми значимости международного суда как конечной инстанции по разрешению международных (судов) споров юридического характера и важности международных переговоров на основе посредничества или партнерства при урегулировании споров политического, территориального, национального и другого характера.
К глобальным проблемам относятся:
- международное сотрудничество и упрочнение мира
- обеспечение прав и свобод человека;
- национальная и международная безопасность;
- экология;
- научно-техническая революция и использование ее результатов для преодоления отсталости;
- международное сотрудничество в борьбе с преступностью тероризмом, наркоманами и другими антиобщественными явлениями;
- борьба с болезнями, голодом, нищетой и другими антисоциальными явлениями.
Указанные группы проблем тесно между собой связаны, а поэтому решение их взаимообусловлено и должно быть комплексным. Содержание их можно конкретизировать следующим образом:
1. предотвращение мировой ядерной катастрофы, прекращение гонки вооружений, испытаний ядерного оружия;
2. обеспечение международного сотрудничества и партнерства в экономической, политической , экологической, духовно- культурной и других областях;
3. преодоление разрыва в уровне экономического роста между государствами развитыми и развивающимися;
4. ликвидация или уменьшение энергосырьевого, продовольственного, демографического кризиса, соблюдение требований экологии, совместное освоение космического пространства и т.д. Т.е. создание условий выживания и нормального существования, относящихся к взаимоотношениям человека и среды обитания;
5. использование достижений научно- технического прогресса для совершенствования систем здравоохранения и просвещения, социального и духовного развития личности и т.д.;
6.международное сотрудничество в борьбе с терроризмом, наркобизнесом, взрывами самолетов, попытками преступников скрыться от правосудия за рубежом, сбытом похищенного или ’’ отмыванием’’ преступных доходов за границей, незаконным оборотом наркотиков, культурных ценностей и оружия и т.д.
7. международное сотрудничество в борьбе с такими тяжелыми заболеваниями как СПИД, туберкулез, онкозаболевания, а также с голодом и нищетой. В РК на сегодня особую тревогу вызывает увеличение числа заболевших СПИДом и туберкулезом.
Рассмотрим некоторые глобальные проблемы.
Государство, право и экология.
Проблема охраны окружающей среды, экологической безопасности является центральной среди всех проблем, с которыми столкнулось человечество в 20 веке и которые признаны глобальными. Это обусловлено тем, что все остальные проблемы, от которых зависит само существование человека, так или иначе связано с экологией. Так, термоядерная война вряд ли уничтожит всех людей, ведь существуют подземные убежища, но погибнет природа и тем самым возможность жизни на Земле. Тесно связаны с экологией и такие глобальные проблемы, как демографическая, энергетическая, научно- технического прогресса и др.
Негативное влияние человека на окружающую среду идет по многим направлениям, из которых следует выделить следующее.
Загрязнение атмосферы.
Ежегодно в атмосферу выбрасывается 200-400 млн. тонн пыли, 150 млн. тонн сернистого ангидрида, около 700 млн. тонн других вредных веществ. В индустриальных районах загрязненность в тысячу и более раз выше естественной.
На пороге ХХI века человечество столкнулась глобальной проблемой - глобальное изменение климата в сторону потепления.
Приведем примеры отдельных событий, связанных с глобальным потеплением. Особенно это касается ситуации на полюсах, что затрагивает климат Южной Америки и Северной Европы. Так, в январе 1995 года аргентинские ученые обнаружили в Антрактике 65-километрвую трещину в ледяном шельфе Ларсена. Гигантский айсберг откололся от мощной ледяной плиты, которая, возможно, оставалась целой 20000 лет! Айсберг имеет толщину 200 метров и поверхность 2900 квадратных километров. Это изменило береговую линию Антарктики и соответствующие изменения вносятся в карты. Некоторые ученые предполагали, что потепление климата приведет к разрушению Антарктического ледяного шельфа, которое начнется в ближайшие 10 лет. Теперь мы видим, что это разрушение уже началось.
Также, большую озабоченность вызывает расширение озоновой дыры над Антарктикой. Дыра в слое атмосферного озона над антарктикой стала больше, чем когда-либо ранее, говорится в пресс-релизе от 7 сентября Национального управления по аэронавтике и космическому пространству США (НАСА). Размеры зоны разрушения озонового слоя оцениваются в 28,3 миллиона квадратных километров, что втрое превышает площадь территории Соединенных Штатов Америки.
