Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Пробелы в праве и пути их устранения



 

В практике правоприменения возникают случаи, когда определенные обстоятельства, имеющие юридический характер, не урегулированы нормами права. Подобное состояние называется пробелом в праве.

Пробелы в праве это отсутствие в действующей системе законодательства нормы права, необходимой для решения вопроса, требующего правового регулирования.

Существуют следующие методы, способы преодоления, выполнения пробелов в праве:

1. Аналогия закона – применение в процессе применения сходной правовой нормы.

2. Аналогия права – решение конкретного дела на основе общих принципов права (гуманизм, справедливость, равенство перед законом и др.).

Аналогия закона и аналогия права должны применяться в исключительных случаях.

В уголовном праве аналогия права и аналогия закона запрещаются, поскольку действует непреложный принцип “нет преступления без указания на то в законе”, что служит гарантией защиты личности. В других отраслях права аналогия допускается, а в таких, как гражданское и гражданско-процессуальное право, она прямо закреплена.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте определение реализации права и раскройте его формы.

2. В чем главное предназначение права и каковы его основные функции?

3. Каковы особенности применения права? Кто может быть субъектом применения права?

4. Назовите стадии применения права.

5. Раскройте структуру акта применения.

6. В чем причина существования пробелов в праве? Назовите пути их устранения.

7. В какой отрасли права запрещена аналогия права и аналогия закона?


Тема 19.

Толкование права

 

Толкование правовых норм – это сложный волевой процесс, цель которого установить точный смысл нормы права.

Объектом толкования являются законы и подзаконные акты. Толкование состоит из двух частей – уяснения и разъяснения.

Толкование-уяснение – это внутренний мыслительный процесс, происходящий в сознании субъекта, применяющего норму права. Это уяснение для себя и внутри себя, поэтому оно не имеет внешних форм выражения. Уяснение является необходимым условием реализации права во всех формах: при соблюдении, исполнении, использовании. Оно всегда предшествует разъяснению.

Толкование-разъяснение – адресовано не себе, а другим участникам отношений. При разъяснении результаты находят выражение в письменной форме: официальный акт, документ, правовой акт, либо в устной: совет, рекомендация.

Таким образом, разъяснение права есть объяснение и изложение смысла государственной воли в нормативно-правовых актах.

Виды толкования:

1. По субъектам:

а) официальное – оно дается уполномоченными на то субъектами: государственными органами, должностными лицами, общественными организациями. Официальное толкование юридически значимо, вызывает правовые последствия.

Официальное толкование бывает нормативным и казуальным, аутентическим и легальным.

Нормативное толкование не ведет к созданию новых правовых норм, оно только разъясняет смысл уже действующих. Имеет общий характер и призвано обеспечить единообразие в понимании и применении норм права.

Казуальное толкование не имеет общего характера, не общеобязательно по значению, а сводится лишь к толкованию правовой нормы с учетом ее применения к конкретному случаю. Оно дается компетентным органом по поводу рассмотрения конкретного дела и обязательно лишь для него.

Аутентичное толкование означает, что разъяснение смысла применяемых норм исходит от принявшего их органа.

Легальное толкование осуществляется теми субъектами, которым это поручено. Легальное толкование имеет подзаконный характер;

б) неофициальное толкование – это разъяснение правовых норм, даваемых не уполномоченными на то субъектами. Оно не является общеобязательным и юридически значимым, не влечет юридических последствий.

Неофициальное толкование делится на обыденное, профессиональное, доктринальное (научное).

2. По способам различают следующие виды толкования:

а) грамматическое – анализ текста нормативного акта, выяснение значения юридических терминов;

б) логическое – исследуется логическая связь отдельных положений закона с правилами логики;

в) систематическое – уяснение содержания правовых норм в их взаимной связи, с их местом и значением в данном нормативном акте, институте, отрасли права в целом;

г) специально-юридическое – основывается на профессио-нальных знаниях юридической науки и законодательной техники;

д) историко-политическое – выясняется законодательная воля в связи с исторической обстановкой издания акта, расстановкой политических сил и др.

3.По объему различают:

а) адекватное (буквальное) толкование – здесь “дух” и “буква” закона совпадают, т.е. словесное выражение нормы права и ее действительный смысл идентичны;

б) расширительное – действительный смысл и содержание правовой нормы шире, чем ее словесное выражение;

в) ограничительное – действительный смысл нормы права уже, чем ее словесное выражение.

Согласно ст. 72 Конституции РК Конституционный Совет дает официальное толкование норм Конституции.

Рассмотрим более подробно толкование-разъяснение. От толкования-уяснения последнее отличается тем, что оно либо дается компетентным государственным органом или управомоченной на то общественной организацией, либо содержится в высказываниях отдельных лиц.

Данное толкование различается по субъектам - официальное и неофициальное.

В процессе толкования смысл нормы не может искажаться. Разъяснение не должно изменять содержание правовой нормы и преследует только одну цель: выявить волю законодателя.

Толкование - одна из стадий процесса применения норм права, но оно может быть самостоятельным актом, преследующим цель укрепления законности. В качестве примера толкования как самостоятельного процесса можно привести деятельность Конституционного совета РК по разъяснению смысла норм Конституции РК. В результате такого официального толкования Конституционный совет принимает самостоятельный акт толкования.

Фактически результатом толкования должна быть полная определенность смысла нормативного акта, которая заключается в его точности, безоговорочности, отсутствии каких-либо параллельных решений; не следует допускать выводы «и то, и другое», «и да, и нет».

В процессе толкования правовых норм большое значение имеют акты толкования - интепретационные акты, которые содержат конкретизирующие нормативные предписания, разъясняющие юридические нормы. Они действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы. Акты толкования зависят от них и в принципе разделяют их судьбу.

В теории государства и права различаются два вида актов толкования:

интерпретационные акты правотворчества - нормативные юридические аткы, изданные в порядке аутентичного или легального толкования;

интерпретационные акты правоприменения - специфические правовые акты, содержащие правила применения норм права, сформулированные в результате обобщения опыта их жизнедеятельности.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Раскройте смысл толкования права.

2. Выделите виды толкования права.

3. В чем суть толкования-разъяснения?

4. Как вы понимаете выражение «Конституционный Совет РК дает официальное толкование норм Конституции РК»?

Тема 20.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.