Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Механизм правового регулирования



 

Порядок в обществе регулируется различными средствами. Среди них выделяются правовые средства. К ним относятся нормы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, поощрения, наказания и т. д.

Признаки правовых средств:

1) выражают собой юридические способы обеспечения интересов субъектов права;

2) сочетаясь определенным образом, они выступают основными “работающими частями” действия права, правового регулирования, правовых режимов;

3)имеют юридическую силу и поддерживаются государством.

Виды правовых средств:

1.В зависимости от отраслей права – конституционные, административные и др.

2.В зависимости от характера – материальные и процессуальные.

3. В зависимости от функциональной роли – регулятивные и охранительные.

4. В зависимости от информационно-психологической направленности (чьим интересам отдается предпочтение) – стимулирующие (поощрения, льготы, дозволения) и ограничивающие (наказания, запреты, обязанности).

Юридические средства участвуют в правовом регулировании и правовом воздействии.

Правовое регулирование – это осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения в целях их упорядочения.

Правовое воздействие – взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей.

Правовое регулирование есть специально-юридическое воздействие и связано оно с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, и осуществляется оно через правовые отношения.

Правовое воздействие есть процесс влияния не только на правовые, но и на экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние.

Таким образом, правовое регулирование уже, чем правовое воздействие.

Цель правового регулирования – упорядочить общественные отношения, обеспечить реализацию позитивных интересов субъектов, устранить разнообразные и многочисленные препятствия, которые тормозят управленческий процесс и мешают удовлетворению правомерных интересов юридических и физических лиц.

Препятствия можно классифицировать по различным основаниям:

а) в зависимости от волевого характера – поддающиеся управлению и не поддающиеся управлению.

Примерами, поддающимися управлению, являются недостатки правоприменения, коллизионность правовых норм. Такие недостатки могут быть вполне устранимы в процессе управления и поддаются целенаправленной корректировке.

Примерами препятствий не поддающихся корректировке относятся стихийные бедствия, природные явления, климатические условия и другие факторы;

б) в зависимости от наличия или отсутствия определенных факторов при осуществлении управленческого процесса –препятствия делятся на присутствующие, т.е. то, что мешает; отсутствующие, т.е. то, чего не хватает.

К первым относятся прежде всего правонарушения, ко вторым – пробелы в праве, отсутствие решающего юридического факта.

Механизм правового регулирования (МПР) как раз и есть такая система правовых средств, которая позволяет наиболее последовательно и юридически гарантированно бороться с препятствиями.

Механизм правового регулирования – это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Цель механизма правового регулирования – обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям, т. е. гарантировать их справедливое удовлетворение.

Структура (стадии) механизма правового регулирования:

1. Норма права.

2. Юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт.

3.Правоотношение.

4.Акты реализации прав и обязанностей.

5.Охранительный правоприменительный акт (факульта-тивный элемент).

На первой стадии формулируется правило поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права. Это отражается в нормах права.

На второй стадии происходит осуществление или наступление жизненных обстоятельств, при которых начинаются правоотношения. Это есть юридический факт, который используется в качестве “спускового крючка” для движения конкретных интересов по юридическому “каналу”.

Однако в жизни зачастую для этого необходим не один, а несколько юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Например, право гражданина на получение высшего образования реализуется только после вынесения правоприменительного акта в виде приказа о зачислении на учебу.

На третьей стадии наступает конкретная правовая связь между субъектами, которая реализуется через их субъективные права и юридические обязанности, т. е. через правоотношения.

На четвертой стадии реализуются субъективные права и юридические обязанности. Здесь правовое регулирование достигает своей цели – позволяет субъекту удовлетворять свои интересы. Акты реализации субъективных прав и обязанностей – это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании.

Пятая стадия является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда беспрепятственная форма реализации права не удается и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприме-нительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения.

Данная стадия отражается в охранительных право-применительных актах.

Эффективность правового регулирования – это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.

Для эффективности правового регулирования большую роль играют стимулы и ограничения.

Правовой стимул — это правовое побуждение к законопос­лушным действиям, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования. Общие признаки реализации правовых стимулов:

1) они связаны с благоприятными условиями для осущест­вления собственных интересов личности, так как обещают либо предоставляют ценности, а иногда отменяют либо снижают меру лишения ценностей (например, отмена или снижение меры на­казания есть стимул);

2) расширяют объем возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные пра­ва, законные интересы, льготы, поощрения;

3) обозначают собой положительную правовую мотивацию;

4) предполагают повышение положительной активности;

5) направлены на упорядоченное изменение общественных связей, выполняют функцию их развития. В этих признаках заключается их необходимость и социальная ценность.