По данным Фонда охраны дикой природы о последствиях глобального потепления в ближайшие сто лет климат россиийских северных широт изменится на 70%, что может привести к исчезновению половины обитающих там видов флоры и фауны. Климат также изменится в Исландии, Канаде, государствах Скандинавии и Прибалтики. Ученые давно предупреждали об угрозе парникового эффекта, однако никогда расчеты экологов не отличались столь пугающей конкретикой. Ученые считают, что в первую очередь вымрут моржи и полярные медведи. В Канаде исчезнут хвойные леса. Парниковый эффект угрожает и тропическим старанм. В Эфиопии вымрут некоторые виды обезьян. Мексика лишится бабочек. Таяние арктических льдов до неузнаваемости изменит береговую линию всех континентов. Авторы доклада говорят о новой глобальной миграции животных. Однако пока неясно, какие виды смогут “опередить“ изменение климата и добраться до новой среды обитания. По мнению ученых, некоторым видам, чтобы выжить, придется мигрировать в десять раз быстрее, чем во время предыдущего “великого переселения“, которое произошло 10 тысяч лет назад.
Потепление климата влияет на рождаемость, к такому выводу пришли ученые Чикагского и Бостонского университетов. Рождаемость уменьшается, т.к. вследствие изменений климата нарушаются естественные биологические ритмы. Рост температура воды в южных морях на полградуса приведет к массовой гибели кораллов и планктона, а это в свою очередь повлечет за собой массовую гибель рыб.
Чта касается Казахстана, то здесь глобальное потепление воздуха может оказать громадные негативные последствия. По оценкам казахстанских ученых в стучае непринятия мер по защите климата средняя температура нижних слоев атмосферы в конце следующего столетия может повыситься на 3 градуса, что грозит массовыми наводнениями. Казахстана это может коснуться непосредственно, поскольку установлено, что подъем Каспия связан с повышением температуры океана в Южной Америке. В течение последнего столетнего периода в Казахстане наблюдалась тенденция к повышению средних сезонных и годовых температур воздуха. Рост средней годовой температуры с 1894 по 1994 год составил около 1,3 градуса. Большая часть территории Казахстана находится в зонах, очень уязвимых к изменению климата. И постоянный рост температуры может привести к неблагоприятным последствиям в сельском, лесном и водном хозяйстве сраны. Кроме того, изменение климата может оказать негативное влияние и на здоровье населения. По данным Рамочной конвенции ООН по изменению климата, Казахстан за 1990 год произвел более 200 млн. тонн выбросов двуокиси углерода, что в перечсете на душу населения является одним из самых высоких показателей в мире.
Мировая общественность озабочена глобальным изменением климата на планете. Вопрос стоит о сохранении человечества в будущем.
В первую очередь, следует отметить деятельность государства. Первым и важнейшим международным документом в этой сфере явилась Рамочная конвенция ООН об изменении климата, подписанная в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро, которая вступила в силу 21 марта 1994 г. и ратифицирована 165 государствами. В этой конвенции были определены обязательства сторон по снижению выбросов парниковых газов и определению механизмов международного сотрудничества в этой области. Результатом подготовительной фазы явилось подписание Киотского протокола, основанного на положениях Рамочной конвенции ООН об изменении климата и являющегося ее прямым продолжением. Для достижения поставленной долговременной цели стороны конвенции обязались проводить политику и меры, позволяющие достичь желаемых результатов и включающие в себя следующие основные направления деятельности по реагированию на глобальные антропогенные изменения климата и выполнению обязательств сторон конвенции. Киотский Протокол, юридически обязательный инстирумент Конвенции, был принят Конференцией сторон в г.Киото (Япония) в 1997 г. и открыт для подписания 16 марта 1998 г. Согласно Протоколу стороны, вошедшие в Приложение 1 Конвенции, в период с 2008 до 2012 гг. должны уменьшить совокупные выбросы парниковых газов как минимум на 5% по отношению к уровню 1990 года. Общая основная цель для всех сторон, указанных в Приложении 1 составляет сокращение всех совокупных выбросов сторон на 5,2% по сравнению с уровнем 1990 г.
В августе 1998 года эксперной комиссией МИД РК принято решение о подписании Киотского протокола, что даст Казахстану возможность привлекать средства разных стран и международных фондов для решения своих экологических проблем.
Загрязнение воды. В океан ежегодно выбрасывается свыше 30000 видов химических веществ в количестве около 1200 млн. тонн, из них 6 млн. тонн нефти.
Загрязнение почвы. Ежегодно на нашей Земле теряет плодородие 20 млн. гектаров земли, причем около 6 млн. га превращается в пустыню. В землю каждый год вносится около 4 млн. тонн ядохимикатов.
Особенно опасно радиоактивное загрязнение, которое может поразить и ( остров), воздух, и воду, и землю. Опасность представляют не только катастрофы типа Чернобыльской, но и накопление радиоактивных отходов.
Уничтожение животного и растительного мира.
По данным экологов, каждый год гибнет около 100 видов животных и растений. На грани уничтожения находится около 50 000 видов животных. Красная книга, опубликованная Международным союзом охраны природы, в которую включены исчезающие виды только млеко питающихся и птиц, представляет собой два объемистых тома.
За 200 лет площадь лесов, которые являются легкими планеты, уменьшилось вдвое. В год исчезает 11 млн. гектаров лесов. Уничтожено 40% тропических лесов Америки, 50% -Африки. Около 25% площади растительного покрова Земли нарушено, прогнозируется, что каждый седьмой вид растений исчезнет к 2000 году.
