В юридической науке часто используются различные философские категории – форма, сущность, функция, содержание. Так, под формой понимается внешнее выражение предмета или явления, отражающее его внутреннюю сущность.
Сущность – это основное назначение предмета или явления, показатель того, для чего оно необходимо, чему оно служит.
Функция – это основные направления деятельности данного явления или предмета, основные его назначения.
Содержание – это внутреннее содержимое предмета или явления, которое находится в рамках данной формы.
Право как общественное явление имеет внутреннюю и внешнюю форму. Внутренняя форма права – это его структура, система элементов, составляющих содержание данного явления.
Под внешней формой права понимается комплекс юридических источников, формально закрепляющих правовые явления и позволяющих адресатам правовых норм ознакомиться с их реальным содержанием и пользоваться ими.
Понятие “форма права” и “источник права” тесно связаны, но не совпадают. Если “форма права” показывает, как содержание права организовано и выражено вовне, то “источник права” – истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения.
В связи с этим источники права можно разделить на материальные, идеальные и юридические.
Материальные – коренятся прежде всего в системе объективных потребностей общественного развития, в экономических отношениях.
Идеальные – идеологическое осознание законодателем объективных потребностей общественного развития и принятие на этой основе правовых норм.
Юридические – исходящие от государства или призна-ваемые им официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.
В юридической литературе выделяются следующие источники права:
Правовой (санкционированный) обычай – одна из наиболее древних форм права. Правовой обычай – это правило поведения, которое в силу многократного повторения становится привычкой, передается из поколения в поколение и защищается принудительной силой государства. Истории известно много случаев, когда обычаи родового строя, трансформируясь, перерастали постепенно в санкциониро-ванные обычаи. Самыми распространенными обычаями при родовом строе были обычаи кровной мести и обычаи “око за око, зуб за зуб”, т.н. принцип “талиона”. Постепенно эти обычаи заменялись штрафом, а штраф по мере расслоения общества на группы уже приобретал дифференцированный характер.
В казахском обществе обычаи служили основным источником права. Соответственно, в казахском обществе основной формой права являлся правовой или санкциониро-ванный обычай. Основным актом, где были сосредоточены правовые обычаи являлся свод законов хана Тауке «Жетi Жар№ы».
Юридический или судебный прецедент – решение суда по конкретному делу, являющееся образцом при разрешении аналогичных дел, которому государство придает общеобязательную силу.
Судебный прецедент широко применяется в Англии, США, Индии и других странах. Это удачные, справедливые решения суда, которые являются эталоном при разрешении других аналогичных дел.
Прецедент может быть как судебным, так и администра-тивным. Он предоставляет судье или должностному лицу непростую возможность личного усмотрения, поскольку при отсутствии полной аналогии жизненных ситуаций именно они обладают правом оценивать степень аналогичности рассматриваемых обстоятельств. Причем в прецеденте не обязательно все предшествующее решение, а лишь суть правовой позиции суда, вынесшего первоначальное решение или приговор.
Нормативный договор – это решение двух или более сторон, имеющее общеобязательное значение, гарантируемое силой государства.
Нормативные договоры получают все более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, международном и других отраслях права. Они бывают внутригосударственными и международными, учредительными и обычными, типовыми и текущими.
Наиболее распространенный пример – это коллективный договор между администрацией предприятия и профсоюзной организацией, представляющей трудовой коллектив. Он выполняет значительную роль при регулировании трудовых отношений.
Нормативные правовые акты являются основной и наиболее совершенной формой современного права.
Нормативно-правовой акт – это официальный документ, принятый компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы.
В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.
Закон– это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый высшим законодательным органом в особом процедурном порядке.
Ведущее место Закона определяется следующими признаками:
1) Закон принимается, отменяется и изменяется только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума;
2) Закон принимается в особом процессуальном порядке;
3) Все иные нормативно-правовые акты не должны противоречить законам, если есть такое противоречие, то действует закон;
4) Закон содержит нормы первичного исходного характера. Все иные акты производны от законов и призваны детализировать и конкретизировать нормы законов;
5) Закон регулирует наиболее важнейшие основопола-гающие отношения.
Законы делятся на конституционные и текущие.
Конституционные законы закрепляют основы обществен-ного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства.
К ним относятся конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, конкретизирующие ее содержание.
Конституция – это основной закон государства. Он занимает главное место в системе нормативно-правовых актов, является юридической базой всего законодательства.
Перечень конституционных законов исчерпывающе определен Конституцией.
Текущие (обычные) законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны.
Подзаконные нормативно-правовые акты – это акты, принимаемые исполнительно-распорядительными органами государства на основе и во исполнение законов. К ним относятся:
– указы президента;
– постановления и решения правительства;
– нормативные акты министерств, ведомств, комитетов в виде инструкций, положений, приказов и другие;
– нормативные акты местных исполнительных органов;
– локальные нормативные акты, т.е. акты, принимаемые организациями, предприятиями, учреждениями.