Виды правовых стимулов:

по элементу структуры нормы права можно выделить юри­дический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, закон­ный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция);

по предмету правового регулирования — конституционные, гражданские, экологические и т. п.;

по объему — основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота);

по времени действия — постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия);

по содержанию — материально-правовые (зарплата) и мо­рально-правовые (благодарность).

Правовое ограничение — это правовое сдерживание противозаконной акции, создающее условия для охраны и защиты интересов контрсубъекта и общественных интересов.

Общие признаки реализации правовых ограничений:

1) они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собст­венных интересов субъекта, ибо направлены на их сдержива­ние и одновременно на удовлетворение интересов противостоя­щей стороны и общественных интересов в охране и защите;

2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свобо­ды, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обя­занностей, запретов, наказаний и т. п.;

3) обозначают собой отрицательную правовую мотивацию;

4) предполагают снижение отрицательной активности;

5) направлены на защиту общественных отношений, вы­полняют функцию их охраны.

Виды правовых ограничений:

по элементу структуры нормы права можно выделить юри­дический факт-ограничение (гипотеза), юридическую обязан­ность, запрет, приостановление и пр. (диспозиция), наказание (санкция);

по предмету правового регулирования — конституционные, гражданские, экологические и т. п.;

по объему — полные (ограничение дееспособности детей) и частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет);

по времени действия — постоянные (установленные зако­ном избирательные ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении);

по содержанию — материально-правовые (лишение пре­мии) и морально-правовые (выговор).

Также в механизме правового регулирования применяются такие правовые средства как правовые льготы и правовые поощрения.

Правовая льгота— это правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять собст­венные интересы и выражающиеся как в предоставлении до­полнительных особых прав (преимуществ), так и в освобожде­нии от обязанностей.

Признаки правовых льгот:

1) связаны с более полным удовлетворением собственных интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов (цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязан­ностей выступают в качестве льготы. Например, увеличение властных полномочий администрации в условиях чрезвычай­ного положения, освобождение иностранцев от воинской служ­бы не являются правовыми льготами, так как перед ними стоят другие цели);

2) представляют собой специфические исключения из об­щих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступая способом юридической дифференциации (льготы — это элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта возможностями юридического характера);

3) в отличие от привилегий выступают правомерными ис­ключениями, законными изъятиями, установленными компетент­ными органами в нормативных актах в соответствии с демокра­тическими процедурами нормотворчества.

Правовые льготы выполняют две основные функции:

компенсационную (создают хотя бы примерно равные воз­можности для развития лиц неравных в силу биологических и социальных причин);

стимулирующую (побуждают к отдельным видам общест­венно-полезной деятельности, обеспечивая благоприятные ус­ловия для удовлетворения собственных интересов лица).

Правовые поощрения — это форма и мера юридического одобрения добровольного, заслуженного действия, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприят­ные последствия.

Признаки правовых поощрений:

1) заслуженность поведения, т. е. добросовестный право­мерный поступок, связанный со «сверхисполнением» субъек­том своих обязанностей либо с достижением общепризнанного полезного результата, требующего поощрения;

2) добровольность, ибо в поощрительной норме содержится призыв совершить желательный для общества и государства, но не обязательный для каждого субъекта поступок (поощрение жестко не предписывает тот или иной вид социально ценного поведения, а воздействует благодаря привлекательности и выгодности обещанных в установленной норме последствий);

3) юридическое одобрение добровольного заслуженного по­ступка в форме вознаграждения (для правового поощрения не­обходимы лишь определенные формы одобрения — юридиче­ские, с соответствующими количественными и качественными характеристиками — мерой, зависимыми от степени заслуг);

4) взаимовыгодность их как для субъекта, так и для обще­ства (поощрение сочетает различные интересы, гармонизирует их, удовлетворяя благоприятными последствиями);

5) выступают в качестве юридического стимула, как пра­вило, самого действенного по сравнению с субъективными пра­вами, рекомендациями, льготами и т. п.