Право и государство следующим образом воздействуют на решение экологических проблем.
Во-первых, принимаются законы по регулированию природоохранительной деятельности, о которых закрепляются:
- режим природопользования;
- выделение особо охраняемых, режимных объектов, режима их функционирования;
- социальные и технические стандарты;
- порядок осуществления контроля и надзора за реализацией соответствующих правовых предписаний, средства защиты и охраны среды;
- уголовно- и административно- правовые запреты;
- процедуры решения спорных вопросов, реализации юридической ответственности, средства юридической защиты должностных лиц, осуществляющих природоохранительную деятельность.
Во-вторых, это правоохранительная деятельность соответствующих органов государства, направление на обеспечение законности в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в том числе:
- организация и деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел;
- организация и деятельность выполняющих природоохранительные задачи комиссий и иных организаций ( лесоохраны, рыбоохраны и др.);
- деятельность администраций соответствующих государственных учреждений, предприятий, организаций.
В-третьих, деятельность государства в сфере международных правовых отношений. Здесь можно указать на следующие формы:
- участие государства в работе международных организаций, осуществляющих экологическую деятельность;
- сотрудничество с Международным союзом охраны природы и другими подобными неправительственными организациями;
- обеспечение реализации международных правовых соглашений и иных документов, направленных на решение природоохранительных задач.
В-четвертых, немалое значение имеют и не правовые формы природоохранительной деятельности государства. Здесь можно указать на организацию экологического воспитания населения, экологической пропаганды, сотрудничество с общественными объединениями, осуществляющими природоохранительную деятельность, вовлечение в эту работу широких слоев населения.
Государство, право и народонаселение.
Проблема природонаселения- одна из глобальных проблем современности, выдвинувшаяся на первый план и тесно связанная прежде всего с проблемами мира, жизнеобеспечения и преодоление отсталости. Прямо или косвенно она входит в содержание каждой из четырех сфер деятельности государства: экономической, политической, социальной и духовной, но прежде всего- социальной. Народонаселение является предметом изучения науки, носящей название ’’Демография’’ . Демография исследует численность народонаселения, зависимость состава и движения населения от социально- экономических, духовно- культурных и других факторов.
Государственное управление демографическими процессами имеет цель оптимизации величины трудовых ресурсов, т.е. населения как производителя материальных благ, а также поддержание достойного и достаточного уровня его жизни как потребителя этих благ.
Осуществляя свои функции, государство использует правовые и не правовые методы. В этой связи важно отметить существенную роль законодательства, относящегося к блоку отраслей, регулирующих социальное развитие: трудовое, авторское законодательство, законодательство о социальном обеспечении, в том числе пенсионное, жилищное законодательство, законодательство об образовании и здравоохранении, брачное семейное законодательство и другие отрасли. Принятие и реализация этого законодательства зависят от успешности функционирования государства.
Каждое государство осуществляет определенную демографическую политику, которая является частью социально- экономической политики и, естественно, тесно связана с духовно- нравственной сферой. Ее главные направления следующие: воспроизводство и миграция населения; формирование его образовательного потенциала; состав и структура трудовых ресурсов; профессиональная ориентация; трудоустройство; занятость населения. Все сведения об этих процессах фиксируются в государственной статистике и в частности, при проведении переписи населения, находится в поле зрения законодательной и исполнительно- распорядительной властей. Главные показатели при этом количество и качество населения.
В государствах- членах ООН действует Всемирный план в области народонаселения, принятый на международной конференции по народонаселению в Мехико. С конца 60-х годов ООН приняла на себя координацию всех мер по оказанию помощи в области народонаселения, в связи с чем в 1969 году был образован специальный фонд ( ЮНФМА). В этом направлении действует и ЮНЕСКО, которая помогает решать демократические проблемы, в том числе через просвещение населения.
По данным центра демографии Института социально- экономических исследований РАН, пока численность населения Земли растет. По прогнозам ООН, в последующие 50 лет оно вырастет до 9,8 млрд., а в дальнейшем прирост резко замедлится. Поэтому к концу третьего тысячелетия землян на планете станет 10- 11 млрд. И на этом их численность стабилизируется.
Власть в любом государстве должна исходить из того, что интеллектуальный потенциал населения является самым ценным из всех ресурсов, что современный человек является прежде всего создателем, а затем уже потребителем ресурсов и что оптимальные темы роста населения должны превышать темпы самого быстрого внедрения новых технологий.
Контрольные ВОПРОСЫ
1.Перечислите глобальные проблемы человечества и укажите роль государства и права в их решении.
2.Укажите способы воздействия права и государства на защиту экологии.
3.Какие экологические проблемы присущи Казахстану и каковы пути их решения?
4.В чем заключается демографические проблемы для всего человечества и какова роль государства и права в его решении?
× à ñ ò ü II
Ñëîâàðü îñíîâíûõ ïîíÿòèé
òåîðèè ãîñóäàðñòâà è ïðàâà
Абсолютизм (лат. absolutus - неограниченный, безусловный) - форма правления, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.
Абсолютные права - такие субъективные права, которые обеспечиваются пассивной обязанностью (воздержанием от нарушаемых действий) со стороны неопределенного круга лиц (например, право собственности).
Абсолютные правоотношения - такое урегулированное нормой права общественное отношение, в котором управомоченное стороне противостоит неопределенно большое количество пассивно обязанных субъектов.
Абсолютная монархия - разновидность монархической формы правления, для которой характерна неограниченная государственная власть, принадлежащая одному лицу- монарху.
Автономия - форма самоуправления части территории государства, характеризующая правом самостоятельного решения внутренних вопросов.
Авторитаризм - один из видов политического режима, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.)при минимальном участии народа и для которого характерны бюрократически- командные методы управления обществом.
Административно-территориальное деление - это система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления.
Администрация - система исполнительно- распорядительных государственных органов, обеспечивающая реализацию законов в масштабах всей страны или определенного региона.
Акт нормативный - правовой акт, принимаемый субъектами правотворчества, содержащий нормы права, имеющий особую официальную письменную форму и направленный на урегулирование определенных общественных отношений.
Акт применения права (правоприменительный акт) - правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.
Акт толкования права (интерпретационный акт) - правовой акт, который содержит разъяснение смысла юридических норм и выносится специальными компетентными органами.
Аналогия закона - решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.
Аналогия права - решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права.
Апатриды - лица без гражданства.
Аристократия - форма государственного правления, при которой власть находится в руках представителей привилегированного класса.
Аутентическое (авторское) толкование - разъяснение смысла юридической нормы, даваемой тем же органом, который принял данную норму.
Буквальное толкование - разъяснение смысла правовой нормы, при котором этот смысл совпадает с ее текстуальным выражением.
Вето - отказ главы государства подписать законопроект, принятый парламентом.
Вина - психическое состояние, характеризующееся отношением правонарушителя к совершенному им деянию ( см. умысел и неосторожность).
Власть социальная - присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение.
Вменяемость - нормальное психическое состояние лица, при котором оно способно оценить свое место в обществе и отдавать отчет своим действиям.
Вотум - решение, принятое большинством голосов избирательного корпуса или представительного учреждения по определенному вопросу (например, вотум недоверия правительству).
Всенародное голосование (референдум) - принятие непосредственно гражданами управленческого решения по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, обладающее высшей юридической силой.
Всенародное обсуждение - форма демократии, заключающаяся в непосредственном участии граждан в процессе управления государством, выработке и принятии оптимальных государственных решений путем выражения мнений и оценок по наиболее общественно значимой проблеме (например, при обсуждении законопроектов с целью выявить самый широкий спектр предложений и рекомендаций, поступающих от различных групп, слоев, отдельных граждан общества).
Всеобщее избирательное право - признак демократии и избирательной системы, означающей предоставление активного(быть избранным) и пассивного (избирать) права всем дееспособным гражданам страны независимо от их происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, времени проживания в данной местности, рода и характера занятий.
Гарантии законности - средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства.
Генезис - происхождение, возникновение.
Героктократия - власть старейших.
Гипотеза правовой нормы - элемент нормы права, указывающий на условия ее действия (время, место, субъектный состав и т.п.).,которые определяются путем закрепления юридических фактов.
Глава государства - высшее должностное лицо в государстве, являющееся носителем его исполнительной власти и одновременно верховным официальным представителем всего данного общества в сфере внешних сношений.
Государственная власть - публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
Государственная дисциплина - определенные требования к поведению людей, связанные с выполнением правил, предъявляемых к государственным служащим.
Государственно-правовой режим - система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется государственная власть.
Государственное принуждение - осуществляемое организованно, персонифицировано и в пределах юридических предписаний физическое, психологическое либо идеологическое воздействие государственной власти на членов общества, обеспечивающее при помощи государственного аппарата безусловное утверждение государственной воли в области охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, безопасности общества, борьбы с правонарушениями и наказания виновных в их совершении.
Государственный аппарат - система органов, призванных осуществлять задачи и функции государства.
Государственный суверенитет - присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.
Государство - организация политической власти, управляющая обществом в пределах определенной территории, обеспечивающая порядок в обществе и издающая общеобязательные нормы.
Гражданское общество - совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.
Гражданство - устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.
Грамматический способ толкования - прием разъяснения правовых норм, осуществляемый с помощью языковых средств, правил грамматики, орфографии и т.д.
Гуманизм права - один из важнейших принципов права, выражающийся в признании человека как высшей ценности, закреплении и обеспечении его прав, свобод, законных интересов, достоинства личности, условий свободного всестороннего развития и стимулирования подлинно человеческих отношений между людьми.