Правовые поощрения выполняют следующие функции:

1) контролирующую, с помощью которой законодатель и правоприменитель корректируют ту или иную деятельность лиц (например, путем обозначения в нормативных и правоприменительных актах действий, в которых заинтересовано общество и государство);

2) мотивационную, с помощью которой поощрение побуж­дает к «сверхисполнению» обязанностей и к совершенствова­нию социально-полезных творческих действий, превосходящих обычные требования, развивает трудовую и общественно-поли­тическую активность (мотивация построена на основе привле­кательных и заранее обещанных благоприятных последствий);

3) коммуникативную, с помощью которой поощрительные меры выражают определенную юридическую информацию, со­держат конкретные сообщения, поступающие от субъекта управ­ления (законодателя, правоприменителя) к объекту (лицам) и служат тем самым особым способом связи между ними;

4) оценивающую, с помощью которой управляющий орган дает официальную положительную оценку чьего-либо заслу­женного поведения, публично признает и одобряет его, отража­ет степень его полезности для общества, выделяет лучших субъ­ектов, достойных поощрения;

5) гарантирующую, с помощью которой поощрения созда­ют благоприятные условия для укрепления дисциплины и по­рядка, обеспечивают реализацию других юридических средств (прежде всего обязанностей);

6) распределяющую, с помощью которой право, закрепляя меру поощрения за инициативное, добросовестное поведение, устанавливает тем самым условия пользования определенными благами, в получении которых выражен собственный интерес субъектов;

7) воспитательную, с помощью которой поощрение, созда­вая у человека хороший психологический настрой, вдохновляет его к проявлению инициативы, к творчеству.

Правовые поощрения весьма многообразны. Они использу­ются в разных областях социальной жизнедеятельности Их соответственно можно классифицировать по:

предмету правового регулирования — на административ­ные (досрочное присвоение специального звания), трудовые (на­граждение Почетной грамотой), уголовно-исполнительные (дос­рочное освобождение из мест лишения свободы) и т. п.;

их юридической природе — на материально-правовые (на­граждение именным оружием) и процессуальные (вознаграж­дение свидетеля за предоставление особо ценной информации)”

сфере использования — на поощрения в области литературы, искусства, науки, техники, государственной и воинской службы и т. п.;

применяющим их субъектам — на государственные (пре­зидентские, правительственные, министерские и т. п.) и негосу­дарственные;

форме связи с благом — на предоставляющие дополни­тельные блага (награждение ценным подарком, медалями и ор­денами) и освобождающие от обременении (досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания);

содержанию — на финансово-экономические (выдача де­нежной премии), моральные (объявление благодарности) и ор­ганизационные (присвоение в органах внутренних дел специ­ального звания на одну ступень выше предусмотренного по за­нимаемой штатной должности);

связи с конкретной профессиональной деятельностью — на профессиональные [присвоение почетного звания «Заслужен­ный юрист РК», «Заслуженный деятель науки РК») и общесоциальные (вручение аттестата «Алтын белгi» за отличную учебу в средней школе) и т.п.

В реализации механизма правового регулирования большую роль играет сочетание методов убеждения и принуждения в праве.

Убеждать — значит склонять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давле­ния, расширяя свободу выбора. Убеждение возможно через та­кие позитивные юридические средства, как субъективные пра­ва, законные интересы, льготы и т. д. Убеждение основывается на заинтересованности, доказательствах законности и целесообразности сознательного поведения, отвечающего нормам пра­ва, и должно использоваться как основной метод.

К важным формам убеждения относятся правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов. В этом смысле боль­шое значение имеют преамбулы нормативных актов, обосновы­ваются цели и задачи их принятия.

Принуждать— значит склонять людей к определенной деятельности путем силового давления (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осуществляться в правовой сфере через такие юридические средства, как меры пресечения, приостановления, наказания и т. д. Особенности принуждения:

1) это более жесткий метод воздействия права на субъек­тов;

2) является второстепенным, применяемым после убеждения;

3) реализуется в особой процессуальной форме, установ­ленной в праве;

4) выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания, т. е. включает черты убеждения правонару­шителей и других членов общества в необходимости выполнять правовые предписания.

Главная задача законодателя — установить оптимальное сочетание мер принуждения и убеждения в праве.

Убеждение и принуждение воплощаются в двух соответст­вующих способах правового регулирования — диспозитивном и императивном.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Раскройте понятие механизма правового регулирования.

2. Назовите стадии механизма правового регулирования.

3. Какова роль правовых стимулов и ограничений в эффективности механизма правового регулирования.

4. Раскройте содержание правовых льгот и поощрений.

Тема 25.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.