Дееспособность - установленная (признанная) в законе возможность лица собственными действиями осуществлять свои права и обязанности.
Действие - юридический факт, зависящий от воли и сознания субъекта. Например, издание акта применения, совершение правонарушения и др.
Действия права - содержательно-динамическая сторона права, характеризующая его фактически реализуемую способность осуществлять регулятивное (специально-юридическое), информационно- психологическое (мотивационное), воспитательное (идеологическое,… педагогическое) и социальное воздействие на участников общественных отношений.
Декларация - провозглашение основных принципов; правовой документ, имеющий силу рекомендации.
Деликт - правонарушение, т.е. незаконное действие, проступок, преступление; в более узком смысле - гражданское правонарушение, влекущее за собой обязанность возмещения причиненного ущерба.
Деликтоспособность - способность лица самостоятельно нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.
Демократия - власть народа, форма государственного устройства, основанная на признании народа источником власти на принципах равенства и свободы, на принципе выборности основных органов государства.
Демократизм права - один из важнейших принципов права, выражающийся в юридическом установлении и реальном обеспечении идей народовластия, свободы, равенства, братства, справедливости, ответственности в общественных отношениях, подлежащих правовому регулированию.
Демократический режим - система методов и приемов c помощью которых население участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы), принимая решения большинством с учетом интересов меньшинства.
Деспотия - форма самодержавной власти - неограниченная монархия, отличающаяся полным произволом власти, бесправием подданных.
Диктатура - безраздельная политическая, экономическая и идеологическая власть, не ограниченная законом и осуществляемая единолично (или строго определенной группой лиц во главе с лидером).
Динамизм права - способность права изменяться адекватно изменившимся общественным отношениям, реагировать на появление новых или прекращение отживших социальных связей в различных сферах деятельности.
Диспозитивный метод правового регулирования - способ правового воздействия, связанный с равноправием сторон, координацией, основанный на дозволениях.
Диспозиция правовой нормы - основной элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов.
Дисциплина - определенные требования к поведению субъектам, отвечающие сложившимся в обществе социальным нормам.
Договор нормативный - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права.
Доктринальное толкование норм права - наиболее глубокое и аргументированное разъяснение смысла правовых норм учеными - юристами в монографиях, научных комментариях, статьях и т.п.
Дуалистическая монархия - разновидность ограниченной монархии, при которой монарх, действуя в рамках конституции, и формально, и фактически сохраняет широкие властные полномочия, что ставит его в центр всей политической системы данного общества.
Единоначалие - форма организации управления, при которой во главе соответствующего государственного органа, учреждения или предприятия стоит одно лицо, правомочное принимать юридически обязательные решения.
Естественное право - совокупность неотъемлемых прав и свобод, обусловленных природой человека и не зависящих тем самым от воли конкретного законодателя.
Закон - нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Законность - система требований общества и государства, состоящая в точной и неуклонной реализации норм права всеми и повсеместно.
Законный интерес - отраженная в объективном праве либо вытекающая из его общего смысла и в определенной степени гарантированная государством юридическая дозволенность, выражающаяся в стремлениях субъекта пользоваться определенным социальным благом, а также в возможности обращаться за его защитой к компетентным органам государства или общественным организациям - в целях удовлетворения своих потребностей, не противоречащих общегосударственным.
Законодательная инициатива - закрепленное в Конституции право определенных субъектов внести предложение об издании закона или соответствующий законопроект в законодательный орган, которое порождает у последнего обязанность рассмотреть предложение и законопроект.
Законодательная власть - избранные народом представительные органы, призванные вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов.
Законодательство - система действующих в конкретно-исторический период развития государства законов и основанных на них подзаконных актов.
Законопроект - текст предлагаемого к принятию закона, подготовленный в соответствии с законодательной процедурой, установленной для внесения на рассмотрение законодательного органа или на референдум.
Законотворческий процесс - установленный в юридических нормах вид правотворческого процесса, регламентирующий порядок деятельности законодательного органа государства по выработке, принятию и изданию законов.
Запрет - способ правового регулирования, требующий воздержаться от совершения определенных социально- вредных, правонарушаемых действий.
Злоупотребление правом - использование субъективного права в противоречии с его социальным назначением, влекущее за собой нарушение охраняемых законом личных, общественных либо государственных интересов.
Императивный метод правового регулирования - способ правового воздействия, связанный с властными предписаниями, субординацией, основанный на запретах, обязанностях, наказании.
Импичмент - процедура привлечения к ответственности высших должностных лиц.
Инкорпорация - форма систематизации, совершаемая путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение.
Институт права - упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид( группу) общественных отношений.
Иск - юридическое средство защиты нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса.
Исполнительная власть - назначаемые либо выбираемые исполнительно-распорядительные органы власти, призванные реализовать принятые законы и осуществлять оперативно-хозяйственную деятельность.
Использование права - форма его реализации, связанная с осуществлением субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достигает определенного блага.
Исполнение права - форма реализации права, связанная с выполнением активных обязанностей, строго определенных в законе действий в интересах управомоченной стороны.
Историческо-политическое толкование норм права - способ разъяснения смысла правовых норм, осуществляемый с помощью анализа конкретно-исторических и политических условий их принятия.
Казуальное толкование - разъяснение смысла правовой нормы, обязательное только для данного случая.
Казус - случайное действие, которое (в отличие от умышленного или неосторожного) имеет внешние признаки правонарушения, но лишено элемента вины и, следовательно, не влечет юридической ответственности.
Каноническое право - система нормативных предписаний, принимаемых решениями церковных соборов и постановлений римских пап, регулирующих отношения внутрицерковной организации, а также некоторые семейно-брачные и имущественные отношения.
Качество закона - совокупность социально-экономических, политических и юридических свойств, обусловливающих пригодность закона удовлетворять определенные потребности общества, государства или отдельной личности соответственно природе права.
Квалификация правовая - юридическая оценка деяния, основанная на соответствующих нормативных предписаниях.
Кворум - установленное законом или уставом количество присутствующих на определенном мероприятии, считающееся обязательным условием для признания его решений действительными и юридически значимыми.
Кодекс - систематизированный единый, юридически и логически цельный, внутренне согласованный законодательный акт прямого действия, регулирующий определенную область общественных отношений.
Кодификация - форма систематизации, совершенная путем объединения нормативных актов в единый , логически цельный законодательный акт с изменением их содержания.
Коллизии юридические - противоречия между правовыми нормами, регулирующими одни и те же общественные отношения.
Компетенция - совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно-значимых задач и осуществления соответствующих функций.
Консолидация - форма систематизации, совершенная путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый документ, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение.
Конституция - основной закон (закон законов) государства и общества в целом, обладающий наивысшей (абсолютной) юридической силой, закрепляющий фундаментальные начала общественного и государственного устройства, форму правления, принципы взаимоотношения личности и государства.
Конфедерация - временный союз государства, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей.
Концепция - система взглядов на то или иное понимание явлений, процессов.
Коран - главная священная книга мусульман, сборник религиозно-догматических, мифологических и правовых текстов.
Криминал - уголовное преступление.
Криминалистика - наука о приемах и средствах раскрытия преступлений.
Криминология - наука о причинах преступности и способах борьбы с нею.
Лоббизм - форма воздействия ’’групп давления’’ на управленческие решения в процессе правотворчества и правоприменения в интересах определенных социальных структур.
Логическое толкование норм права - способ разъяснения смысла правовых норм, осуществляемый с использованием законов и правил логики.
Легальная власть - юридическое обоснование власти, соответствие действий государственных органов существующему в стране законодательству.
Легитимность власти - качество взаимоотношений государства и общества, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве подчинять.
Локальный нормативный акт - такой нормативный акт, который принимается администрацией предприятий, учреждений и организаций и который направлен на урегулирование внуртиколлективных отношений в пределах данной структуры.
Материальное право - совокупность правовых норм, институтов, подотраслей и отраслей, с помощью которых государство прямо воздействует на общественные отношения, предоставляя субъектам (посредством прав и обязанностей) возможность удовлетворять их материальные (а не процессуальные) интересов.
Менталитет - склад ума, мироощущение, мировосприятие, психология.
Меры защиты - разновидность правового принуждения, обеспечивающая исполнение юридической обязанности и гарантирующая реализацию права.
Метод теории государства и права - совокупность приемов, принципов, средств, с помощью которых постигается предмет теории государства и права, получаются новые знания.
Метод правового регулирования - совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовая регламентация качественно однородных общественных отношений.
Методология - 1) учение о научном методе познания; 2) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.
Механизм правового регулирования - система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.
Монархия - форма государственного правления, при которой высшая власть не избирается и не назначается, а передается по наследству и осуществляется бессрочно.
Мораль - система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позицией добра, справедливости и честности.
Мотив поведения - внутреннее побуждение лица совершить какое - либо деяние, причина поступка.
Неосторожность - форма вины, при которой лицо, совершившее противоправное общественно опасное деяние, предвидело возможность наступления опасных (вредных) для общественных отношений последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело таких последствий, хотя по обстоятельствам дела должно было и могло их предвидеть.
Неофициальное толкование - разъяснение смысла правовых норм органами или отдельными лицами по своей инициативе, не влекущее юридических последствий.
Норма права - общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование конкретного вида общественных отношений.
Нормативное толкование норм права - разъяснение смысла правовых норм, имеющее общее значение (распространяющееся на большой круг лиц и случаев).
Нормативность - признак права, выражающий собой в концентрированном виде всеобщность, обязательность, непрерывность и территориальную общность действия правовых предписаний.
Обратная сила закона - распространение действия закона на случаи, имевшие место до вступления его в силу.
Общественный порядок - состояние урегулированности общественных отношений, которое достигается с помощью не только правовых норм и их соблюдения (законности), но и других социальных норм и их соблюдения (дисциплины).
Общество - (в широком смысле) - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; (в узком смысле) - исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.
Объект правоотношения - то, на что обращены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи (материальные и нематериальные блага, продукты духовного творчества, ценные бумаги, документы, результаты определенных действий).
Объективная сторона правонарушения - совокупность внешних признаков, характеризующих данное деяние (действие либо бездействие) лица, что нарушает правовые предписания, причиняет вред обществу, государству, личности.
Обыденное толкование - неофициальное разъяснение правовой нормы на основе повседневной практики и житейского опыта.
Ограничительное толкование норм права - разъяснение правовой нормы, действительный смысл которой уже ее текстуального выражения.
Олигархия - (греч. oligarchia - власть немногих) - политическое и экономическое господство, власть небольшой группы лиц, а также сама такая группа.
Относительное правоотношение - разновидность правоотношения, в котором индивидуализированы (поименно известны, персонифицированы) обе стороны.
Отрасль права - упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений.
Охлократия - господство толпы.
Парламент - высший представительный орган власти.
Парламентская республика - разновидность республиканской формы правления, характеризующаяся тем, что парламент формально является полновластным органом, который формирует политически ответственное перед ним правительство и избирает (непосредственно или же в составе особой коллегии выборщиков) президента, являющегося главой лишь государства, но не исполнительной власти.
Подзаконный нормативный акт - изданный на основе и во исполнение законов акт, содержащий юридические нормы.
Политика - это искусство управления обществом, которое характеризует отношения по поводу власти между классами, партиями, нациями; между государством, с одной стороны и народом с другой.
Политический режим - система методов, приемов и средств, средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.
Полномочие - комплекс прав и обязанностей, предоставленный субъекту в соответствии с занимаемой должностью и необходимый для разрешения какого-либо вопроса.
Право - система обшеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.)., устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Правовая аксиома - положение правовой теории, которое берется в исследованиях в качестве исходного, не требующего доказательства.
Правовая идеология - система взглядов, учений, теорий, идей, представлений, убеждений, концепций, в которых отражается отношение людей к действующему и желаемому праву.
Правовая информация - существующие в обществе сведения о юридических нормах и принципах, юридической практике и юридической системе в целом.
Правовая культура личности - знание, понимание и уважение права, а также деятельность в соответствии с ним.
Правовая культура общества - уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.
Правовая политика - деятельность государства по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокой правовой культуры общества и личности.
Правовая психология - совокупность переживания чувств, настроений, эмоций, в которых отражается отношение людей к действующему и желаемому праву.
Правовая семья - совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.
Правовая система общества — конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства.
Правовая фикция — несуществующее положение, признанное законодательством существующим и ставшее в силу этого общеобязательным.
Правовое воздействие — взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей.
Правовое воспитание — целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры.
Правовое государство — организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания (с помощью права) государственной власти с целью избежать злоупотреблений.
Правовое дозволение — предоставляемая субъекту нормами права возможность самостоятельно осуществлять свои интересы.
Правовое наказание — форма и мера юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате которого субъект в чем -то обязательно ограничивается, чего -то лишается.
Правовое ограничение — правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите.
Правовое поощрение — форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается.
Правовое предписание — властное веление, выражают государственную волю, выступающее регулятором общественных отношений путем формулирования общеобязательной или индивидуальной нормы поведения для соответствующих субъектов права.
Правовое регулирование — осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочить.
Правовой нигилизм - отрицание права как ценности, неверие в право, незнание права, неуважение права.
Правовой обычай — исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей, вошедшее в привычку (в результате многократного применения) и приводящее к правовым последствиям.
Правовой режим — особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.
Правовой статус субъекта — юридически закрепленное положение лица в обществе, выражающееся в определенной системе его прав и обязанностей.
Правовые средства — все те юридические инструменты (явления), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение поставленных целей.
Правомочие—предусмотренная в нормах права и обеспеченная государством возможность участника правоотношения осуществлять определенные деяния или требовать соответствующего поведения от других участников этого правоотношения.
Правомерное поведение — деяние субъектов, соответствующее нормам права и социально полезным целям.
Правонарушение — виновное, противоправное, общественно вредное деяние (действие либо бездействие) деликтоспособного лица, причиняющее вред интересам общества, государства, личности.
Правоотношение — урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями.
Правопорядок — система общественных отношений, в которой поведение субъектов является правомерным; состояние урегулированности социальных связей.
Правосознание — совокупность чувств, эмоций, представлений, идей, взглядов, в которых отражается отношение людей к действующему или желаемому праву.
Правосубъектность — признаваемая и обеспечиваемая государством способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности, а также лично своими действиями осуществлять их в правоотношении.
Правоспособность — установленная (признанная) в законе возможность лица иметь субъективные права и юридические обязанности.
Правотворчество — деятельность компетентных органов (прежде всего государственных) по принятию, изменению и отмене юридических норм.
Преамбула — вводная или вступительная часть нормативного акта, содержащая указания на обстоятельства, послужившие поводом к его принятию, излагающая цели и задачи, стоящие перед данным документом.
Предмет правового регулирования — те общественные отношения, социальные связи, которые упорядочивает право.
Президентская республика — разновидность республиканской формы государственного правления, в которой верховная власть принадлежит президенту как главе государства, избираемому всенародным голосованием (либо парламентом или же особым институтом) и выступающему в системе разделения властей субъектом координации всех ветвей власти.
Презумпция — факт, существование или отсутствие которого предполагается установленным (неустановленным), поскольку доказаны другие, находящиеся с ним в связи, факты.
Презумпция невиновности — закрепленное в праве предположение, согласно которому каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Прецедент - решение суда или какого-либо другого государственного органа, вынесенное по конкретному делу и обязательное при решении аналогичных дел в последующем.
Преюдициальность — обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением или приговором суда по какому-либо другому делу.
Применение права — властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт.
Принципы права — основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.
Причинная связь — необходимая связь между явлениями, при которой одно явление (причина) предшествует другому (следствию) и порождает его (вредоносный результат должен быть следствием, а само поведение — причиной именно этого результата).
Пробел в праве — полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм.
Публичное право — упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих процесс организации и деятельности органов государства, процесс осуществления общественных интересов.
Распространительное (расширительное) толкование —
разъяснение юридических норм, действительный смысл которых шире их текстуального выражения.
Ратификация - утверждение высшим органом государственной власти международного договора.
Республика - форма правления, при которой высшая государственная власть избирается на определенный срок.
Рецепция римского права - заимствование и усвоение в средние века странами Западной Европы римского права.
Санкция - часть правовой нормы, в которой указываются правовые последствия в случае ее нарушения.
Сенат - верхняя палата Парламента в ряде стран, в том числе и в Республике Казахстан.
Субъект права - носитель прав и обязанностей; субъектом права может быть лицо физическое и лицо юридическое.
Событие - юридический факт, не зависящий от воли и сознания субъектности. Например, стихийные бедствия, смерть человека от естественных причин и др.
Теократия - форма правления, при которой политическая власть принадлежит главе церкви, духовенству.
Толкование права — деятельность, направленная на установление смысла юридических норм.
Умысел — форма вины, при которой лицо сознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит вредные последствия и желает (прямой умысел) либо не желает, но сознательно их допускает или относится к ним безразлично (косвенный умысел).
Унитарное государство — простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета (здесь существует единая система высших органов и единая система законодательства).
Унификация правовых норм - приведение правовых норм к единой системе, форме, к единообразию.
Фактический состав — совокупность юридических фактов, необходимых для наступления определенных правовых последствий.
Федеративное государство — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают суверенитетом и другими признаками государственности (в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации).
Физическое лицо — индивид, выступающий в правоотношениях носителем субъективных прав и юридических обязанностей.
Форма государства — способ организации политической власти, охватывающий форму государственного правления, форму государственного устройства и государственно-правовой режим.
Форма государственного правления — элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с гражданами.
Форма государственного устройства — элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.
Форма права — способ выражения вовне государственной воли, объективирования юридических правил поведения
Функции государства — основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач
Функции права — основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.
Ценность права — реальная положительная значимость права как специфического социального регулятора для осуществления интересов общества, государства, различных групп и индивидов.
Частное право — упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц
Экстерриториальность - особые права и преимущества (неприкосновенность личности и жилища, неподсудность местным уголовным и гражданским судам, освобождение от повинностей и налогов), взаимно предоставляемые государствами иностранным дипломатическим представительствам.
Этатическое государство - государство, которое сосредоточило в своих руках всю полноту власти и контролирует общество полностью.Такое государство стоит над правом, в нем отсутствует гражданское общество.
Эффективность права — соотношение между результатами действия правовых норм и теми социальными целями, для достижения которых они были приняты.
Юридическая обязанность — мера юридически необходимого поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица.
Юридическая ответственность — необходимость лица подвергнуться государственному принуждению в виде мер личного, имущественного и/или организационного характера.
Юридическая практика — деятельность компетентных субъектов по принятию (толкованию, применению и т.д.) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом.
Юридическая техника — система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях повышения их эффективности.
Юридическое лицо — организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридический прецедент - судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении сходных дел.
Юридический факт - конкретное жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает наступление определенных юридических последствий. Юридические факты делятся на события и действия.
Юридические последствия - реальный результат действия правового акта, выражающийся в приобретении субъектами прав и несения обязанностей.
Юриспруденция - правоведение, совокупность наук о праве.
Юстиция - 1) правосудие; 2) система судебных учреждений.